Его жизнь сплетена из уникальных фактов. Начнём с того, что он прожил 105 лет (!), став старейшим выжившим командиром подводной лодки в Кригсмарине, а также последним выжившим получателем Рыцарского креста в Кригсмарине. А на момент получения Рыцарского креста он был самым молодым по возрасту, удостоенным этой награды. Позже были ещё более молодые, но на 23 января 1942 года таковым был именно он.
По крайней мере, так он пишет в своей книге, приводя вот эту фотографию:
Подпись: Как самый молодой кавалер Рыцарского креста, я обхожу фронт роты почётного караула и своей команды. Про эту книгу мы ещё упомянем более подробно ниже, тоже не рядовое явление :)
Был ли он асом? Могут сказать, что основных своих успехов Хардеген добился во время двух патрулей в рамках операции "Паукеншлаг" (Удар в литавры") у берегов Америки, когда флот США ещё не был готов к полноценной борьбе с немецкими подводными лодками. Однако, тем не менее, эти победы достались совсем непросто, и его U-123 не раз была на волосок от гибели.
Вполне возможно, что он добился бы и ещё более впечатляющих результатов, однако в июле 1942 года ему пришлось распроститься с плавсоставом. Дело в том, что изначально он готовился стать лётчиком, но в результате аварии самолёта получил тяжёлые внутренние повреждения, а правая нога стала короче, так что он прихрамывал всю оставшуюся жизнь. Это не мешало ему командовать подводной лодкой, но проблемы с желудком (хроническое желудочное кровотечение, требовавшее специальной диеты) продолжали его преследовать. Да вот сами посмотрите, каким измождённым он выглядел на борту лодки:
И после возвращения из патруля:
А ведь после своего первого боевого похода на маленькой U-147 проекта IID Хардеген был на грани снятия с должности командира. Он упустил казалось бы стопроцентные возможности потопить вполне себе солидные суда, не хватало опыта. Да и торпеды не все сработали как надо. Индульгенций стало потопление норвежского «Аугвальд» (4811 тонн)
Часть моряков с него пыталась спастись на обломках и плотиках. Хардеген подошёл к месту гибели судна и пытался поговорить с ними, но понять норвежский язык не удалось. Тогда он пожелал им удачи и лодка удалилась. Не из-за его зверской натуры, а просто на "долблёнке", так называли немцы эти небольшие лодки, едва хватало места для 22-24 членов команды, а кроме того существовал строгий приказ Дёница №154, отданный им в конце 1939 года: «Не занимайтесь спасением людей; не берите их к себе; не заботьтесь ни о каких шлюпках с судна. Погодные условия и близость земли не имеют никакого значения. Вас должна интересовать только безопасность вашей подлодки и усилия, приложенные, чтобы достигнуть дальнейших успехов как можно скорее. Мы должны быть твёрдыми в этой войне. Враг начал войну, чтобы уничтожить нас, и, таким образом, ничего другого от нас может не ждать».
Правда, где-то в предыдущем месяце перед выходом в море Хардегена этот приказ, по словам Дёница на Нюрнбергском трибунале был отменён, но знал ли об этом Хардеген, теперь не спросишь.
Кстати, именно с норвежцами связаны и другие факты из военной биографии Хардегена. И именно норвежская газета "Афтенпостен" в мае 2015 года назвала его одним из шести самых выдающихся личностей за его спасательную работу по отношению к норвежцам, потерпевшим кораблекрушение. Но об этом немного дальше.
А после похода на U-147 Дёниц, всё-таки разглядевший потенциальные возможности Хардегена как командира, назначил его на U-123 типа IXB. И не прогадал.
По-немецки журнал, который ведётся на лодке, называется Kriegstagebuh, дословно Военный дневник, хотя лучше конечно применить слово Боевой. Я нашёл возможность посмотреть эти дневники Хардегена. Однако следует помнить, что это специфический документ - маневрирование, всплыл-погрузился, поломки и их устранение, удачные и неудачные выходы в атаку, уклонение от противника, погода, полученные приказы и т.п.
Довольно однообразные тексты день за днём, поэтому решил привести лишь какие-либо выделяющиеся из этой рутины моменты.
Итак, первый боевой поход U-123 под командованием Хардегена начался 15 июня 1941 года. И вот страница за 20-е июня:
Ни-че-го.
А меж тем, в этот день Хардеген потопил судно "Ганда" водоизмещением 4 333 тонны
Как же так? А собака порылась в том, что судно-то португальское, нейтральной страны, и на борту его здоровенными буквами об этом сообщается. Ну вот такая проруха случилась. После того, как судно осело, но тонуть на стало, Хардеген добил его артиллерией и только подойдя к спасательным шлюпкам понял, что судно-то нейтральное! Конечно, и запись была, и доклад в штаб, но позже по приказанию из этого штаба, запись удалили, загребли мусор под ковёр.
Кстати, позже, 11 июля, как в оправдание, записано:
...Атака кормой, малый пароход водоизмещением до 1500 брт. Ни флага, ни знаков нейтралитета не отмечено. Незадолго до выстрела, дальность = 300 метров, разглядел название: "VINTE E OITO DE MAIO", . Португальский все-таки. Только вот отмечу флажок 2 х 3 метра на борту корпуса видно очень плохо, потому что на большей части краска уже облупилась. Под ним «Португалия». Расположены очень низко, так что их невозможно увидеть при скромных возможностях перископа на большом расстоянии. Поэтому имя можно было распознать только на таком коротком расстоянии. С этой покраской нейтралы не должны удивляться, если они потоплены.
22.06: Этим утром новость о войне с Россией поразила как бомба. По радио было слышно чтение воззвания фюрера и рейхсминистра иностранных дел.
27.06. Хардеген в течении трёх минут произвёл атаку тремя торпедами по трём судам конвоя СЛ-78. Два были потоплены, "ПЛМ-22" и "Оберон".
29.06 пришла очередь "Рио Азул". Причём Хардеген посчитал его вспомогательным крейсером из-за шаровой краски на бортах и активных манёвров впереди конвоя, мешавших выйти в атаку. Поэтому после его потопления с удовлетворением пишет:
...На месте затопления нефтяное пятно, много обломков. Несколько человек плавают в воде среди них, деревянный плот с 8 мужчинами, некоторые тяжело ранены. После 10 мин взрыв под водой, обломки подбрасываются вверх. Это было наказание, потому что он выгнал нас из конвоя.
04.07. потоплен "Аудитор"
19.07. Получено радиосообщение: "...Для южных лодок, в настоящее время невозможно снабжение за пределами собственных баз. Соответственно начать обратный переход..." Плохие новости, тем более, что сюда ходят только нейтралы. Нам повезло, что мы скупились на топливо. В итге имеем 109 куб.м и еще 11 торпед. Я все еще могу отсутствовать 5-6 недель и надеюсь хорошо использовать торпеды.
Однако его энтузиазм не оправдался, "Аудитор" был последней жертвой в этом патруле, закончившемся 23 августа.
Следующий патруль начался 14 октября и продолжился 40 дней. Лодка была включена в "волчью стаю "Schlagetot" (Смертельный удар) Он был практически безрезультатным, за исключением атаки на вспомогательный британский крейсер HMS Aurania (F 28), водоизмещением 13 984 т. Это он в мирное время:
Корабль был поражён двумя торпедами.
Хардеген писал в журнале: Наблюдения за целью: сильное задымление, слабое огненное свечение, крен на левый борт. Потом лодка была оттеснена эсминцами конвоя. Далее: За кормой сильное огненное свечение и сильная детонация со стороны нашего парохода. Подозреваю, что Упхофф (командир U-84 из той же стаи) нанес ему смертельный удар.
Вот они вместе на фотографии с автографом Хардегена:
Как потом выяснилось, это был внутренний взрыв, после которого он затонул.
Передал радиосообщение о местоположении, курсе и скорости остального конвоя и вернулся к месту стрельбы. Там большое нефтяное пятно. Обнаружено несколько обломков и тонущая спасательная шлюпка. В ней один человек. Взял его на борт.
Это был матрос первого класса Берти Э. Шоу. ...По его заявлению, вспомогательный крейсер "АУРАНИЯ" вместимостью 13984 брт получил попадание в полубак и машинное отделение. Часть экипажа из 250 человек была спасена эсминцем. Через 3/4 часа на низко сидящем пароходе раздался сильный взрыв. После этого пароход больше не видели. Пришел на старый курс 280° и передал радиосообщение о гибели "АУРАНИИ". В этой связи от БДУ ( командующий подводными силами Кригсмарине, то бишь Дёниц) на U-123: "Браво!". Это был мой самый красивый пароход до сих пор.
После возвращения лодки Дёниц сделал запись в журнале:
1.)Потопление быстроходного вспомогательного крейсера из состава конвоя — очень восхитительная удача.
2.)В нападении на конвой 2/3 ноября было бы лучше атаковать сразу же, как только другие лодки были на месте.
