Найти тему

Кто заказал учителей? Часть 4. Результаты реформы образования4.1 Деградация профессионализма. Правительство

Оглавление

НЕ Актуально. Более полный анализ в цикле статей Экзамен для кандидатов в президенты РФ. Образование

Еще в феврале 2023 год мною были написаны тезисы о причинах, ходе и результате реформы образования, а также предложений по выводу образования из кризиса «Новые школы – деньги на ветер. Кто и куда ведет образование? Другой путь». Потом был большой цикл поясняющих статей. Вышло 6 выпусков под обобщающим названием «Кто заказал учителей?». В них даны пояснения к 1 – 3 пункту тезисов. (Ссылки на статьи в конце текста). Попробуем продолжить и перейдем к рассмотрению результатов реформы образования.

Введение.

Реформа образования проводилась с целью обеспечения возможности внедрения платного пожизненного удаленного обучения. Нужно было понизить качество образования до уровня, который не позволил бы людям совершенствовать любые свои знания без помощи все новых и новых курсов.

Была создана «система обучения по ФГОС», в которой, по сравнению с дореформенными системами обучения, изъята теоретическая основа школьных предметов, ликвидирована целостность и системность обучения. Развитие словесно-логического и абстрактно-логического мышления заменено на развитие шаблонного мышления.

В базовой статье уже упоминалось снижение профессионализма в работе специалистов, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни (услуги врачей, электриков и т. п.). Это обыденность. Позже поговорим об ужасном. А сегодня обсудим обидное: снижение профессионализма в сфере руководства страной.

«Иван Иванович сидел в большом светлом кабинете за письменным столом и работал.

Из большой кучи бумаг на столе он брал одну, писал на ней: «Разрешить. Иван Иванович» — и откладывал в левую сторону.

Затем он брал следующую бумажку, писал на ней: «Не разрешить. Иван Иванович» — и откладывал в правую сторону.

И так дальше:

«Разрешить. Иван Иванович».

«Не разрешить. Иван Иванович».

(Эдуард Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»).

Разбирать проблему будем на примере обращения в органы власти.

Какое отношение органы власти имеют к результатам реформы образования? В государственных учреждениях, как правило, работают люди в возрасте. Не совсем так.

За начало реформы можно условно принять дату издания руководящего документа «Стратегия модернизации общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001». Тем, кто в 2001 году пошел в первый класс уже 30 лет. Для коллежского регистратора вполне нормально. Именно с этими людьми и сталкивается гражданин, обращающийся в органы власти.

Пример

Посылаю в Администрацию президента предложение (doc).

Тезисы письма:

1. Дети-сироты получают стабильную пенсию, которая дополняется до прожиточного минимума. Дети, оставшиеся без попечения родителей, в большинстве случаев не получают ничего или получают смехотворно маленькие алименты от родителей (как правило, от одного).

2. Основная часть детей, оставшихся без попечения родителей, выходит из прослойки населения, которая обычно называется «неблагополучные семьи». В этой среде люди неплатежеспособные, редко работают официально и взимать алименты с них невозможно.

3. Система алиментов в стране не работает, в том числе и по вине службы судебных приставов.

4. В целях неуплаты алиментов отцы не вписываются в свидетельство о рождении и расходуют пособие матери-одиночки совместно с матерью. После лишения матери родительских прав ребенок может рассчитывать только на алименты от матери. Очень хитрые папы от этой обязанности самоосвобождаются.

5. Обе категории детей не имеют родителей, но материальное обеспечение у них разное. Наблюдается дискриминация детей, у которых родители еще живы.

К ответу администрации президента (pdf) никаких претензий. Действительно, проблема лежит в сфере деятельности как Министерства труда и социальной защиты РФ, так и Министерства просвещения РФ. Оба министерства обладают правом законодательной инициативы. Я не направил свое предложение в эти ведомства, потому что уверен, что два министерства никогда не смогут договориться и решить одну проблему.

Министерство труда и социальной защиты

А вот дальше начинается самое интересное. Министерство труда и социальной защиты присылает ответ (pdf) на пересланное письмо. Из него видно, что делопроизводитель не обладает достаточной функциональной грамотностью в области понимания тестов и не в состоянии понять смысл моего обращения. В ответе не говорится о двух категориях детей, которые я сравнивал по материальному обеспечению. Делопроизводитель не обладает логическим мышлением, так как не в состоянии сделать анализ содержания моего предложения и дать ему оценку. В действиях делопроизводителя преобладает шаблонное мышление. Есть шаблон: найти в тексте слова и выражения, примерно соответствующие законодательным актам, перечислить эти законодательные акты, перенаправить гражданина на нижний уровень властных структур или в другое ведомство. Это, и сделано.

Министерство просвещения

Это один из наиболее добросовестных ответов (pdf), полученных мной от властных структур за долгие годы. Читаешь и чувствуешь, что человек хочет тебе помочь. И все же… Не может.

