Найти тему

Кто "заказал" учителей и зачем? Часть 1. Цели крупного бизнеса в образовании

Оглавление

НЕ Актуально. Более полный анализ в цикле статей Экзамен для кандидатов в президенты РФ. Образование

Цикл пояснительных статей для тезисов о причинах, ходе и результате реформ, а так же предложений по выводу образования из кризиса.

Часть 1. Цели крупного бизнеса в образовании

Часть. 2. Необходимые условия для функционирования пожизненного обучения и перехода к нему.

Часть 3. Выполнение мероприятий, обеспечивающих переход к пожизненному обучению.

3.1. Создание людей, неспособных к самостоятельному обучению.

3.2. Создание условий невозможности обучения в школе.

3.3. Создание альтернативы школьному обучению.

3.4. Формирование человека-потребителя.

Часть 3.5. Ликвидация учительского корпуса..

Часть 4. Результаты реформы системы образования.

4.1 Деградация профессионализма. Правительство.

Часть 5. Предложения по реорганизации начальной школы

Вступление

В области развития образования в 2022 году сделано очень много. Все эти усилия совершенно бесполезны, потому что они не решают основой проблемы. В российском образовании существует противоречие. О нем предпочитают молчать, но от этого оно никуда не исчезает. Без устранения этого противоречия ничего исправить не удастся.

ПРОТИВОРЕЧИЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В КОНФЛИКТЕ ИНТЕРЕСОВ КРУПНОГО, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ЗАПАД БИЗНЕСА И ИНТЕРЕСОВ РОССИЯН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Крупный бизнес стремится получить рынок образовательных услуг, которые будут оказываться на протяжении всей жизни человека, проще говоря «пожизненное обучение». Общество в лице государства стремится подготовить кадры, способные решать задачи в интересах всех людей, проживающих в стране (наука, оборона, правопорядок, здравоохранение, транспорт, промышленность и т.д.).

Сразу определимся по двум позициям:

1) Что я имею против обучения всю жизнь? Ничего. Это естественный процесс. При нормальной системе образования в стране он осуществляется за счет самообразования. Потребность в различных курсах «на все случаи жизни в течении жизни», включая и базовое образование, формируется искусственно, за счет снижения уровня образования, за счет воспитания и обучения интеллектуально беспомощных людей. Именно принудительная интеллектуальная деградация меня не устраивает в переходе на пожизненное обучение.

2) Что я имею против обучения при помощи компьютерных технологий? Ничего. Я против использования компьютеров вопреки законов дидактики. В настоящее время ни одна система обучения не адаптирована к использованию цифровых технологий. Пока цифровизация представляет из себя «педагогический хаос».

Сейчас система образования находится в состоянии неустойчивого равновесия, но долго так продолжаться не может. Чьи-то интересы победят окончательно. Пока побеждает бизнес.

В ходе реформ, которые представляют из себя подготовку к переходу на пожизненное обучение наиболее принципиальные изменения внесены в начальное образование. Именно анализ его состояния лег в основу данных текстов. Натворили наши реформаторы много, поэтому и анализ ситуации будет большим.

Тексты можно использовать кому угодно, где угодно, как угодно.

Буду благодарен за критику и конструктивные предложения

1 Цели крупного бизнеса в образовании.

«Это ж-ж-ж... - неспроста.
Само дерево жужжать не может.
Значит, кто-то тут жужжит.
»

Мультфильм «Винни-Пух»

Представление об интересах крупного, ориентированного на Запад бизнеса можно составить, собирая разрозненные данные в интернете, изучая ситуацию непосредственно в школах.

В 2018 году на сайте https://vbudushee.ru был выложен доклад «Будущее образования: глобальная повестка. С сайта документ убран. Ознакомиться с текстом можно здесь (pdf). Рекомендации для ключевых игроков». В нем сконцентрированы основные идеи изменения образования в целях крупного бизнеса.

Вот как позиционируют значение доклада его создатели: «Мы не утверждаем, что это первая попытка (в конце книги мы приводим более полусотни известных нам аналогичных исследований), но мы претендуем на наибольшую системность».

Здесь и далее жирным курсивом будут выделяться цитаты из доклада.

Задачи доклада: «… и наша задача не в том, чтобы дать прогноз развития событий—а в том, чтобы побудить совместные действия по изменению ситуации». (Доклад – это не предположение о будущем, а руководство к действию).

Широкой общественности были предоставлены только первый и второй разделы: «Третий раздел представляет собой список рекомендаций для основных групп, способных активно воздействовать на развитие новой сферы образования—бизнес, администраторы образовательной сферы и регуляторы.» (Секретный, для своих).

Время прошло много, но своей актуальности этот план действий не потерял до сих пор, наоборот, изменения в системе образования, произошедшие за это время, только подтверждают движение системы российского образования в направлении, указанном в докладе.

1.1 Интересы крупного бизнеса в образовании.

Основная цель изменений образования, предлагаемых в докладе: «Образование—это «нераспакованная» отрасль на многие миллиарды долларов, и первые, кто в нее пойдет, получают шанс захватить этот огромный рынок».

Изменения проводятся по образцу Западных стран. «существуют «лучшие практики» организации образовательных систем, воплощенные в большинстве стран ОЭСР». «… мы хотели бы обратить внимание на то, что сами страны-источники «образцовых практик» находятся на переломе. Передовые страны ОЭСР, такие как США, Великобритания, Япония, Австралия и др., в настоящее время фиксируют необходимость пересборки моделей образования.»

Крупный бизнес входит в образование для получения прибыли. Для этого все образовательные услуги планируется «отобрать» у государства. Вывести его из традиционных учреждений (школа, институты), так как в них обучение слишком затратно. «В сфере образования стремительно возникают новые игроки, которые активно перетягивают на себя процессы подготовки, гибче и быстрее реагируют на потребности пользователей и при этом НЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ. При этом—идет постоянный процесс удорожания образования в традиционных учреждениях школьной и университетской системы (Altbach, Reisberg&Rumbley 2009), который повышает спрос на устойчивые образовательные альтернативы со стороны государств и потребителей».

В докладе дается масштаб капитализации компаний, которые будут захватывать образовательный рынок: «Вне системы образования возникает новый транснациональный рынок, который может достаточно быстро заместить собой традиционные образовательные системы и внести новые стандарты—так же, как Facebook устанавливает новые стандарты общения в сети. На следующем этапе зрелые компании, которые возникнут из образовательных стартапов (а некоторые из них, по нашему мнению, уже до 2020 г. перешагнут планку капитализации в 100 млрд. долл. и станут новыми Google и Apple), могут начать покушаться на образовательную повестку национальных правительств.»

1.2 Основная бизнес-идея. Что такое пожизненное обучение?

В докладе рассматривается обучение на всех этапах жизни человека, от рождения до смерти. В русском языке все это обозначается одним словом: «пожизненное». Именно так это и будет обозначаться в статье.

Основная идея заключается в создании и захвате рынка пожизненных образовательных услуг.

До и сразу после рождения ребенка (курсы для родителей), занятие с детьми до школы, базовое образование, повышение профессиональных компетенций, смена занятости, курсы по ведению хозяйства, хобби, развитие личности, курсы по воспитанию детей (с родителями до окончания школы), адаптация пожилых людей.

-2

Подразумевается, что по всем этим направлениям человек не сможет развиваться без специальных платных курсов. «Для нас образование—тотальный процесс, включающий в себя воспитание, обучение и самообучение на всех этапах жизни человека, от рождения до смерти.»

Красным цветом на рисунке выделено базовое образование. Сейчас эта сфера в основном находится под управлением государства. Это наиболее важный сектор пожизненного обучения и наиболее сложный, с точки зрения включения его в бизнес- проект. Предлагается «размыть» его по времени: «Один из ключевых выводов нашей работы: привычные категории школьного и университетского образования, в т.ч. ассоциация школы с детско-подростковым возрастом и университета со стартом профессиональной жизни, будут претерпевать сильные изменения.»

Охват 100% населения планируется произвести с помощью цифровых технологий. «Эти технологии (цифровые) принципиально транснациональны и транскультурны, они могут проникать в любые организации и семьи, практически не взирая на политические, этнические, религиозные и другие различия. Ведь наиболее принципиальным ограничением в распространении технологий является их стоимость—а с точки зрения потребителя Интернет и цифровые технологии стоят очень дешево и оказываются доступны даже в самых низкообеспеченных слоях общества».

Продолжение следует.

Часть 2. Необходимые условия для функционирования пожизненного обучения и перехода к нему. (здесь все причины реформ)

Часть 3. Выполнение мероприятий, обеспечивающих переход к пожизненному обучению.

3.1. Создание людей, неспособных к самостоятельному обучению.

3.2. Создание условий невозможности обучения в школе.

3.3. Создание альтернативы школьному обучению.

3.4. Формирование человека-потребителя.

3.5. Ликвидация учительского корпуса.

Часть 4. Результаты реформы системы образования.

4.1 Деградация профессионализма. Правительство.

Часть 5. Предложения по реорганизации начальной школы