3.)В остальном хорошо продуманный и выполненный патруль.
подписано в черновике: Дёниц.
На самом деле "АУРАНИЯ" не затонул, а добрался до Британии, где ремонтировался 19 месяцев. В принципе, тоже успех. Но Дёниц на тот момент считал, что судно уничтожено
И вот настал звёздный час Хардегена. Его лодка была включена в состав группы подлодок для участия в операции "Паукеншлаг" у берегов США. На тот момент Дёниц уже знал о состоянии здоровья Хардегена, но такие успешные командиры не находятся за каждым углом и он разрешил ему участвовать в операции. И опять не прогадал. Измождённый Хардеген потопил 8 и повредил 1 судно, хотя считал, что потопил все 9. Во время этого патруля произошли интереснейшие события.
Он начался 23 декабря, а Рождество же на носу. Рождественская выпечка:
Ёлочки на рубке
И в отсеках
С аккордеоном, кстати, второй вахтенный офицер Хорст фон Шрётер, ставший впоследствии командиром этой лодки и тоже кавалером Рыцарского креста.
Надо сказать, что в этот патруль на лодке отправился фотограф роты пропаганды Тоэль, аналог лейтенанта Вернера из фильма "Дас Боот". Вот он на мостике вместе с Хардеггером:
Уже обросли бородами, но Хардегер ещё не сильно отощал. Через неделю после выхода командир сделал такую запись:
31.12. Фотожурналист Artilleriemaat Тоэль сломал указательный палец левой руки из-за сильного волнения. Случай ранения в боевой обстановке.
Похоже, к моменту съёмки палец уже выздоровел.
С первой декады января началась боевая страда, суда топятся одно за другим, некоторые в прямой видимости Нью-Йорка. 19 января целых четыре. В этот день в 12:40 Хардеген записывает: Ночь длинных ножей закончилась. Барабан наполнен 8 судами, из них 3 танкера 53060 брт. Жалко, что в ту ночь, когда я стоял у Нью-Йорка, кроме меня не было двух больших минирующих подводных лодок.
24.01.1942. Получено радиосообщение о награждении Рыцарским крестом командира U-123. На официальной церемонии в центральном посту мне был вручен Рыцарский крест, изготовленный вручную экипажем, на тыльной стороне которого изображены 16 кораблей общей валовой вместимостью 110 209 брутто-тонн.
На самом деле на тот момент тоннаж потопленных судов был около 71 215 брутто-тонн. Но это не помешало Дёницу прислать сообщение: «Барабанщику Хардегену. Браво! Хорошо забито. Дёниц»
Изготовление самодельного Рыцарского креста:
25.01 у Бермудских островов лодка нагнала одинокий транспорт. Это оказался британский Culebra. Торпед уже не было, корабли вступили в артиллерийский бой
Хардеген пишет: Это небольшой пароход с рамой вокруг носа для использования минно-трального оборудования. Тяжело нагруженный, с палубным грузом в ящиках. Пулеметы на мостике, в корме на круглой площадке с закрытыми деревянными перилами одно орудие калибром около 50мм.
Дистанция порядка 600 метров позади него. Палубная пушка приготовлена и открыла огонь. Первые выстрелы попали в корму, затем по одному под мостик и в машинное отделение. Пароход заряжает пушку и стреляет. Боек нашего MG C30 сломан, поэтому мы стреляли из палубной пушки по его орудию. Несколько попаданий снизу, но он продолжает стрелять, пока прямое попадание не выводит из строя его орудийный расчёт.
Перед этим мы получили 5 попаданий, не пробивших прочный корпус. Поскольку они попали очень низко, я предполагаю, что они не дотянули, разорвались на поверхности, и только осколки попали в наш корпус. Большинство снарядов прошло между боевой рубкой и палубным орудием, слышно было, как они беспечно свистят мимо. Корабль выпускает пар, мостик горит, экипаж покидает корабль в спасательных шлюпках.
Заменен боек 20-мм зенитной пушки. Мы делаем один выстрел, чтобы проверить оружие. Снаряд разорвался в стволе, по-видимому, из-за производственного брака патрона. Преждевременная детонация. К сожалению, Тоэль получил осколочное ранение в затылок и упал на палубу, сильно истекая кровью. У старшего матроса Вондершена 5-см рана на левом бедре, безопасная. Вондершен входил в состав зенитного расчета, Тоэль стоял у кормового перископа и фотографировал горящий пароход. Мы стреляли прямо в корму. Тоэль потеряла очень много крови, и его несколько раз вырвало.
