Мы вчера ездили на Васильевский остров, на Смоленское православное кладбище.
Доехали на метро до станции "Приморская", а до кладбища шли пешком. Честно сказать, я очень люблю такие прогулки. Обязательно встретишь что-нибудь не виденное ранее.
Я небольшой знаток Васильевского, так вблизи "Василеостровской" немножко. Поэтому шли по навигатору и всё казалось, что подзапутались немного.
Для тех, кто не в курсе, Смоленское кладбище - одно из первых кладбищ нашего города. Оно, вместе с четырьмя другими было учреждено в 1738 году Святым Синодом по указанию Анны Иоанновны. По преданию, во время строительства Санкт-Петербурга, на которое было согнано множество народа из разных частей страны и умиравшего преждевременно от тяжёлых условий труда, на южном берегу Чёрной речки на Васильевском острове были погребены рабочие из Смоленской губернии. Поэтому это место стали называть Смоленским полем. Позже и учреждённое кладбище назвали Смоленским, и речку Чёрную переименовали в Смоленку.
На другом берегу реки, на острове Декабристов расположены братское (блокадное), лютеранское и армянское кладбища. Все они тоже носят название Смоленских.
Справа, не доходя до входа на кладбище, расположена Воскресенская церковь. Очень красивое, даже несколько вычурное здание постройки 1901 года.
А это вход на кладбище и внутри, в арке, на левой стене висит вот такая мемориальная доска.
Не правда ли, трогает до печёнок?
Сразу за аркой, с правой стороны расположилась одна из старейших церквей Петербурга - церковь Смоленской Божией Матери, основанная в 1758 году. В начале дорожки, ведущей к церкви, памятный камень.
Оказывается, здесь было первоначальное захоронение Тараса Шевченко.
Как вы, наверное, уже понимаете, мы не просто так пришли погулять по кладбищу. Тем более, что погода ни фига к этому не располагала. Периодически начинался дождь, временами сильный. Слава богу, не было ветра и было очень тепло. А то мы выходили из дома в 26 градусов, я напялила летнее платьишко и тряпочные тапочки, а тут такое.
А шли мы целенаправленно к часовне нашей питерской святыни - Ксении Блаженной. Эта женщина, Ксения Григорьевна Петрова (по мужу), осталась вдовой в 26 лет. С мужем, Андреем Фёдоровичем Петровым, служившим придворным певчим, достигшим чина полковника, они жили на Петроградской стороне, в районе современной Латинской улицы. Примерно в этом месте впоследствии был построен храм во имя Святой Ксении Петербургской. После смерти мужа Ксения выбрала путь юродства. Она пожертвовала знакомой свой дом, облачилась в одежду мужа и всем говорила, что она - это он, а Ксения скончалась. Когда мужнина одежда истлела, стала одеваться в красную кофту и зелёную юбку или наоборот. Она не принимала ни от кого помощи. Копейки, которые ей подавали в виде милостыни, раздавала другим нищим. Провела она в таком состоянии 45 лет, умерла в самом начале 19 века, погребена на Смоленском кладбище. Над её мощами была сооружена часовня. Ручеёк паломников, не только жителей нашего города, не иссякает никогда. Люди идут к ней с разнообразными просьбами.
Вот такие необычные вещи встретились нам по пути к часовне.
А ещё мы наткнулись на знакомые могилы.
Эдуард Анатольевич Хиль и Людмила Петровна Сенчина похоронены совсем рядом с Ксенией.
Вот так сейчас выглядит часовня.
Вокруг всегда люди.
Рядом с часовней поставили памятник Ксении, и люди встают в очередь, чтобы подержать её за руку и попросить о чём-то.
И ещё висит ящик для записок.
Честно говоря, я была тут в 2007 году, когда Алёша поступал в свой первый университет. Тогда не было ни ящика, ни памятника и часовенка была простенькая, обитая досками. Вот между этих досок мы и засовывали свои записки. Я просила помощи в поступлении, потому что вообще не надеялась на это. Институт очень сложный и престижный, а сынуля мой вообще не был к этому готов.
И ведь он поступил! Другой разговор, что учиться не стал, но ведь поступил! Мы с тех пор считаем Ксению Петербургскую Алёшиной покровительницей. И уверены, что нашу Ксюшу Господь не просто так ему послал.
В часовне шла служба. Я, балда, забыла взять с собой что-нибудь на голову. Поэтому просто зашла, постояла с краешку пару минут, сфотографировала и вышла.
Над входом в часовню висит икона.
Люди выходят из часовни и идут вокруг неё, держась рукой за стену. Шепчут свои просьбы.
Видите, я тоже присоединилась.
И люди приходят сюда самые разнообразные: от сопливых тинейджеров с серёжками в носу до стареньких бабушек и дедушек, еле-еле передвигающихся.
И что интересно, дождик начинался, когда мы только заходили на кладбище. Мы успели добежать до навеса, переждали его, он был совсем коротенький. Потом без проблем мы обошли всё, что хотели, пошли на выход, и погода нам не помешала все наши дела сделать.
А когда покинули территорию кладбища, снова начался и уже не переставал, пока в метро не вошли. А у себя в районе вылезли - как будто и не было ничего. Но, наверное, так и должно было быть, паломничество не может быть простым.
И на этом разрешите откланяться. Заходите, если что.
Всегда ваша, Виктория.