Найти тему
Цельные люди

Главный изъян Штольца и Ольги Ильинской. На чём держится дружба Обломова и Штольца?

кадр из фильма
кадр из фильма

Смысл произведения «Обломов» гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Речь пойдет о том, в какие формы и за счет каких переменных способен эволюционировать человек на примерах Штольца и Обломова, Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Сравнивая эти противоположности, можно поддаться обаянию отдельных персонажей, но, несмотря на это, важно осознать, что ни один из них не является целостным и каждый из них имеет серьезные дефекты с точки зрения психических процессов. Какими бы идеальными не казались Штольц и Ольга, в них прослеживается серьезный изъян, который при детальном разборе, может вогнать в ступор.

Сразу хочу обозначить, что персонажи будут разбираться не только как личности, но и глубинные пласты их психики будут раскрыты как новые грани произведения.

Для наглядности важно представить человека в виде ореха, в котором скорлупа это волевые и личностные качества, а плод это потенциал, то есть созидательная животворящая психическая энергия человека. Если вообразить по отдельности скорлупу и плод ореха, то получим Щтольца и Обломова, Ильинскую и Пшеницину.

На сознательном уровне Андрей Штольц великолепный персонаж, предприимчивый, активный, деятельный. Кажется, что это именно он олицетворение потенциала и бурлящей энергии, но это только видимость того, что на поверхности. Если вспомнить детство Штольца, то в его описании не найдется ничего, чтобы хоть как-то соотносилось с душевной теплотой, безусловной любовью, сердечностью, нежными чувствами. Здесь больше партнерство, послушание, усердие, терпение, выработка волевых качеств и прочее. Его даже не искали, когда он пропадал из дома на несколько дней.

Отец видел его самостоятельной личностью и это хорошо, но бессознательно Андрей чувствовал себя ещё и не главным и не ценным. Именно поэтому и убегал Андрей из дому, подальше от тоски одиночества рядом с близкими людьми. И поэтому вырос он как скорлупа из качеств, внутри которой полость, которую так ничем и не заполнили, так как не было ни чувств, ни теплоты. Вот Штольц и катится по жизни легко и непринужденно, так как нет внутри него этого плотного вязкого потенциала в виде сопротивления, которое важно постоянно преодолевать и направлять в русло желания, при этом не ослабляя и не разрушая других. А к Штольцу весь потенциал приходит извне, через коды поглощения и присваивания, посредством которых он общается с людьми. И он не ведает в себе этих качеств, так как нет в нем самой силы распознавания, силы чувствования.

Что касается Обломова, то здесь обратная картина. Безусловной любви и теплоты предостаточно, даже с лихвой, а вот придать огранку всему этому никто и не подумал. Всё в чрезмерной опеке, без научения трудолюбию, самостоятельности, решимости. Детство его проходит беззаботно, в безопасности как в утробе матери. И вырос он с этой давящей на него силой без русла, которую он ни сдвинуть не может, ни вложить.

Дружба людей с такими разными полюсами обусловлена привычкой со стороны Штольца и искренней привязанностью со стороны Обломова. Обломов дружит по-настоящему, глубоко, он любит Штольца, а сам Штольц, хоть и принимает активное участие в делах Обломова, хоть и пытается он сдвинуть его с места, но равновесных чувств по отношению к Обломову у него нет. Он любит его умом, а не душой и поэтому допускает эти ошибки. Он будто не уважает его, не принимает полностью. Сколько обесцениваний звучит в сторону Обломова, сколько подтруниваний. Надо отдать должное, что и Обломов, в силу своей доброты, на это смотрит слишком лояльно и даже не пытается дать хоть малейший отпор этим разрушительным программам в свой адрес. И у них тут симбиоз. Обломов всегда рассчитывает на Штольца как на спасателя в своих вопросах, при этом разрешает ему обходиться с собой как с малолетним ребенком.

Кроме того, Штольц, против желания самого Обломова, выводит его в светское общество, в котором последний то и дело смущается, конфузится, чувствует унижение и негодование. Всё это выглядит, как если ягненка привести в клетку с тиграми. И Обломов просто поражает глубиной своих мыслей и ощущений относительно испорченности того общества, в которое привел его Штольц. Но Штольц это делает из самых добрых побуждений, бессознательно, но фактически он этим визитом серьезно психологически потрошит Обломова, совершая в его сторону акт настоящего зла. Штольц не умеет оценивать эту сторону взаимодействия, нет у него такой способности. Он видит только возможные связи, деловые контакты, перспективы, новые точки роста в своих делах и больше ничего.