Коротенько пробежимся по тексту ответа, выделяя ключевые моменты.

«Суд, определяя размер алиментов, исходит из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.» В России создана многочисленная группа неблагополучных семей. Именно эта среда является основным «генератором» детей, оставшихся без попечения родителей. До изъятия ребенка из семьи уровень его благосостояния был ниже плинтуса (часто этот факт является основанием для лишения родительских прав.). (см мою статью «Опека с дырками»). Сохранение этого уровня уже является дискриминацией по отношению к детям-сиротам. Автор ответа мыслит шаблонно. Законом определено – значит, правильно.

Далее несколько абзацев посвящено механизму взыскания задолженностей по алиментам. В моем письме указано, что эта система не работает. Хорошим ответом было бы указание на то, что в пользу детей взыскивается, например, 98% задолженностей по алиментам. По опыту общения с людьми, имеющими под опекой детей, создается впечатление, что взыскание долгов не осуществляется и на 10%. Отсутствию официального заработка и, как следствие, отсутствию базы для взыскания алиментов автор ответа вообще не уделяет внимание. Шаблонность мышления не позволяет выйти за рамки виртуального законотворческого мира и заглянуть в реальность.

Далее предлагается обратиться в Министерство юстиции с предложениями по улучшению взыскания алиментов. А смысл? В рамках современного законодательства, которое не учитывает реальное положение дел, система взыскания алиментов не может работать. Ее нужно менять на другую систему.

Еще одна интересная фраза: «То есть, дополнительной мерой социальной поддержки детей-сирот является пенсия по потере кормильца.» Здесь налицо функциональная безграмотность в понимании смысла текста. Я же и пишу, что одна часть детей получает денежные средства не менее прожиточного уровня, а другая, в интересах которой я и обратился в администрацию президента, дискриминируется и никаких средств не получает. Зачем мне информация о благополучных, в смысле пенсионного обеспечения, детях-сиротах?

И снова меня отсылают в другое ведомство: «Таким образом, по вопросу дополнительных выплат на детей, оставшихся без попечения родителей, Департамент рекомендует Вам обратиться в Минтруд России».

Далее обзор нескольких положений об отцовстве. Опять шаблон: «закон всегда предусматривает все жизненные ситуации». А в жизни по-другому, не как в законе. «Слышь, дорогая. Одиноким мамашам деньги платят. Если меня в свидетельстве о рождении не будет, на эти деньги и будем бухать». Вот и все мошенничество. Да, еще: «если ребенка отберут, только ты алименты будешь платить. Сэкономим». А государству какое дело, что его дурят? Страдает ребенок, не казна же.

В завершение идет описание того, как хорошо обеспечиваются опекаемые дети. Да не вопрос. Действительно, опекаемые дети хорошо обеспечиваются. Но это не устраняет разницу в обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

И апофеоз: «С учетом изложенного, по мнению Департамента, в настоящее время

законодательство по указанным в Вашем обращении вопросам, урегулировано

в достаточной степени».

И при чем тут образование?

Неумение понимать текст пришло в наши школы с реформой. Как подтверждение хочу привести комментарий, написанный к моей статье «Собеседование в девятом классе, как символ позора».

-2

У детей старших классов не развито словесно-логическое мышление (уровень окончания начальной школы). О развитии абстрактно-логического мышления и говорить не приходится. Ведь они не могут пересказать текст, потому что его не понимают, они просто пытаются запомнить и повторить слова, используя примитивные шаблоны по сжатию текста.

Проявление этих проблем мы видим и среди низших чинов государственных учреждений. Шаблонное мышление не позволяет понять прочитанное, если оно не укладывается в конкретный шаблон.

Я бы обратился к Владимиру Владимировичу Путину с вопросами:

«Объясните моему опекаемому сыну, почему мы предлагаем старшей опекаемой дочке-сироте, которой в этом году будет 18 лет, снять деньги с номинального счета для пенсии и потратить их либо на покупку автомобиля, либо на обстановку в квартире? Почему у младшей опекаемой дочери, у которой мама тоже умерла от беспробудной пьянки, к 18 годам накопления от пенсии по потере кормильца будут под миллион? Почему у него, опекаемого сына на счету как был ноль, так и останется навсегда, и только потому, что его мама жива? Объясните ему, почему мама живая хуже, чем мама мертвая?

Судебная власть государства в постановлении суда о лишении родительских прав дала исчерпывающую характеристику отношения матери к сыну.

«Согласно заключению органа опеки и попечительства, … ХХХХХ злоупотребляет спиртными напитками, не работает, не осуществляет контроль за посещением детьми учебных учреждений. Во время длительного злоупотребления алкоголем ХХХХХ устраивает скандалы в присутствии детей, не готовит пищу, на длительное время уходит из дома, не заботясь о жизни и здоровье детей».

Откуда, скажите, база для начисления алиментов? Будут эти алименты «дотягивать» до прожиточного минимума, как это происходит с пенсией по потере кормильца?

«… судом установлено, что ответчик ХХХХХ уклоняется от выполнения родительских обязанностей по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей YYYYY и ZZZZZ, что выражается в отсутствии заботы об их здоровье, физическом и нравственном развитии. Ответчик ХХХХХ от воспитания детей полностью устранилась, об их безопасности и развитии не заботится, в их содержании не участвует, материальной помощи детям не оказывает, проявляя полнейшее равнодушие к судьбе детей. Несмотря на неоднократное привлечение к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в отношении своих несовершеннолетних детей, должных выводов ответчик не сделала, образ жизни и отношение к воспитанию и содержанию детей не поменяла

По каким таким причинам опустившийся на самое дно человек начнет заботиться о своих детях и выплачивать алименты?

Какова средняя сумма начисленных алиментов на одного ребенка по стране, подлежащих взысканию? Какая средняя сумма взысканных алиментов на одного ребенка по стране? Как эта сумма соотносится с прожиточным минимумом, до которого дополняются пенсии по потере кормильца детям-сиротам? Какой процент она составляет от начисленной суммы? Какой процент начисленной суммы по задолженностям взыскиваются в пользу банков, для сравнения?

Почему дискриминации подверглась самая несчастная категория детей? Их предали родители. У них фактически не осталось семьи. Опекуны и органы опеки обязаны ограждать таких детей от постоянно пьяных родителей. Сами дети одновременно и любят, и ненавидят своих бывших мам и пап. Они помнят, как переворачивали своих мам лицом вниз, чтобы те не захлебнулись в рвотной массе, а потом стирали обгаженную одежду (вам читать противно, а большинство детей алкоголиков это делали своими руками). Они помнят, как ловили голубей на улицах, чтобы поесть. А потом, вдруг, оказывается, что государство считает, что у них по-прежнему есть семья, и та мама, которая на суде даже не понимала, что происходит и часто не может вспомнить имя ребенка, будет заботиться о материальном благосостоянии своего ребенка, что она ради него устроится на работу?

Почему государство уверено, что служба судебных приставов способна повлиять на людей, которые не способны установить причинно-следственную связь между невыплатой алиментов и наказанием. Они воспринимают ситуацию только как попытку государства отобрать у них деньги, которые необходимы на выпивку?

Почему государство не может присвоить детям, родителей которых лишили родительских прав, статус детей – сирот и обеспечить их такими же льготами? У этих детей фактически нет родителей! Почему государство вместо алиментов не хочет взыскивать с родителей расходы на содержание детей, которые оно примет на себя, в свою, государственную пользу? Может быть потому, что оно, государство, будет нести убытки? Может быть потому, что эти убытки легче переложить на детей?

А может быть, государство займется устранением этой социальной среды, которая генерирует львиную долю детей, оставшихся без попечения родителей и детей сирот? Ведь из этой среды изымается только маленькая часть страдающих детей. Кого работник опеки у своего дома увидел, кто сам в реабилитационный центр себя сдал. Именно здесь нужны волонтеры. Здесь нужны государственные программы по лечению, обучению и трудоустройству родителей несчастных детей.

По собственному опыту знаю, что если ребенка начать кормить, то у него вылечивается болезнь с диагнозом «врожденная низкорослость и дефицит веса».

-3

(Выписка из медицинской книжки одного, из моих опекаемых детей. До приема в семью).

Если государство не интересуется проблемами детей, то будут ли интересовать проблемы государства подросших, этих самых, детей?

Заключение.

Я бы обратился к президенту с этими вопросами. Но через клерков, являющихся ярким продуктом реформ нашего образования, прорваться невозможно. Их не научили мыслить. Они не способны понять, содержание приходящих в адрес их начальников обращений. Их рабочий шаблон предусматривает написание отписок.

Нижние чины государственных ведомств по шаблону:

· ищут формальные ошибки в обращении для того, чтобы не рассматривать его;

· приблизительно определяют тему письма;

· перечисляют законодательные акты по этой теме;

· если есть возможность переадресовать автора обращения в нижестоящие инстанции или в другое ведомство делают это

· описывают успехи своего ведомства по направлению деятельности, к которой они отнесли обращение гражданина

· сообщают что предложения, если они есть в обращении, очень важны для ведомства и будут учтены в его работе;

· и только в том случае, если для сообщения имеется шаблон по решению проблемы, предпринимают действия, предписанные этим частным шаблоном.

Это были обидные проявления результатов реформы образования. Об ужасных результатах поговорим в следующей статье.

Ссылки на уже опубликованные статьи, поясняющие тезисы о ходе реформы образования.

Часть 1. Цели крупного бизнеса в образовании.

Часть. 2. Необходимые условия для функционирования пожизненного обучения и перехода к нему.

Часть 3.1. Создание людей, неспособных к самостоятельному обучению.

Часть 3.2. Создание условий невозможности обучения в школе.

Часть 3.5. Ликвидация учительского корпуса.