Найти тему

Жизнь Паустовского в доме-музее Пожалостина

Отдыхал в санатории «Солотча». В одноименном поселке. Хотя, как и Москва, Рязань постоянно расширяет свои границы. И сейчас Солотча- район Рязани. А до Рязани- километров двадцать.

А вот до дома-музея И.П. Пожалостина от санатория неспешной походкой минут за десять- пятнадцать можно дойти.

Дом в 1880 году построен.

- А кто такой, этот Пожалостин?- спросит читатель. Не бывавший на Рязанщине.

Местная знаменитость. Улицы есть. Пожалостина. В Рязани. И в Ряжске. Кроме этого персонального дома- музея ещё и Рязанский художественный музей его именем назван.

- Ага- скажет догадливый читатель- Раз художественный музей- значит художник.

Почти.

Мастер репродукционной резцовой гравюры второй половины XIX века. Гравер.

Ну, примерно, как Савва Игнатьевич. Из «Покровских ворот». Понимает. Что «Штихель штихелю рознь. Одно дело спицштихель. И совсем другое – больштихель. А при рельефных работах употребляется только больштихель».

За деревенской калиткой- небольшой двор.

-2

В музее, как обычно. Предметы быта. Витрины с личными вещами.

Койка гравера. И рабочий стол.

На стенах- гравюры. Вышедшие из-под спицштихеля Ивана Петровича.

К гравюре Пожалостин пристрастился во время обучения в в Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств. Учиться рязанская знаменитость любил. В академии целых тринадцать лет учился. Преподавал потом в Академии художеств.

Но вот беда. Упразднили в 1894 г. гравировальный класс. Типа, гравер- не совсем художество. Ремесло.

Пришлось на Рязанщину возвращаться.

Здесь он начал работу над гравюрой по картине Корзухина «Праздник в деревне». Но не успел. Безжалостная смерть оборвала его работу. В 1909 год.

Вот и стоит с те пор станок неприкаянный.

-6

Вот, собственно, и все про гравера. Дальше, на втором этаже,

-7

уже, как бы, другой музей. Паустовского.

-8

Паустовскому вообще три четверти экспозиции посвящено. Второй этаж плюс банька во дворе.

- Так почему музей именем писателя не назвали?-удивится читатель- Или хотя бы «Музей Пожалостина- Паустовского».

Всё-таки известный писатель. Трижды на Нобелевскую премию номинировался. Классик советской литературы.

Я думаю. В этом всё и дело. «Советской».

Ведь когда музей открыли? В 1992 году. Тогда у победившей демократии слово «советский», «совок» хуже матерного было.

А как попал сюда Константин Георгиевич? Он что, родственник Ивана Петровича?

Нет. Они даже знакомы не были.

Писатель впервые здесь появился через двадцать лет после смерти гравера.

Типа дачник.

И комнатка на втором этаже типично дачная. Потертая мебель. Только пишущая машинка намекает на профессию постояльца.

Первый раз сюда поселился Константин Георгиевич в 1930 году. Старушки- дочки гравера жильё сдавали.

Сначала- баньку.

-10

Во дворе.

Шли годы. Менялись жены. Приходила известность. Потом и слава. А писатель всё равною каждое лето сюда. Даже в войну приезжал.

В двух комнатках- нехитрая обстановка.

Зато печка.

-12

Есть где одежду посушить. После странствий по окрестностям.

-13

Вот так и жил классик советской литературы. В двух каморках. Вместе с очередной женой. Последние годы- с малолетним сыном. Друзья подолгу гостили. Гайдар года два жил. Фраерман вообще поселился.

Но в 1955 году съехал. В Тарусу.

- Ага- скажет читатель- Классиком стал. Выделили, наверное, особняк. Шикарный.

Нет. Сам. Купил. Домик. Конечно, побольше. Но не ах. Без коммунальных удобств.

Там и жил. До своей кончины. В 1968 году.

Но это, как говорится, уже совсем другая история.

P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь