Найти тему

Кто «заказал» учителей и зачем? Часть 2. Необходимые условия для функционирования пожизненного обучения и перехода к нему.

Оглавление

НЕ Актуально. Более полный анализ в цикле статей Экзамен для кандидатов в президенты РФ. Образование

Цикл пояснительных статей для тезисов о причинах, ходе и результате реформ, а так же предложений по выводу образования из кризиса.

Пояснения пока готовы не все

Часть 1. Цели крупного бизнеса в образовании

Часть 2. Необходимые условия для функционирования пожизненного обучения и перехода к нему. (Вы здесь)

Часть 3. Выполнение мероприятий, обеспечивающих переход к пожизненному обучению.

3.1. Создание людей, неспособных к самостоятельному обучению.

3.2. Создание условий невозможности обучения в школе.

3.3. Создание альтернативы школьному обучению.

3.4. Формирование человека-потребителя.

Часть 3.5. Ликвидация учительского корпуса.

Часть 4. Результаты реформы системы образования.

4.1 Деградация профессионализма. Правительство.

Часть 5. Предложения по реорганизации начальной школы

2 Необходимые условия для функционирования пожизненного обучения и перехода к нему

В докладе дано описание того, что должно получиться. Не указано, как это можно сделать. На самом деле понять, как нужно осуществлять перехода к новому типу образования несложно. Достаточно разобраться в том, как было устроено образование в начале 90-х годов прошлого века и понять, что предлагается в докладе. Необходимые условия перехода логически вытекают из разницы этих двух концепций.

2.1 Создание людей, неспособных к самостоятельному обучению.

Под самостоятельным обучением понимается два явления: умение самостоятельно учиться в учебном заведении и навыки самообразования.

Умение самостоятельно учиться в учебном заведении.

Если учащемуся требуется дополнительное разъяснение по материалу урока, он может выполнить домашние задания только с помощью посторонних лиц, проекты и творческие задания не может сделать без консультаций, значит у него нет навыков самостоятельного обучения. Такой человек с радостью примет любую систему, предоставляющую все эти услуги, он будет привязан к этой системе, он будет постоянным клиентом тех, кто эти услуги предоставляет.

Учащийся, имеющий навыки самостоятельного обучения, не будет пользоваться дополнительными образовательными услугами, то есть он не будет приносить прибыль.

Навыки самообразования.

Если в давние советские времена человек хотел, например, научиться играть на гитаре, то он покупал самоучитель и занимался самостоятельно. Целостная картина нотной грамоты, преподаваемая в школе по системе Д.Б. Кабалевского, и навыки самообразования вполне позволяли это сделать. Такой человек будет полностью выпадать из числа клиентов пожизненного обучения.

До реформы школа создавала у выпускников целостную картину мира, основывавшуюся на теоретическом, системном подходе к обучению. Базовые знания охватывали практически все отрасли деятельности человека. При необходимости, он всегда мог самостоятельно расширить знания в нужном ему направлении.

Необходимым условием для функционирования пожизненного обучения является искоренение навыков самостоятельного обучения. Достижение этой цели требует изменений многих элементов образования, в частности:

v формирование мышления обучающихся;

v системность знаний;

v теоретический подход к изучению материала;

v развитие специфических навыков, необходимых для получения знаний (умение учиться).

2.2 Переход на интернет-обучение

Использование интернет-технологий обусловлено их дешевизной и общей доступностью: «Ведь наиболее принципиальным ограничением в распространении технологий является их стоимость—а с точки зрения потребителя Интернет и цифровые технологии стоят очень дешево и оказываются доступны даже в самых низкообеспеченных слоях общества».

Возможности интернета кажутся безграничными:

«Процесс двигается в сторону ситуации, когда будет создана цифровая копия мира, доступны любые знания из прошлого и настоящего (при наличии соответствующих ключей доступа), и при этом эти знания можно получить практически в любой точке планеты — ситуации, когда любой житель Земли может обладать потенциальным всеведением и всезнанием в имеющемся горизонте знаний (мы метафорически называем “точкой всеведения”)».

«Уже в ближайшее время искусственный интеллект может использоваться для подготовки учебных заданий для учеников с учетом их текущих достижений, образовательной траектории и стиля обучения. Со временем возможно превращение искусственного интеллекта в полноценного индивидуального ментора, учитывающего все особенности жизни индивида—мы называем подобные системы «Алмазным букварем» по аналогу Букваря из фантастического романа Н.Стивенсона «Алмазный век или Букварь для благородных девиц».

При этом создатели доклада представляют себе роль базового образования при доступе к информации «Как показывают исследования нейрофизиологических механизмов, стоящих за успешным поиском, для того, чтобы получить из сети знания, нужно примерно представлять себе, как выглядит образ потенциального результата поиска (Small etal., 2009). Или, говоря по-другому—нужно иметь базовую картину мира, в которой есть небольшая лакуна—и эту лакуну восполняет информация, найденная в Сети. Если же картины мира нет—то знание оказывается практически бесполезным, поскольку непонятно, «к чему» его «крепить». Поэтому функция базового образования, в котором формируется картина мира, не может быть заменена свободным доступом к цифровой библиотеке».

Целостная картина мира вредна для создания пожизненного обучения. Поэтому деклараций о ее необходимости, даже в докладе много, а в реальной школе целостная картина мира у детей уже не создается.

Легкий доступ к информации вызывает еще одну проблему: «Наличие избыточного объема сведений и готовых решений в Сети провоцирует людей на когнитивную несамостоятельность—на развитие «культуры копирования».

«Уже сейчас цифровая среда незаметно начинает играть роль «внешней» психики («экзокортекса», т.е. «внешней» коры мозга), забирая у людей ряд привычных функций. Самыми характерными из проявлений этого выступает «вынесенная память» в наших мобильных устройствах (когда не нужно помнить имена телефонов или адреса своих друзей, запоминать схемы и тезисы со встреч) или практически атрофировавшаяся способность к устному счету».

Возникает вопрос: а крупный бизнес заинтересован в устранении этих недостатков? Для функционирования системы пожизненного обучения требуется формировать у учащихся адекватную картину мира? Из дальнейших рассуждений будет видно, что бизнесу требуется противоположное: создание фрагментированной, лоскутной картины мира, замены логического мышления на шаблонное. Иначе не будет воспроизводится потребность в дальнейшем обучении. В подготовительный период к переходу на пожизненное обучение требуется искусственно фрагментировать картину мира и шаблонизировать мышление.

2.3 Создание условий невозможности обучения в школе

Переходный период требует решения еще двух проблем: привычка обучать своих детей в школе и курирование школьного обучения государством. Из доклада вытекает, что крупный бизнес планирует обучать детей вне школы и вне зависимости от государства.

Традициям школьного обучения уже не одна сотня лет. У людей обучение ребенка прочно ассоциируется со школой. Наиболее простым вариантом решения этой проблемы является создание в школе таких условий, при которых дети, родители и учителя захотят бежать из школы.

Организация школьного образования является одной из функций государства. Если в школе будут созданы невыносимые для участников учебного процесса условия, то проблемы контроля со стороны государства решится как будто бы «стихийным бегством» всех участников из школы в новые структуры образования. Об этом процессе есть упоминание в докладе: «С третьей стороны, все выше потребность в моделях сквозного обучения на протяжении всей жизни (life-long learning), позволяющих обеспечивать постоянное дообучение персонала в соответствии с меняющимся кругом задач. Эти требования требуют существенной реорганизации систем профессиональной подготовки, а также задают новые требования к школьному и начальному высшему образованию. При этом—растет недовольство существующими образовательными институтами, которые оказываются не готовы следовать за изменившимся запросами общества, государства и бизнеса, и больше ориентируются на воспроизводство своих прошлых практик.» Как видим, в докладе необходимость пожизненного обучения взята за необсуждаемую аксиому.

2.4 Создание альтернативы школьному обучению

Когда обучение в школе станет совсем невыносимым, можно подсунуть участникам образовательного процесса новый вариант обучения, тот, к осуществлению которого стремится крупный бизнес. Люди, недовольные обучением своих детей в школах, получат альтернативный вариант обучения. Постепенное создание новых вариантов обучения является важнейшей задачей переходного периода.

Новые образовательные площадки должны быть удобными и привлекательными, плата за их использование на первоначальном этапе может быть чисто символической. Переход должен осуществляться постепенно. Так рекламируются новые площадки в докладе: «В будущем мобильность позволит ученикам не присутствовать в специально выделенном физическом пространстве (напр. в классе), но при этом постоянно оставаться в процессе обучения, в контакте со своей группой или с ментором. Мы предполагаем, что в районе 2015-17 гг. могут возникнуть первые полноценные школы, работающие в режиме 24/7—хотя передовые образовательные учреждения уже осуществили значительное расширение функций для обеспечения мобильности».

2.5 Игромания

В существовавшей системе образования роль и место игры определялась возрастной периодизацией ведущей деятельности ребенка.

· 0 – 1 год – непосредственное эмоциональное общение

· 1 – 3 года – предметно-манипулятивная деятельность

· 3 – 7 лет – ролевая игра

· 7 – 11 лет – учебная деятельность

· 11 – 15 лет – общение в процессе деятельности

· 15 – 17 лет – учебно-профессиональная

Доказывалось, что игровая деятельность, как ведущий вид деятельности должна была терять свое значение к 7 годам, оставаясь способом отдыха и развлечения.

В докладе игровой деятельности отводится совсем другая роль:

«В-третьих, к концу 20 века преимущественное удовлетворение базовых потребностей большей части населения развитых стран привело к ситуации, когда «суровая правда жизни» не требует немедленного взросления (см. также разд. Новая семья и смена модели детства). Появилась субгруппа «кидалтов» (kidult, adultescent), одной из характерных особенностью которой является повышенный интерес к играм (живым и виртуальным) во взрослой жизни (Summerskill 2000). И если психологи преимущественно интерпретировали поведение таких людей как «синдром Питера Пэна», то мы считаем, что в их поведении также появляется естественный человеческий запрос на восстановление значимой роли игры в обществе. В какой-то мере, в 2000-е гг. этот запрос уже был услышан—геймификация начала становиться все более широкой практикой в образовании, социальных коммуникациях, R&D и других «серьезных» видах деятельности.

Причина геймификации жизни объясняется этим же докладом

«С одной стороны—увеличивается доля учащихся, которые не видят особой ценности в образовании и не имеют особого интереса к содержанию образовательного процесса». «Образование, отрабатывая свою функцию, вынуждено конкурировать с медиа за внимание таких студентов—что вынуждает делать обучающие программы более завлекательными и интерактивными (отсюда, в частности – тренд на массовую геймификацию образования)». То есть тех, кто не хочет учиться, нужно превратить в игроманов, подсунув им якобы обучающие игры.

Если в переходный период не проводить геймификацию образования, то можно потерять значительную долю клиентов пожизненного обучения. При этом авторы доклада прекрасно понимают опасность игромании для детей.

2.6 Ликвидация учительского корпуса.

«Живой» учитель будет сохранен только для богатой части населения: «Живое» обучение будет сравнительно более дорогим и, как следствие, будет носить «премиальный» характер—и в большинстве случаев будет организовано не как длинное совместное обучение, а в виде коротких интенсивных сессий. Содержание этого обучения будет сосредоточено не на передаче общедоступной информации и отработке рутинных упражнений, а на выработке сложных надпредметных компетенций, связанных с творческим мышлением и поддерживающим его психофизическим «настроем».

Системе пожизненного обучения учителя не нужны.

Из этого утверждения следуют две задачи переходного периода:

v Выделение и легитимизация элитарного образования.

v Ликвидация учительского класса в прежнем, школьном понимании.

Это ответ на вопрос, заданный в заголовке статьи. Заказчик ликвидации учительского класса крупный, ориентированный на Запад бизнес. Исполнителем этого заказа является Министерство просвещения, о чем будет написано в следующих частях этого текста.

2.7 Формирование человека – потребителя

«На протяжении этого Доклада мы апеллируем к термину «индустриальное образование», противопоставляя ему «новое образование»—систему гибкого, индивидуализированного, открытого образования, поддерживающего образовательные потребности человека на протяжении всей его жизни».

По мнению авторов доклада общество в лице государства не может предъявлять образованию никаких требований. Все по желанию заказчика, то есть обучаемого. Обучаемый должен быть прежде всего потребителем и на это направлено все воспитание.

2.8 Почему систему пожизненного обучения является интересом не всего бизнеса, а только ориентированного на Запад

В своем разъяснении по поводу фразы «Главная ошибка советской школы в том, что она растила человека-творца, а задача современной школы в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя» бывший министр образования и науки А.А. Фурсенко сказал: «И я сказал, что быть потребителем знаний, которые произведены во всем мире, это не менее достойное дело, чем что-то придумывать самому, Особенно если ты придумываешь не то, что надо. Понимаете, конструкторов авиационной и космической техники - единицы, тех кто производит эту технику - сотни или тысячи. А те, кто эксплуатируют эту технику причем на высоком уровне, сохраняя безопасность для нас всех - это сотни тысяч! И нельзя создавать образование, которое бы давало ощущение, что вот эти люди, которые занимаются очень важным делом - что они неудачники.»

То есть А. А. Фурсенко имел в виду взращивание потребителя знаний. Откуда возьмутся эти знания?

Как мы видели, обучающиеся в рассмотренном докладе делятся на 3 категории: «нежелающие учиться» – превращаются в игроманов, «желающие учиться» – в конечном счете обучаются при помощи искусственного интеллекта, «очень богатые, избранные» – обучаются в традиционном сейчас формате ученик – учитель (гуру). Богатые не будут создавать знания. А кто будет? В российском варианте пожизненного обучения не предусмотрены механизмы обучения людей, способных к развитию науки и техники. В докладе неоднократно подчеркивается прерогатива Западных стран. Поэтому шаблоны, по которым планируется проведение обучения, шаблоны по конкретным видам деятельности будут формироваться в Западных странах.

«Скорее всего, индивидуальные гуру будут персонами-брендами для соответствующих школ или сообществ, обеспечивающих коллективное обучение. Как мы будем обсуждать в разд. Коллективные образовательные процессы, значимая часть нового образования уже происходит и будет далее происходить в сообществах практик—группах, в своей деятельности реализующих систему уникальных знаний и навыков.

Сообщества, обеспечивающие коллективное обучение, уже существуют в странах Запада. Авторы доклада не предлагают никаких альтернатив использованию шаблонов в обучении, созданных этими сообществами.

Продолжение следует.

Часть 3. Выполнение мероприятий, обеспечивающих переход к пожизненному обучению.

3.1. Создание людей, неспособных к самостоятельному обучению.

3.2. Создание условий невозможности обучения в школе.

3.3. Создание альтернативы школьному обучению.

3.4. Формирование человека-потребителя.

Часть 3.5. Ликвидация учительского корпуса.

Часть 4. Результаты реформы системы образования.

4.1 Деградация профессионализма. Правительство.

Часть 5. Предложения по реорганизации начальной школы