Найти тему
Взор

О строительстве Исаакиевского собора сообщают свидетели

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Изображение из книги А.Б. Гренвилля
Изображение из книги А.Б. Гренвилля

С самого начала моего блогерства (лет семь назад это было) запомнились стенания альтернативщиков по поводу отсутствия свидетельства очевидцев о строительстве собора и о создании Александровской колонны. С тех пор множество таких свидетельств было для вас опубликовано, а я продолжаю обнаруживать всё новые и новые :о)

В 1828 году в Лондоне был опубликован материал, самопальный перевод которого выкладываю сегодня. Новичков предупреждаю, что им непременно встретится моя любимая буковка "З" в местах, не предусмотренных нынешними правилами написания. Сие умышленно, а не от неграмотности моей :о)

Из книги путешествий А. Б. Гренвилля (August Bozzi Granvill)

Старинная церковь Исаакия Далматского была заложена в 1710 году Петром I в честь своего дня рождения. Екатерина, желая увековечить имя своего великого предшественника, приказала в 1768 году перестроить церковь в мраморе, в более обширном масштабе, достойном памяти её основателя, и здание уже достигло своего антаблемента, когда смерть царицы прекратила все дальнейшие работы. Церковь эта, как я уже отмечал, стоит в одном конце Адмиралтейской площади и обращена к Неве, от которой, однако, находится на значительном разстоянии. В царствование Павла она подвергалась различным изменениям, и после многих лет, проведённых в перестройках и переделках, а также в стремлении изправить несколько важных недостатков первоначального плана императрицы Екатерины, которые не мало увеличивались из-за отсутствия гармонии между церковью и окружающими зданиями, покойный император Александр утвердил в 1818 году план её возстановления, который был представлен ему монсеньором Монферраном, французским архитектором известных достоинств и большой предприимчивости, одним из самых искусных рисовальщиков, которых я знаю, проживающим в Петербурге. Этот план находится в стадии реализации, причем уже несколько лет. Согласно ему, церковь имеет форму греческого креста длиной 334 фута и шириной 2884 фута, включая боковые портики. В центре возвышается купол, внешний диаметр которого, окружённый открытым перистилем из ионических колонн, составляет 105 футов. Общая высота здания от уровня площади, на которой оно стоит, до шара, на котором будет установлен крест, равна 309 английским футам.

Интерьер храма будут украшать сто восемьдесят восемь колонн и пилястр коринфского ордера из мрамора, добытого в каменоломнях Финляндии. Капители и основания будут из бронзы, богато позолоченными. Сводчатая крыша, украшенная различными помещениями, украшенная всем, что только могут позволить живопись, скульптура и позолота, представит ансамбль, достойный лучших церквей Италии. Большая часть существующей ныне старой церкви, в которой находятся жертвенник и святые столы, была сохранена не только потому, что эта часть предлагает благородный архитектурный стиль и прекрасно отделана, но и по религиозным и духовным мотивам, которые покойный император питал к церкви своих предков.

Но самой удивительной и, безусловно, безпримерной особенностью этого великолепного сооружения будут четыре портика, которые украсят его внешний вид; каждый из них будет состоять из восьми колонн спереди и трёх с флангов, с капителями и базами из позолоченной бронзы. Эти сорок восемь колонн коринфского ордера, единственные в Европе, были вырублены из скалы в Финляндии, каждая из цельного куска гранита, диаметром пять футов десять дюймов у основания, пять футов два дюйма у астрагала и пятьдесят шесть футов в высоту; следовательно, они гораздо выше, чем колонны римского Пантеона, которые имеют размер всего сорок шесть футов девять дюймов и одиннадцать линий. Тридцать семь уже на месте, а двадцать из них отполированы и готовы к установке. Для этой цели уже давно приготовлены леса гениальной конструкции, подражающие тем, которые были применены архитектором Фонтана для возведения обелиска перед собором Святого Петра в Риме, и несколько шпилей (кабестанов), замечательных по простоте и силе своих принципов, изобретение покойного генерала инженеров Бетанкура; тридцать две колонны будут установлены на свои основания в течение этого лета. На строительстве постоянно занято 15 сотен рабочих под руководством месье Монферрана и его помощников, месье Паскуаля и Андромини (Антонио Адамини), последний из которых итальянец и самый гениальный механик*.