Подходим к спасательным шлюпкам и их первый помощник нам сообщает, что это судно CULEBRA (3044 брт) из Ливерпуля с "генеральным грузом". В лодках много воды, а у выживших есть только одно ведро с пробитыми осколками дырами. Мы обеспечиваем их несколькими ведрами и провизией на несколько дней, состоящей из хлеба, сала и сосисок, а также ножом, чтобы открывать консервы. У них достаточно питьевой воды. Дал им точную позицию и курс на Бермудские острова. Они были очень благодарны и махали нам на прощание руками.
Мостик судна рушится. Мы все еще простреливаем дыры в ватерлинии на корме. Когда корма опускается, груз на палубе смещается, и мы обнаруживаем самолеты. Крылья с сине-бело-красной кокардой и желтым кольцом вокруг нее, фюзеляжи и хвостовое оперение. Надувная шина шасси плывет по воде. И господа называют это "генеральным грузом"!! Сделал еще несколько отверстий в кормовой части. Нос поднялся, и вот наш девятый пароход пошел ко дну.
Однако последним в этом походе оказался опять норвежец, танкер Pan Norway. Бой начался с дистанции 2500 метров. Норвежцам не помогло ни 120-мм орудие, ни две скорострельные 20-мм установки, их обслуга была выведена из строя точным огнём немцев. Они потерь не имели, за исключением, как пишет Хардеген: При переносе пустых гильз обратно в лодку одна из них случайно упала с мостика в рубку управления и попала машиненобергефрайтеру Бастль в лицо, у него разбита верхняя губа и выбито несколько зубов. Губа была сшита и перевязана. Боевое ранение.
Увидев, что команда покидает загоревшееся судно, немцы прекратили огонь, пока все не оказались в шлюпках. А потом снова начали расстреливать танкер, израсходовав все артиллерийские снаряды. Судно затонуло. Тут на расстоянии 3 мили было замечено ещё одно судно. Лодка направилась к нему, попытка убежать не удалась. Это был греческий MOUNT AETNA под швейцарским флагом. Хардеген приказал капитану вернуться и забрать людей с шлюпок, а сам пошёл к месту гибели танкера. Здесь обнаружили плавающего в воде норвежца и подняли его на борт.
Греки не знали, что на лодке остались только винтовочные патроны и беспрекословно повиновались. А поднятый из воды рассказал следующее, запись Хардегена:
После нескольких попаданий на борту возникла паника. Он добрался до спасательной шлюпки. Люди били друг друга за место, и он упал за борт после того, как «товарищ» сильно ударил его по лицу, после чего они оставили его. Все передние зубы выбиты. Ему повезло, что мы его нашли, и он был глубоко благодарен.
Далее ещё о морском братстве.
Теперь мы увидели, что швейцарский корабль уже отвернул. Мы снова остановили его световыми сигналами и перевели этого человека. Корабль взял на борт 29 человек, и норвежцы сказали капитану, что это вся команда находится там. Однако мы знали, что на танкере был 51 член экипажа. Стало ясно, что норвежцы опасаются, что мы также потопим и MOUNT AETNA, и вынудили греческого капитана уйти. Мы же видели других выживших среди обломков на месте затопления. Мы попросили мастера развернуться и спасти их тоже, что он и сделал, подняв на борт ещё 11 человек. Он тепло поблагодарил нас за то, что мы не потопили его корабль и позволили ему спасти остальных.
Все стояли у перил, махали и желали нам доброго возвращения домой. Будем надеяться, что они расскажут об этом дома и эффективно будут гасить пропаганду о наших зверствах.
А что же бедный Тоэль? Его было решено передать на немецкое судно снабжения "Шпреевальд". 28 января лодка двинулась на встречу с ним, однако 31 января оно было по ошибке торпедировано U-333 под командованием Петера-Эриха Кремера. Погибло много людей, оно вдобавок перевозило пленных. Военный суд всё же оправдал Кремера и позже он тоже стал кавалером Рыцарского креста.
Меж тем Тоэль понемногу выздоравливал, а 9 февраля лодка пришла в Лориан с последними 30 литрами топлива в расходной цистерне.
Дёниц записал в журнале:
Очень хорошо продуманный и выполненный патруль - блестящий успех. Своей стремительностью и упорством командир в полной мере воспользовался первым появлением у берегов Северной Америки.
Подписано в черновике: Dönitz
Тут же на причале произошло вручение уже не самодельного, а настоящего Рыцарского креста:
Окончание следует. Прастити за длинный текст, но что тут можно выкинуть?
...........................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: