Найти тему

Картина «Лоренцо и Изабелла»: застолье, предвещающее жестокую расправу

Оглавление

Сегодня я хочу рассказать о картине художника-прерафаэлита Джона Эверетта Миллеса. Полотно называется «Лоренцо и Изабелла», а сюжет его основан на поэме Джона Китса «Изабелла, или горшок с базиликом». И это совсем не добрая сказка.

Джон Эверетт Миллес. «Лоренцо и Изабелла», 1849
Джон Эверетт Миллес. «Лоренцо и Изабелла», 1849

Сюжет поэмы

Главная героиня поэмы — Изабелла. У нее есть несколько братьев с непростыми характерами. Семья Изабеллы не бедствует, и братья ожидают, что девушка удачно выйдет замуж за состоятельного господина, чем приумножит состояние семьи. Однако, Изабелла уже нашла свою любовь в лице бедного юноши по имени Лоренцо. На картине они изображены рядом.

Когда браться узнали о романе молодых людей, они убили Лоренцо и спрятали его тело. А Изабелле соврали, что он уехал и не планирует возвращаться.

Через какое-то время Изабелле снится вещий сон, благодаря которому она узнает, где спрятано тело её возлюбленного. Она находит его, отрубает голову и сажает её в горшок где выращивает базилик. Базилик растет, но также быстро как разрастается растение, так же скоро угасает Изабелла от тоски по любимому. В конце концов девушка умирает.

Сюжет поэмы драматичный, мощный и жестокий. Но на картине мы видим только его завязку.

История создания полотна

Миллес начал работу над картиной сразу после того, как было создано Братство прерафаэлитов, поэтому это одно из первых произведений, в котором воплотились принципы прерафаэлитской эстетики.

Сэр Джон Эверетт Миллес, фото ок. 1854 г
Сэр Джон Эверетт Миллес, фото ок. 1854 г
Прерафаэлиты бросали вызов современным им устоявшимся принципам живописи, практике постоянного копирования античных образцов и безусловному примату Рафаеля. Они обратились ко времени до Рафаэля (отсюда название общества), до Леонардовского сфумато, до законов перспективы и т.п. Они вернулись к Средневековому и проторенессансному искусству.
По мнению прерафаэлитов, Рафаэль вывел искусство на уровень божественного, которое не имеет связи с реальной жизнью, с реальным миром, который на самом деле прекрасен.

Цвета на полотне очень яркие, насыщенные, каждая фигура выписана с особой тщательностью, максимально детализирована.

На ножке стула Изабеллы можно обнаружить инициалы прерафаэлитского Братства — P.R.B. (Pre-Raphaelite Brotherhood).

Инициалы прерафаэлитского Братства
Инициалы прерафаэлитского Братства

Миллес ломает перспективу. Дальний план, средний план и передний план выглядят так, как будто они находятся на одинаковом расстоянии от зрителя. Фигуры не уменьшаются по мере отдаления. К тому же, у дальней стороны стола сидит намного больше человек, чем напротив, что невозможно с точки зрения правильной перспективы и расположения предметов в пространстве.

Джон Эверетт Миллес. «Лоренцо и Изабелла», 1849 — фрагмент
Джон Эверетт Миллес. «Лоренцо и Изабелла», 1849 — фрагмент

Кроме того, как это было принято у прерафаэлитов, Миллес изобразил на картине своих близких и друзей. Мы видим реальных людей в виде литературных героев. Например, пожилые люди, сидящие за Лоренцо — это родители Миллеса. Изабелла — это жена его сводного брата. Также на полотне можно найти и других прерафаэлитов — Россетти, Деверелла, Харриса, Стивенса.

Миллес использовал национальный сюжет, при этом изобразил реалистичных персонажей. Он сломал перспективу, написал картину почти по законам средневековья, проторенессанса, искусства до эпохи Высокого Возрождения. Всё это возмутило публику и привело к скандалу. Но, больших последствий для художника он не имел, так как к тому моменту Миллес уже имел хорошую репутацию, которую не разрушить одной картиной. В итоге полотно восприняли скорее как невинную шалость.

Детали полотна — намеки на трагедию

Миллес изобразил на картине сцену семейного обеда. Такой сцены вообще нет в поэме. Но на полотне можно найти намеки на грядущие трагические события.

Например, мы уже видим влюбленность главных героев. Они сидят на переднем плане, обособленно от остальных персонажей. К тому же, они едят апельсин — символ страсти.

Джон Эверетт Миллес. «Лоренцо и Изабелла», 1849 — фрагмент
Джон Эверетт Миллес. «Лоренцо и Изабелла», 1849 — фрагмент

Но страсть — не единственный секрет апельсина. На полотне он не обычный, а красный. В английском языке он именуется «кровавым», что как бы намекает на грядущую участь Лоренцо.

Джон Эверетт Миллес. «Лоренцо и Изабелла», 1849 — фрагмент
Джон Эверетт Миллес. «Лоренцо и Изабелла», 1849 — фрагмент

Братья Изабеллы уже недовольны происходящим. Во-первых, Миллес противопоставляет их главным героям, разместив на противоположной стороне стола. Во-вторых, мы видим грубый жест одного из них: он пинает собаку, которую гладит девушка. А собака — распространенный символ верности и преданности.

Ещё на картине мы можем видеть тот самый горошек с базиликом, в который впоследствии закопает голову возлюбленного Изабелла. Он стоит на перилах балюстрады на заднем плане картины.

Кстати, большинство живописцев, изображавших Изабеллу, рисовали ее именно с горшком, в котором она закопала голову возлюбленного. Это не только делало сюжет картины максимально узнаваемым, но и производило драматическое впечатление на зрителей. Ведь это один из самых напряжённых моментов поэмы: юная девушка страдает от любви, хотя знает, что она утрачена навсегда.

Но Миллес со своим полотном не пошел проторенным путем, и навсегда вошел в мировую историю живописи.