Адамини. Из папочки с его чертежами, по колоннам Исаакия и Александровской,  хранящейся в НТБ ПГУПСа (первоначально Корпус инженеров путей сообщения)
Адамини. Из папочки с его чертежами, по колоннам Исаакия и Александровской, хранящейся в НТБ ПГУПСа (первоначально Корпус инженеров путей сообщения)

Из сообщения друга из Петербурга, полученного после написания этой статьи, я узнал, что первая колонна была поднята в мае прошлого года в присутствии императора, великих чиновников двора и правительства и большого стечения народа. Операция по подъёму колонны, поднятию её в вертикальное положение, выше уровня пьедестала, и опусканию на него заняла ровно пятьдесят восемь минут. С тех пор каждую неделю поднимается одна из них.

В самом здании достигнут большой прогресс. Завершены фундамент и крипта, в которой будет проходить служба, гранитные опоры, на которых будут стоять пьедесталы и бронзовые основания колонн портиков, и несколько из них уже установлены на свои места. Ничто не может быть богаче. Капители, которые должны быть выполнены из тех же материалов, уже давно готовятся. В сопровождении месье Монферрана, архитектора, мы с бароном Николаем имели удовольствие обойти все части этого огромного здания, осмотреть модель диковинных лесов и механизмов для возведения колонн (последние были с большой любезностью приведены в движение в нашем присутствии несколькими людьми под руководством синьора Андромини (см. выше)) и составить точное представление о простоте способа, которым гигантские колонны будут подниматься на отведённые им места. Эта операция, несомненно, привлечёт огромное количество зрителей, и если бы я был архитектором, которому предстоит участвовать в важных работах, я бы счёл путешествие в Санкт-Петербург вполне оправданным преимуществом присутствия при этом событии. Известно, что множество архитекторов всех стран выразили намерение присутствовать на церемонии, и не часто представляется возможность, которую не предоставляли ни прошлые времена, ни, вероятно, предоставят будущие, увидеть сорок восемь колонн, каждая из которых представляет собой цельный блок из полированной бронзы и сверкающего гранита, окружностью в семнадцать с половиной футов у основания, и более высоких, чем все, что когда-либо осмеливалась спроектировать рука архитектора. Каждая колонна весит 8 000 пудов, или 288 000 фунтов, и обходится государству в 82 000 рублей. Девять лет ушло на подготовку их на месте, и в распоряжение архитектора были предоставлены все возможные средства, чтобы завершить сооружение, которое будет стоять в одном ряду с лучшими памятниками Европы.

После этого нас провели в комнату, в которой хранится модель церкви, как она будет выглядеть после завершения. Эффект будет до предела грандиозным; но у многих может возникнуть сомнение, не разрушат ли в значительной степени её внушительный внешний вид меньшие купола, которые, в соответствии с общепринятыми принципами византийской церковной архитектуры, разположены по углам этого колоссального здания. Я могу добавить, что как внутри, так и снаружи храм во всех своих частях будет облицован дорогим мрамором, каркасы, шарниры и опоры везде будут из чугуна, а из его конструкции, насколько это возможно, будет изключена древесина.

* * *

Как видим, в тексте уже имеется ответ на вопросы в комментариях о причине названия собора именем Исаакия. О том же сообщает в своей книге Монферран:

-3

Раз уж я начала частично отвечать на вопросы, заданные в комментариях, и поскольку в добавок мне просто лень повторяться, то знакомьтесь с темой документов здесь (кстати, в текстах всегда даю ссылки на первоизточники):

Чертёжное дело Монферрана

Где докУменты строительства Исаакия, Зин? (остальные статьи пока ещё легко найти на канале, например, под названиями "Колонное дело...").

Кому недосуг закапываться в поисках чертежей в архивные дебри, а также для тех, кого волнуют вопросы времени (сроков), потраченного на проектирование собора, рекомендую внимательно прочесть начальные главы из книги Никитина Н. П. "Огюст Монферран. Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны". История написания и публикации этой замечательной книги архитектором, реставратором собора изложена здесь

По поводу первого изображения собора, то содеяно оно по одному из проектов.

(продолжение статьи о спотыкачках альтернативщиков будет, как и ответы на злободневные вопросы)

Обращаю внимание новеньких посетителей канала. Здесь нецензурная лексика не приветствуется. Комментарии, замеченные в мате, удаляются. Просьба вести "граждансковоенные действия" без применения запрещённых боеприпасов :о)