Столь же нелогичной и некрасивой выглядит привычка Штольца в пору, когда еще звучали в нем отголоски глупой молодости, сплетничать и потешаться над своим другом наедине с Ольгой Ильинской. И эту девушку, с которой он обсуждал все самые ничтожные интимные детали жизни Обломова, Штольц впоследствии знакомит с ним для плотного общения. А Ольга в этих отношениях также насмехается над Обломовым, вечно язвит, смущает и жадно впитывает все его эмоции. Как порою разрушительна молодость и незрелость.

Ольга Ильинская аналог Штольца в женском исполнении. Её исходные данные хоть и отличаются, но недалеко ушли. Мать она потеряла рано и воспитывалась чопорной, равнодушной теткой, которая мало интересовалась Ольгой и не одаривала теплом, как это обыкновенно делают любящие родители. Гончаров все эти обстоятельства описывает не случайно, а для того, чтобы найти и объяснить эти корни нарциссического расстройства в людях.

Подобно Штольцу, Ольга видит в Илье забавный объект, несмышленого малыша, на фоне которого она видит свое величие. Он лишь тешит её самолюбие, и сам Обломов неоднократно замечает в ней это качество. В этих отношениях любит Обломов, а Ольга только чувствует его любовь. На сознательном уровне, кажется, что и она любит его, но красной нитью в их отношениях проходит некая эстафета чувств, в которой разыгрывается ценный приз. Как только разгорятся чувства у Обломова к Ольге, так спустя время он замечает, что их становится в нем меньше, будто бы она ему в ответ ничего не чувствует и не посылает. А как разберется с этим Обломов и примет решение расстаться, то Ольга даже на расстоянии это сразу почувствует, ведь её уже не напитывают этим теплым чувством. Вот и бежит или пишет Ольга к Обломову, чтобы снова дать о себе знать, чтобы снова разжечь в нем чувства, лишь бы только он питал их.

И такая партия разыгрывалась несколько раз, и всегда Обломов чуял эту игру в одни ворота. Как только Ольга поняла, что Обломов норовит выйти из этих отношений и скоро сделает это, она из последних сил в очередной раз становится музой для него, побуждая его решиться на брак. И когда он окончательно бросается в этот омут, она впитывает в себя весь его спектр чувств и именно в этот момент начинает так ярко видеть его недостатки и порывает с ним. Здесь важно отметить, что повод абсолютно вторичен, так как психика человека устроена таким образом, что она убедится или разуверится в чем угодно и всегда найдет для этого подходящее обстоятельство, а если и не найдет, то сконструирует. Вот и Ольга в нужный момент проложила ряд вопросов, ответы на которые её будто сильно расстроили и разочаровали, хотя природа Обломова была как на ладони с самого начала.

У Ольги та же внутренняя порода, что и у Штольца. Только она претендует на роль богини, музы, мечты, ради которой мужчина должен горы сдвигать и звезды с неба доставать, а она сама только брать, повелевать, воодушевлять. Ольга живет в позиции, что ей должны, а Агафья Пшеницына, наоборот, действует из рабской позиции, что она должна. Хотя, в идеале, обе эти позиции должны быть в человеке в одинаковых эквивалентах. Агафья мгновенно заполняет ту громадную брешь, которую оставила Ольга в душе Обломова и сразу с подачи автора подчеркивается, что для детей и остальных людей в её окружении любви этой стало меньше. Тот факт, что Обломов после отношений с Ольгой серьезно заболел, говорит о том, что его жизненные силы были похищены ею. А Ольга, как только стала обладательницей душевного света Обломова, когда стала той, кто вкусил этот запретный плод чужой силы, сразу стала манкой и интересной для Штольца.

В этом романе продемонстрирована довольно частая схема жизни, которая проявляет себя повсеместно, стоит только оглянуться вокруг и присмотреться. И какую же систему жизни здесь можно наблюдать? Штольц занимается инвестициями и наглядно видно это движение энергии для капитала от слабых к сильным. От Обломова к Ольге, от Ольги к Штольцу. Затем и сам Обломов становится этой гравитацией, в которую попадает Пшеницина Агафья, а она в свою очередь добудет эту ценность через свою деятельность, через свою доброту. Обломов предпочтет ослабнуть с ней нежели начать разрушаться через стресс, новые формы жизни. Он слишком неприспособлен и наивен для пути Штольца.