Наверняка многие из вас не раз задавались этим вопросом. Балетное искусство в принципе хранит в себе немало секретов, которые так и манят людей, и которые очень хочется узнать. Вот и сегодня мы откроем один из них. А именно — секрет балетной туфельки.
Наверное, не найдётся такой девочки, которая не пыталась бы встать на кончики пальцев. Как настоящая балерина. Ну, конечно же, максимум возможного для большинства девочек — это так называемая ходьба на цыпочках. А у взрослых — и это может вызывать проблемы.
Так за счёт чего же удаётся это прелестным балеринам? Встать всем весом на кончики пальцев или красиво пробежаться на них через всю сцену. Секретов два — один в подготовке самой балерины, второй — в балетной туфельке.
Давайте разбираться.
***
В первую очередь удержаться на одной ножке, да ещё и на самых кончиках пальцах, балерине помогает апломб. Так называется умение держать равновесие. Этому навыку учат с самого начала обучения в балетной школе. Без апломба балерина не удержится в большинстве балетных поз не только в пуантах, но и на полупальцах (это и есть так называемое народе "на цыпочках".
За счёт чего достигается этот загадочный апломб?
Абсолютно все ножные мышцы балерины должны быть подтянуты. В колене, в бедре, в икрах… Ножка — будто натянутая струна. Так и получается ось, которая сохраняет равновесие балерины.
Ну а выработанный с детства подъем помогает балерине продолжить линию этой оси и поставить ногу в максимально вертикальное положение.
Посмотрим, как же устроена балетная туфелька.
Как и в обычной обуви, в пуантах есть стельки. Только здесь они очень жесткие, что играет ключевую роль.
Именно они "держат" ступню и не
ей выгнуться (завалиться) вперёд настолько, что это приведёт к травме. То есть стелька — это своего рода "предохранитель".
Сломанная стелька ступню не держит, как можно увидеть на этом фото:
И вот мы, наконец, приблизились к окончательной разгадке. Самая важная часть пуант, которая создаёт волшебный эффект "стояния на пальцах" — это коробочка:
Именно эта коробочка не даёт проскользнуть ступне (и прежде всего пальцам) слишком глубоко в туфельку. Пальчики при этом должны быть ровно расположены в коробочке.
Как вы видите, пальцы не упираются в конец туфельки. А значит и стоять буквально на них балерина не может. А на что же она опирается?
Всю нагрузку на себя берет вальгусная часть стопы. Именно на неё и приходится все давление, весь вес балерины.
Каждый из вас знает, что происходит с обувью, когда она разнашивается. Она становится, шире и нога уходит вперёд. С балетной туфелькой такое произойти не может и не должно. Если нога балерины уйдёт "вперёд", это приведёт к травме. Именно поэтому коробочка сделана из негнущегося и очень плотного материала. Однако пальцы лишь располагаются в ней. Но нагрузку на себя не берут.
***
И, наконец, ещё одна важная деталь – "пятак". Это кончик туфли.
Как вы видите, его плоская форма и достаточная площадь — это ещё одна "подмога" балеринам в танцах "на пальцах".
Кстати, пуанты балерина обновляет, конечно же, регулярно. Стельки ломаются, атлас изнашивается, рвётся… В общем, ничто не вечно,тем более балетная туфелька. Так что профессиональные балерины меняют пуанты часто. И у них всегда есть готовые в запасе.
***
И напоследок предостерегу вас. Не случайно я рассказывала про апломб, подъем, ось… Теперь вы понимаете, что недостаточно иметь балетную туфельку, чтобы "встать на пальцы". Нужна серьёзная подготовка. Без неё — как минимум, встать в пуантах не получится. Ну а в худшем случае можно серьёзно травмироваться.