В Прит. 30:18 мудрец сказал: «Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю». Среди этих четырех непостижимых вещей — «пути мужчины к девице» (Прит. 30:19). В Ос. 11—13 мы открываем для себя две истины о любви, которые выше нашего понимания: (1) необъятность Божьей любви к человечеству и (2) то, как человечество сплошь и рядом отвечает на Божью любовь неблагодарностью и непокорностью. Хотя этот отрывок фактически рассказывает о Божьей любви к Израилю, Своему ветхозаветному народу, раскрываемые в нем истины равным образом сегодня говорят о Божьей любви ко всему человечеству.
МАСШТАБЫ БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ
Божью любовь Осия выражает в терминах, говорящих о непостижимости Его любви к человечеству. Он пишет: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос. 11:1).
Далее Осия чередует описания Божьей любви к Израилю с реакцией Израиля на эту любовь, положительной или отрицательной (а также предсказывает грядущее наказание). Глава 11 фактически звучит так, будто Бог разговаривает Сам с Собой. Он говорит о том, как любит Свой народ, а затем — как они отвернулись от Него, потом снова как Он любит их и снова как они отвергли Его. В 11:1 Бог говорит: «Когда Израиль был юн, Я любил его», а в 11:2 сетует: «[Пророки] звали их [израильтян], а они [израильтяне] уходили прочь от лица их [пророков]».
Бог вспоминает прежний Израиль, говоря: «Я… носил его на руках Своих… Узами человеческими влек Я их, узами любви» (Ос. 11:3, 4). А затем заявляет, что Ассирия «будет царем его, потому что они не захотели обратиться ко Мне» (Ос. 11:5). Бог спрашивает: «Как поступлю с тобою, Ефрем? …[В]озгорелась вся жалость Моя!» (Ос. 11:8), но при этом добавляет: «Окружил Меня Ефрем ложью» (11:12).
Эти сменяющие друг друга описания Божьего отношения к Израилю напоминают отцовскую любовь к своему сбившемуся с пути сыну. Можно представить, какая внутренняя борьба кипит в душе отца, который знает, что его любимый сын виновен в преступлении:
«Он мой сын! Я люблю его с самого его рождения. Я носил его на руках и учил ходить! Но он виновен в страшном преступлении. Он предал меня и мою семью и продемонстрировал полное презрение к законам страны и правам других людей! Он заслуживает тюрьмы! Но все равно, как я могу отвернуться от него? Ведь я так его люблю! Если я донесу на него властям и отправлю его в тюрьму, это разобьет мне сердце. Я просто не могу этого сделать! Я уверен, что в будущем он исправится. Может, он не будет больше нарушать закон. Я слишком люблю его, чтобы вот так прогнать от себя! Нет, он поступил неправильно. Он не любит меня и не раскаивается в преступлении. Он должен быть наказан!»
Мы, родители, порой оказываемся в подобных ситуациях или, возможно, знаем кого-то с подобными проблемами. Если так, то мы можем представить, что чувствовал Бог. Конечно, между Богом и человеком огромная разница, и потому аналогия между Божьей любовью к Израилю и отцовской любовью к ставшему на путь преступлений сыну несовершенна. И все же она помогает нам понять, какие чувства испытывал Бог к Своему любимому сыну Израилю.
ОСОБЕННОСТИ БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ
Почему Божья любовь к Израилю так впечатляет? Давайте отметим те ее особенности, о которых говорит Осия.
1. Бог любил Израиль, когда тот был еще юным (Ос. 11:1). Как отец любит ребенка еще до того, как тот сделал что-то достойное его любви, так и Бог полюбил Израиль еще до того, как тот сделал что-то, чтобы заслужить Его любовь. Более того, когда Израиль стал Божьим заветным народом на Синае, «юный» Израиль уже успел продемонстрировать забывчивость, неблагодарность и неповиновение.
2. Бог водил Израиль, когда тот бы юн (Ос. 11:3, 4). Он учил Свой народ ходить. В пустыне Бог вел и защищал Израиль, как отец держит, направляет и защищает маленького ребёнка. Бог сказал в Ос. 13:5: «Я признал тебя в пустыне, в земле жаждущей».
3. Бог кормил их (Ос. 11:4), как хороший отец заботится о том, чтобы его дети были сыты.
4. И вот мы подходим к тому моменту, когда Божья любовь становится для нас непостижимой. Несмотря на постоянные отступничества Израиля и несмотря на Его собственное решение наказать Израиль — решение, которого требовала Божья справедливость, — Бог вскрикивает, будто от боли: «Как Я могу оставить тебя, Ефрем? Как Я могу предать тебя, Израиль?» (Международное Библейское Общество). По существу, Он восклицает: «Ну как Я могу погубить тебя!» Слова 11:8 — это крик убитого горем Бога! Израиль заслуживал смерти, и Бог уже обещал истребить их. Тем не менее, Бог не хотел убивать Израиль, потому что очень любил Свой народ.
5. Божья любовь так велика, что Он предвкушает время восстановления. Тогда Он «не истребит Ефрема» и не придет в ярость, а опять соберет Свой народ в их земле (Ос. 11:9-11). Бог так много сделал для народа, который любил с самой его юности, но люди постоянно восставали против Него. Этот недостойный, неблагодарный, непокорный народ будет истреблен Ассирией — но потом Бог восстановит их и опять благословит!
Как можно охарактеризовать такую любовь, какую Бог испытывал к Израилю? Это «непостижимая» любовь. Это такая любовь, на какую способен один только Бог; Он говорит, что может демонстрировать такую любовь, потому что Он «Бог, а не человек; среди тебя Святой» (Ос. 11:9). Вот какой любовью Бог любил Израиль в дни Осии.
НОВОЗАВЕТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ
Через семьсот или восемьсот лет, уже в новозаветную эру мы снова видим демонстрацию Божьей любви. За эти столетия человечество ничуть не изменилось в лучшую сторону. Люди все так же восставали против Бога. Какие чувства тогда испытывал Бог по отношению к греховному, своевольному человечеству? «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного» (Ин. 3:16). Заслуживали ли люди такого дара? Нет! Божья любовь была незаслуженной; Он дарует Свое спасение по благодати! За людей, которые были и остались неблагодарными и непокорными, Он отдал Своего Сына — не только жить, но и умереть жестокой смертью на кресте. Как можно назвать такую любовь? Это «непостижимая любовь»!
Вот такую любовь имел в виду Павел, когда молился, чтобы эфесяне «могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3:18, 19). Нам нужно постичь «превосходящую разумение» Божью любовь, которую невозможно постичь. Мы должны постараться понять Божью непостижимую любовь, постараться проникнуть в эту бездонную любовь! Божья любовь к грешникам настолько велика, что нашему разумению открывается лишь неизмеримо малая часть того, «что широта и долгота, и глубина и высота» Его любви!
НА БОЖЬЮ ЛЮБОВЬ ЧЕЛОВЕК ОТВЕЧАЛ НЕЛЮБОВЬЮ
Вторая непостижимая истина в Ос. 11—13 касается ответа Израиля на Божью любовь.
Что можно было бы ожидать от народа, которого так любил Господь? Разве не ответной любви к Богу? Разве не того, что Израиль будет поклоняться Богу, почитать и прославлять Его за все, что Он сделал для них? Этому народу, который был так благословлен Богом, следовало быть благодарным, выражая свою благодарность охотным, безропотным подчинением Его законам.
Такого ответа мы обычно ожидаем от своих горячо любимых. К сожалению, люди не всегда именно так отвечают тем, кто любит их. Слишком часто мы видим следующее:
• Родители любят своего ребенка. Они во всем себе отказывают, чтобы только удовлетворить все его потребности и запросы, но, вырастая, он становится неблагодарным эгоистом и отворачивается от них и их идеалов, которым они хотели научить его. Он может даже красть у них или как-то иначе вредить им (см. 2 Цар. 15—18; Лк. 15:11-32).
• Муж или жена может быть верным, любящим супругом и делать все, чтобы построить счастливую, успешную семью. Но несмотря на эти усилия, другой супруг может проявлять нелюбовь и неблагодарность, изменяя жене (мужу) и разрушая брак.
• Страна может благословить своих граждан свободой, благополучием и многими другими привилегиями. Однако человек, выросший в условиях этих благословений страны, иногда демонстрирует неблагодарность, восставая против собственной страны, становясь предателем родины, которая предоставила ему так много возможностей.
КАК ОТВЕТИЛ ИЗРАИЛЬ
В дни Осии народ который так горячо любил Бог, ответил неблагодарностью и нелюбовью, отвернувшись от Него. В Ос. 11—13 мы находим следующее описание их греховной реакции на Божью любовь:
• Идолослужение — Бог любил Израиль, когда тот был еще юн, но израильтяне отвернулись от Него и «приносили жертву Ваалам» (Ос. 11:1, 2). Они забыли избавление, которое Бог чудесным образом по Своей милости дал им, и поклонялись идолам, а не истинному Богу (Ос. 12:11; 13:1, 2).
• Непослушание — Бог «приучал Ефрема ходить», «врачевал», водил «узами любви» и «подкладывал пищу», но они «не захотели обратиться» к Богу. Народ «закоснел в отпадении» от Бога (Ос. 11:3-7). На то, что Бог спас их, сделал Своим народом и дал им Свой хороший закон, они ответили тем, что восстали против Него (Ос. 14:1).
• Нечестность — Бог так полюбил Израиль, что одна мысль о том, чтобы отказаться от них и истребить народ, делала Его несчастным, но на Божью любовь Израиль ответил ложью и лукавством (Ос. 11:8-12). Они не признавали Божью верность в Его делах с народом и нечестно поступали с другими людьми, как «хананеянин с неверными весами» мошенничает и обманывает, обижая других (Ос. 12:7).
