Найти в Дзене

Бизнес-глоссарий или как автоматизировать процесс сбора бизнес-требований к данным. Часть 1

Оглавление

Обновленную и скорректированную версию статьи читайте на boosty

Бизнес-глоссарий на сегодняшний день остаётся наиболее важным и одновременно наиболее недооцененным по своей значимости модулем в эко-системе управления данными. Почему так происходит? Дело в том, что большинство дата-специалистов продолжают видеть в нем лишь простой инструмент сбора терминов и определений. Так ли это? И какие ещё функции должен содержать современный Бизнес-глоссарий, чтобы стать полноценным модулем вашей эко-системы управления данными? Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте вернемся немного назад и вспомним что такое данные и и откуда они берутся?

Как появляется бизнес-глоссарий

Данные - это цифровая копия информации, которая нам необходима для выполнения повседневных действий и достижения своих целей. Когда мы говорим про организацию, то, конечно, речь в первую очередь идет о тех данных, которые появляются в информационных системах и необходимы для работы бизнеса и, в конечном счете, извлечения прибыли. Определяет какие данные, как и куда должны быть внесены - Владелец данных, он фактически выставляет требования к тому, каким образом должна быть спроектирована информационная система для того, чтобы бизнес-процесс функционировал правильно, а компания получила результат от его выполнения. Причем тут бизнес-глоссарий? Очень просто. Первое, что должен выполнить любой Заказчик любой информационной системы - это объяснить для каких целей она ему нужна и какие процессы будут в ней выполняться. Всё это мы привыкли описывать в документе Бизнес-требования (Техническое задание, Спецификация на разработку, Сценарий работы и т.д. и т.п.) А теперь вспомните, пожалуйста, с чего начинается любой документ? Правильно: Бизнес-глоссарий или Словарь терминов и определений. Именно этот раздел описывает основные Понятия (далее буду называть их бизнес-сущности), которые используются в бизнес-процессах. К сожалению, именно этому разделу не придают должного внимания, а зачастую просто не заполняют его. А ведь именно он позволяет нам разговаривать на одном, всем понятном языке бизнеса, называть вещи своими именами, чтобы избежать в дальнейшем двусмысленности и недопонимания. Итак, бизнес-глоссарий рождается из бизнес-требований, являясь их квинтэссенцией, так как содержит все основные понятия, которыми мы оперируем в процессе достижения целей, и даёт нам общее представление о конкретном бизнес-сервисе.

Основные функции бизнес-глоссария

А мы с вами подошли к первому шагу создания Бизнес-глоссария и к его первой функции:

1. Хранение терминов и определений всех бизнес-сущностей, используемых в бизнес-процессе, а также всех свойств и характеристик этих бизнес-сущностей, являющихся существенными для выполнения процесса.

Иными словами, вы должны объяснить всем потенциальным участникам процесса, бизнес-пользователям и прочим вовлеченным лицам с чем им предстоит работать, а также договориться о единых правилах именования бизнес-сущностей, участвующих в производственном процессе.

Следующие две функции, которые обязательно должны присутствовать в любом инструменте управления данными, позволяют уточнить границы и ответственность за результат:

2. Идентификация Владельца данных для Бизнес-сущности. Бизнес-глоссарий должен содержать справочник владельцев данных: ФИО сотрудника или название функциональной роли (или и то, и другое), отвечающей за правильность формулировок Термина и Определения, а также поддерживать в актуальном состоянии их связь с бизнес-глоссарием - принадлежность тех или иных данных конкретному владельцу.

3. Идентификация процесса или сервиса, в котором создается бизнес-сущность. Обычно такие сервисы имеют дополнительную разметку, например, Мастер, Базовый или Главный, зависит от политики Data Governance, принятой в организации. Конечно, бизнес-глоссарий должен уметь актуализировать всю информацию, связанную с процессами и сервисами.

Следующая функция бизнес-глоссария обеспечивает выравнивание бизнес требований с ИТ-составляющей и появляется только после того, как мы с вами автоматизировали наши бизнес-требования:

4. Идентификация мест создания и обработки бизнес-сущностей, мест возникновения наших с вами данных - Источников и Потребителей данных. Бизнес-глоссарий должен позволять связывать бизнес-сущности с информационными системами или автоматизированными сервисами, а также поддерживать списки мест автоматизации в актуальном состоянии.

Описанные выше возможности являются базовым и обязательным набором функций для любого бизнес-глоссария. Во второй части рассмотрим какие ещё полезные функции может содержать бизнес-глоссарий, а пока подведем краткий итог.

Бизнес-глоссарий должен давать четкий ответ на следующие вопросы:

  1. Что мы создаем в цифровом мире? Какими понятиями оперируем или что за бизнес-сущности помогают нам выполнять бизнес-процесс.
  2. Кто устанавливает правила создания этих бизнес-сущностей? или кто владелец данных.
  3. Как мы работаем с бизнес-сущностями? или какой сервис или процесс их создает.
  4. Где мы создаем, обрабатываем бизнес-сущности? в какой информационной системе с ними работаем.

Поддержать канал | Подписаться на скачивание файлов | Читать в телеграм

Часть 2 - продолжение про Бизнес-глоссарий

Business  Glossary
Business Glossary