НЕ Актуально. Более полный анализ в цикле статей Экзамен для кандидатов в президенты РФ. Образование
Цикл пояснительных статей для тезисов о причинах, ходе и результате реформ, а так же предложений по выводу образования из кризиса.
Часть 1. Цели крупного бизнеса в образовании
Часть. 2. Необходимые условия для функционирования пожизненного обучения и перехода к нему.
Часть 3. Выполнение мероприятий, обеспечивающих переход к пожизненному обучению.
3.1. Создание людей, неспособных к самостоятельному обучению.
3.2. Создание условий невозможности обучения в школе.
3.3. Создание альтернативы школьному обучению.
3.4. Формирование человека-потребителя.
Часть 3.5. Ликвидация учительского корпуса..
Часть 4. Результаты реформы системы образования.
4.1 Деградация профессионализма. Правительство.
Часть 5. Предложения по реорганизации начальной школы
Вступление
В области развития образования в 2022 году сделано очень много. Все эти усилия совершенно бесполезны, потому что они не решают основой проблемы. В российском образовании существует противоречие. О нем предпочитают молчать, но от этого оно никуда не исчезает. Без устранения этого противоречия ничего исправить не удастся.
ПРОТИВОРЕЧИЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В КОНФЛИКТЕ ИНТЕРЕСОВ КРУПНОГО, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ЗАПАД БИЗНЕСА И ИНТЕРЕСОВ РОССИЯН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Крупный бизнес стремится получить рынок образовательных услуг, которые будут оказываться на протяжении всей жизни человека, проще говоря «пожизненное обучение». Общество в лице государства стремится подготовить кадры, способные решать задачи в интересах всех людей, проживающих в стране (наука, оборона, правопорядок, здравоохранение, транспорт, промышленность и т.д.).
Сразу определимся по двум позициям:
1) Что я имею против обучения всю жизнь? Ничего. Это естественный процесс. При нормальной системе образования в стране он осуществляется за счет самообразования. Потребность в различных курсах «на все случаи жизни в течении жизни», включая и базовое образование, формируется искусственно, за счет снижения уровня образования, за счет воспитания и обучения интеллектуально беспомощных людей. Именно принудительная интеллектуальная деградация меня не устраивает в переходе на пожизненное обучение.
2) Что я имею против обучения при помощи компьютерных технологий? Ничего. Я против использования компьютеров вопреки законов дидактики. В настоящее время ни одна система обучения не адаптирована к использованию цифровых технологий. Пока цифровизация представляет из себя «педагогический хаос».
Сейчас система образования находится в состоянии неустойчивого равновесия, но долго так продолжаться не может. Чьи-то интересы победят окончательно. Пока побеждает бизнес.
В ходе реформ, которые представляют из себя подготовку к переходу на пожизненное обучение наиболее принципиальные изменения внесены в начальное образование. Именно анализ его состояния лег в основу данных текстов. Натворили наши реформаторы много, поэтому и анализ ситуации будет большим.
Тексты можно использовать кому угодно, где угодно, как угодно.
Буду благодарен за критику и конструктивные предложения
1 Цели крупного бизнеса в образовании.
«Это ж-ж-ж... - неспроста.
Само дерево жужжать не может.
Значит, кто-то тут жужжит.»
Мультфильм «Винни-Пух»
Представление об интересах крупного, ориентированного на Запад бизнеса можно составить, собирая разрозненные данные в интернете, изучая ситуацию непосредственно в школах.
В 2018 году на сайте https://vbudushee.ru был выложен доклад «Будущее образования: глобальная повестка. С сайта документ убран. Ознакомиться с текстом можно здесь (pdf). Рекомендации для ключевых игроков». В нем сконцентрированы основные идеи изменения образования в целях крупного бизнеса.
Вот как позиционируют значение доклада его создатели: «Мы не утверждаем, что это первая попытка (в конце книги мы приводим более полусотни известных нам аналогичных исследований), но мы претендуем на наибольшую системность».
Здесь и далее жирным курсивом будут выделяться цитаты из доклада.
Задачи доклада: «… и наша задача не в том, чтобы дать прогноз развития событий—а в том, чтобы побудить совместные действия по изменению ситуации». (Доклад – это не предположение о будущем, а руководство к действию).
Широкой общественности были предоставлены только первый и второй разделы: «Третий раздел представляет собой список рекомендаций для основных групп, способных активно воздействовать на развитие новой сферы образования—бизнес, администраторы образовательной сферы и регуляторы.» (Секретный, для своих).
Время прошло много, но своей актуальности этот план действий не потерял до сих пор, наоборот, изменения в системе образования, произошедшие за это время, только подтверждают движение системы российского образования в направлении, указанном в докладе.
1.1 Интересы крупного бизнеса в образовании.
Основная цель изменений образования, предлагаемых в докладе: «Образование—это «нераспакованная» отрасль на многие миллиарды долларов, и первые, кто в нее пойдет, получают шанс захватить этот огромный рынок».
Изменения проводятся по образцу Западных стран. «существуют «лучшие практики» организации образовательных систем, воплощенные в большинстве стран ОЭСР». «… мы хотели бы обратить внимание на то, что сами страны-источники «образцовых практик» находятся на переломе. Передовые страны ОЭСР, такие как США, Великобритания, Япония, Австралия и др., в настоящее время фиксируют необходимость пересборки моделей образования.»
Крупный бизнес входит в образование для получения прибыли. Для этого все образовательные услуги планируется «отобрать» у государства. Вывести его из традиционных учреждений (школа, институты), так как в них обучение слишком затратно. «В сфере образования стремительно возникают новые игроки, которые активно перетягивают на себя процессы подготовки, гибче и быстрее реагируют на потребности пользователей и при этом НЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ. При этом—идет постоянный процесс удорожания образования в традиционных учреждениях школьной и университетской системы (Altbach, Reisberg&Rumbley 2009), который повышает спрос на устойчивые образовательные альтернативы со стороны государств и потребителей».
В докладе дается масштаб капитализации компаний, которые будут захватывать образовательный рынок: «Вне системы образования возникает новый транснациональный рынок, который может достаточно быстро заместить собой традиционные образовательные системы и внести новые стандарты—так же, как Facebook устанавливает новые стандарты общения в сети. На следующем этапе зрелые компании, которые возникнут из образовательных стартапов (а некоторые из них, по нашему мнению, уже до 2020 г. перешагнут планку капитализации в 100 млрд. долл. и станут новыми Google и Apple), могут начать покушаться на образовательную повестку национальных правительств.»
1.2 Основная бизнес-идея. Что такое пожизненное обучение?
В докладе рассматривается обучение на всех этапах жизни человека, от рождения до смерти. В русском языке все это обозначается одним словом: «пожизненное». Именно так это и будет обозначаться в статье.
Основная идея заключается в создании и захвате рынка пожизненных образовательных услуг.
До и сразу после рождения ребенка (курсы для родителей), занятие с детьми до школы, базовое образование, повышение профессиональных компетенций, смена занятости, курсы по ведению хозяйства, хобби, развитие личности, курсы по воспитанию детей (с родителями до окончания школы), адаптация пожилых людей.
Подразумевается, что по всем этим направлениям человек не сможет развиваться без специальных платных курсов. «Для нас образование—тотальный процесс, включающий в себя воспитание, обучение и самообучение на всех этапах жизни человека, от рождения до смерти.»
Красным цветом на рисунке выделено базовое образование. Сейчас эта сфера в основном находится под управлением государства. Это наиболее важный сектор пожизненного обучения и наиболее сложный, с точки зрения включения его в бизнес- проект. Предлагается «размыть» его по времени: «Один из ключевых выводов нашей работы: привычные категории школьного и университетского образования, в т.ч. ассоциация школы с детско-подростковым возрастом и университета со стартом профессиональной жизни, будут претерпевать сильные изменения.»
Охват 100% населения планируется произвести с помощью цифровых технологий. «Эти технологии (цифровые) принципиально транснациональны и транскультурны, они могут проникать в любые организации и семьи, практически не взирая на политические, этнические, религиозные и другие различия. Ведь наиболее принципиальным ограничением в распространении технологий является их стоимость—а с точки зрения потребителя Интернет и цифровые технологии стоят очень дешево и оказываются доступны даже в самых низкообеспеченных слоях общества».
Продолжение следует.
Часть 2. Необходимые условия для функционирования пожизненного обучения и перехода к нему. (здесь все причины реформ)
Часть 3. Выполнение мероприятий, обеспечивающих переход к пожизненному обучению.
3.1. Создание людей, неспособных к самостоятельному обучению.
3.2. Создание условий невозможности обучения в школе.
3.3. Создание альтернативы школьному обучению.
3.4. Формирование человека-потребителя.
3.5. Ликвидация учительского корпуса.
Часть 4. Результаты реформы системы образования.
4.1 Деградация профессионализма. Правительство.
Часть 5. Предложения по реорганизации начальной школы