Обновленную и скорректированную версию статьи читайте на boosty
В первой части статьи мы рассмотрели базовую функциональность инструмента Бизнес-глоссарий, отсутствие которой нивелирует сам смысл существования Бизнес-глоссария. Напомню, что модуль Бизнес-глоссарий является одним из шести основных инструментов автоматизации процессов управления данными, на базе которых должна строиться ваша эко-система управления данными.
Вспомогательные функции бизнес-глоссария
Ряд функций не обязательно автоматизировать, но они всё же вносят свою лепту в упорядочивание работы с данными, и я не могу не упомянуть о них. Про такие обычно говорят - "nice to have". Кроме того наличие этих функций помогает собирать бизнес-требования к данным и автоматизирует этот процесс. Напомню, что в Бизнес-глоссарий мы собираем информацию об основных Понятиях или Бизнес-сущностях*, участвующих в процессах организации. Какие же ещё функции Бизнес-глоссария помогут вам в работе с данными, разберем по-порядку:
- Синонимы. Кроме основного названия термина можно хранить его дополнительные значения, которые уточняют его или являются схожими с ним. Помогает, когда в разных бизнес-юнитах один и тот же термин имеет разные обозначения - так исторически сложилось :). Конечно, нужно позаботиться о том, чтобы разграничить авторство и указать принадлежность к процессу или бизнес-сервису. Этот же функционал можно расширить и использовать также для хранения аналогов термина на иностранных языках.
- Бизнес-критичность. Признак значимости данных для выполнения бизнес-процессов организации. Одна и та же бизнес-сущность может иметь различное значение для разных бизнес-доменов и для разных бизнес-сервисов. Данный функционал отвечает за хранение шкалы бизнес-критичности и условий назначения признаков критичности. Если у вас в Положении по управлению данными не закреплены правила установки признаков бизнес-критичности, то можно использовать один из существующих методов, например, MoSCoW.
- Методика формирования значения. Описываются правила и алгоритмы, использующиеся при создании экземпляра бизнес-сущности: указывается основной тип данных, в котором обычно представляется или визуализируется для бизнес-пользователей выбранный термин, например, текст или дата; также должны быть указаны ограничения и фильтры для экземпляра бизнес-сущности, например, когда из списка стран используется только одно значение, допустим, Россия. В качестве пояснений и обоснований могут прилагаться регламентирующие документы, различные Методики или Положения, связанные с бизнес-процессом.
- Функционал дополнительной разметки данных. В данном блоке собирается информация, которая в дальнейшем может помочь сортировать или структурировать по смыслу ваши данные по различным признакам и для нужд различных подразделений. Например, уровень безопасности для служб, обеспечивающих информационную безопасность ваших данных - коммерческая тайна, персональные данные и т.п.; признаки принадлежности к отраслевым стандартам или международным соглашениям об именовании экземпляров бизнес-сущности (ИНН, ОКВЭД и т.п). В зависимости от принятой политики управления данными, тут могут храниться также созданные пользователями группы и значения, например, различные категории или типы, применяемые к вашим бизнес-сущностям - Поставщикам, Заказам или Потребителям ваших сервисов и продуктов.
Основная задача Бизнес-глоссария - дать всеобъемлющую информацию о данных, которые вы используете в процессах доставки ценности конечному потребителю - вашему Клиенту. Пользователями Бизнес-глоссария могут быть различные подразделения организации: стратеги, маркетологи, разработчики программных продуктов, офицеры безопасности и т.п.
Преимущества использования Бизнес-глоссария
- Обеспечить понимание основных бизнес-концепций и терминологии.
- Подчеркнуть различия в использовании значений для одних и тех же терминов и показать как они могут отличаться в разных бизнес-функциях.
- Повысить доверие к данным компании.
- Обеспечить соответствие между бизнес-контентом и технической реализацией на ИТ-ландшафте, подтвердив выполнение бизнес-требований к данным.
- Уменьшить риск того, что данные будут неправильно использованы из-за несогласованного понимания бизнес-концепций.
- Максимально расширить возможности поиска и доступа к знаниям внутри компании.
*Описание "Понятие или Бизнес-сущность" не является точным взаимным определением для этих терминов, используется в данной статье для облегчения понимания "что такое бизнес-сущность".
Следите за обновлениями и подписывайтесь на канал: https://dzen.ru/datagovernance
Перейти в канал Telegram: https://t.me/datagovernance4all