• Греховные союзы — Божий народ пренебрегал Его постоянной заботой и своевольно искал защиты и помощи у других народов, в частности у Ассирии и Египта (Ос. 12:1).
• Гордость — Божий народ был слеп к Его щедрым благословениям, стал гордым и надменным, как будто сам заработал и заслужили все, что имел (Ос. 12:8).
Осия хорошо говорит о неблагодарности и непокорности Израиля: «Но Я, Господь, Бог твой от земли египетской, и ты не должен знать другого бога, кроме Меня, и нет спасителя, кроме Меня. Я признал тебя в пустыне, в земле жаждущей. Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня. И Я буду для них как лев… Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя» (Ос. 13:4-7, 9).
Обдумывая слова Осии и принимая во внимание те исторические факты, которые они отражают, мы удивляемся: «Как они могли так поступать? Как мог Израиль, так щедро благословленный Богом, быть таким неблагодарным и постоянно восставать против Него? Зачем им было отворачиваться от Того, кто так любил их?» Такая реакция непостижима, находится за пределами понимания. Она совершенно бессмысленна!
КАК ОТВЕЧАЕМ МЫ
А что можно сказать о нас? Давайте снова перенесемся от дней Осии — даже не в новозаветные времена, а в наши дни.
Что Бог сделал для нас? (1) Как Бог полюбил Израиль, так и нас Он полюбил, когда мы еще ничего не сделали, чтобы заслужить эту любовь: «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). (2) Бог направляет нас: благодаря Ему и Его Слову, мы знаем, как жить счастливо и успешно и как быть угодными Ему. (3) Бог дает нам пищу. Он дает нам пищу, необходимую для того, чтобы жить. Но гораздо важнее то, что Христос предоставляет нам духовное питание, требуемое для нашей духовной жизни. (4) Бог продолжает любить нас, несмотря на наши грехи и недостатки, как продолжал любить неверный Израиль. Наш грех очень огорчает Бога, потому что Он очень любит нас. Когда Он вынужден наказывать нас, это все равно сильно расстраивает Его, потому что Он испытывает к нам огромную любовь. (5) Хотя мы, Божьи любимые дети, всегда были неблагодарными и своевольными, Он задумал, обещал и непременно даст нам в будущем непостижимые благословения. Какую любовь Бог демонстрирует нам? Любовь превыше всякого разумения!
Как нам нужно отвечать на нее? Благодарностью, поклонением и послушанием. Мы так поступаем? Некоторые хоть и знают евангельскую историю и осознают себя грешниками, но все равно не хотят преклониться пред Господом и повиноваться евангелию. Некоторые христиане на великую любовь Бога к ним отвечают неверностью… ставят что-то выше Бога… при любой возможности не поклоняются Ему… не хотят щедро жертвовать Господу… относятся к другим, как будто те ни на что не годны. Некоторые, будучи спасенными благодатью, становятся надменными, будто сами смогли спасти себя. Они, по сути, говорят: «во всех моих трудах не найдут ничего незаконного, что было бы грехом» (Ос. 12:8). Как назвать такой ответ на Божью любовь? Правда, он непостижим, превыше всякого разумения? Когда на великую любовь Божью мы отвечаем неблагодарностью и непослушанием, такую реакцию нельзя логически ни объяснить, ни понять.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самое печальное в истории Израиля — что народ за свое постоянное отвержение великой любви Божьей будет наказан:
Израиль попадет в ассирийский плен (Ос. 11:5).
«Падет меч на города» их (Ос. 11:6).
Бог накажет Израиль «по путям его» и «воздаст… по делам его» (Ос. 12:2).
Израиль «сильно раздражил» Бога, «и за то [Он] кровь его оставит на нем, и поношение его обратит Господь на него» (Ос. 12:14).
Народ умер духовно (Ос. 13:1).
Израиль будет, «как утренний туман, как роса, скоро исчезающая, как мякина, свеваемая с гумна, и как дым из трубы» (Ос. 13:3, 4).
Бог станет, как лев, как барс и «как лишенная детей медведица». Как дикий зверь, Бог будет, образно говоря, «терзать» народ (Ос. 13:7, 8).
Израиль погибнет (Ос. 13:9), и не помогут ему ни цари, ни князья (Ос. 13:10, 11).
Бог не искупит Израиль от ада и не спасет народ от смерти (Ос. 13:14).
«Ветер Господень» иссушит родник и «опустошит сокровищницу» Израиля (Ос. 13:15).
Израиль будет признан виновным, потому что он «восстал против Бога». В результате израильтяне «от меча падут»; «младенцы их будут разбиты, и беременные их будут рассечены» (Ос. 13:16).
Бог любил Израиль непостижимой любовью, но непостижимая неверность и неблагодарность Израиля побудит Бога истребить народ! Бог любит нас такой же любовью, но если на Его любовь мы не отвечаем верой и послушанием, Он в конечном итоге неминуемо истребит нас!