В 1994 году Гарик (он же Игорь) Иванович Сукачев, лидер группы "Неприкасаемые" напишет: «Кто-то думал, я как Гребенщиков,
Я даже круче умею петь", БГ лишь снисходительно усмехнулся. Гребня тогда знала каждая собака, а лучшие хиты Сукачева были впереди.
Но невзирая на творческие разногласия и известную конкуренцию, рокеры в семидесятые-девяностые годы прошлого века жили дружно: часто выступали вместе, нередко куролесили и выпивали общей компанией, наверное, и травкой баловались сплоченным коллективом, какая же рок-музыка без этого. Их всех, от интеллигентного Макаревича и собиравшего стадионы Цоя до отчаянного панка Егора Летова и искренне переживающего о судьбе страны Юрия Шевчука, объединяло одно стержневое стремление – всемерная борьба с советским образом мышления.
- Каждый из них, во всяком случае, в те годы, был готов подписаться под словами философа, а тогда профессора Московского Университета Александра Зиновьева из романа «Зияющие высоты»: «Советский Союз – страна торжествующего быдла». До водораздела, поделившего кумиров рок-музыки на уехавших из страны иноагентов и оставшихся патриотов было еще очень далеко.
Но водораздел этот неумолимо приближался, первый сигнал прозвучал весной четырнадцатого года, окончательный – 24 февраля двадцать второго. И это разделение музыкантов, вне всякого сомнения, людей неглупых и талантливых, чрезвычайно напоминает давнюю историю про «западников» и «славянофилов».
Родом эта история из времен Петра I, когда люди образованные сложили у себя в голове диаметрально противоположные приоритеты.
Западники: мы настолько отстали в историческом развитии, что надо хвататься за европейские ценности как утопающий за соломинку. Славянофилы: Россия – уникальное географическое и этнообразование, никакие советы нам не нужны, сами справимся со всеми нашими бедами. И шумят страсти уже триста с лишним лет.
- Ф.М. Достоевский был славянофилом, а И.С. Тургенев западником, почти всю жизнь провел в европах, что совершенно не умаляет вклада этих писателей в отечественную культуру.
- Л.Д. Троцкий мечтал о земшарной республике, а И.В. Сталин стал убежденным сторонником строительства социализма в одной, отдельно взятой стране.
Фамилий людей, определявших жизнь страны в разные исторические эпохи и разделенных по этому принципу: наши-не наши, можно называть множество.
За триста лет споров, наверное, давно можно было достигнуть консенсуса между этими идеологиями, но, увы, склонность к компромиссу никогда не являлась чертой русского человека. Ларчик, между тем, на мой взгляд, открывается просто.
Уехавшим за границу рокерам просто комфортнее там жить. Конечно, они все: и Макаревич, и Гребенщиков, и Илья Лагутенко с Максом Покровским, лукавят, утверждая, что у них нет проблем с посещаемостью концертов в зарубежных странах. За последние два года Россию покинули почти два миллиона человека, они и составляют благодарную аудиторию «Машины времени» и «Ногу свело». Конечно, ненадолго, эмигрантам надо обустраивать жизнь на новой родине, о старой надо забывать. Да и дают концерты уехавшие рокеры в крохотных клубах на 30-50 человек. Хотя можно понять Андрея Вадимовича, концерт в скромном клубе в Торонто все же приятнее, чем в таком же по размерам клубе где-нибудь в Вятке.
Замечательных рок-музыкантов можно пожалеть. На их глазах рок-музыка умерла, победил быт и комфорт, а их творчество перестало быть интересной молодежи. А у не-молодежи банально нет денег, чтобы сходить на концерт Сукачева или Бутусова.
- Все рок-кумиры люди уже немолодые, воленс-неволенс задумываются, где помирать. Одни предпочитают, там, где родились. Другие – в иных местах. Бог им судья, у каждого своя правота, и относиться с презрением как уехавшим, так оставшимся на Родине, нет никаких оснований...
Каждый имеет право на свой выбор, никто не знает лучше человека самого, где ему будет комфортно в свои последние дни. И нельзя допускать, чтобы они были осуждены или презрены за свое решение. Как же нам решать вопрос "наши - не наши"? Ведь каждый человек, пусть даже из мира рок-музыки, носит в себе частичку нации и культуры, которую он представляет.
- Может быть, ответ заключается в том, чтобы быть снисходительными к ним, понять их мотивы. Наверное, их пребывание или уход не делает их меньше "нашими". Они все также останутся символами, которые оставляют неизгладимый след в музыкальной истории, бережно хранимый нами и передаваемый новым поколениям.
Так давайте не будем судить или ставить на одну сторону наших рок-кумиров. Вместо этого, будем благодарны им за музыку, которую они создали, за эмоции, которые они пробудили в нас, и за наследие, которое они оставили. Запомним их такими, какими они были и какими они хотели остаться – свободными, смелыми и легендарными.
- Если Вам понравилась статья, ставьте лайк 👍 - это поможет каналу выжить. Подписывайтесь на канал, смело комментируйте, делайте репосты в соцсети.