Под дверцей первой кабинки в мужском туалете на третьем этаже Мюзик-Сити Джон Телл увидел кроссовки. Старые белые кроссовки. Дохлая муха лежала прямо на кроссовке. С каждым днем трупиков мух становилось все больше...
________________________________
Всем привет, друзья! С вами ††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )
Сегодня я хотел бы поделиться впечатлениями после прочтения рассказа "кроссовки", в которых Кинг в очередной раз поднимает тему призраков, и почему они остаются на Земле. И сразу уточню, что это не самая любимая история от мастера ужасов в его сборнике. Да, я не говорю, что произведение плохое или провальное, но... Оно не цепляет. В нем есть хорошее сюжетное зерно, которое со временем проклевывается. Но это написано так пресно и скучно, что невольно хочется перевернуть последнюю страницу рассказа и, наконец, приступить к новому.
Который наверняка будет лучше этого. Хотя бы по колориту истории, которую нам хочет продать старина Кинг.
С этим коротким произведением я познакомился в антологии "ночные кошмары и фантастические видения". Сама по себе книга действительно является хорошим сборником, но не все вошедшие рассказы смогли меня одинаково порадовать. Как, например, "кроссовки". У нас не возникли химии, я не проникся внезапной симпатией к персонажу. Просто... Такая забавная байка про призраков, которые могут оказаться где угодно, в том числе и в туалете. Куда персонаж старается ходить как можно реже, потому что ему не особо нравится такое соседство по кабинке.
Скажем так - он не может сосредоточиться на том процессе, ради которого ходит в сие "заведение", и ему требуется сосредоточиться для того, чтобы закончить с начатой ранее задачей. Если честно, то я даже его понимаю - мне бы тоже было не по себе при мысли о том, что в соседней кабинке может находится странный некто. Кто вроде бы как уже мертв, но почему-то остается еще в нашей реальности. А то, что он мирный призрак, который никого не трогает, а просто сидит на своем месте меня не сильно успокоило бы.
Впрочем, кто-то наверняка бы обрадовался такому соседству, и возможно даже попытался бы узнать что нас ждет ТАМ, за гранью смерти. Вот только только по большинству легенд призраки не самые приятные собеседники. А кто-то и вовсе считает их фантомной памятью человека, чьи эмоции оказались настолько сильными, что остались в пределах нашей реальности, и не могут сразу исчезнут. Что и объясняет прозрачность призраков, холод при прикосновении с ними, и многое другое.
Так что не ждите от рассказа слишком много, друзья. Он даже написан не как страшилка, а скорее как поучительная история о том, что не всегда нужно бояться того, чего мы не понимаем. С чем, кстати говоря, лично я бы не согласился. Потому что лучше обойти стороной такое место, чтобы потом "случайно" не стать вечным соседом по кабинке этому товарищу. Потому что мало ли что ему придет в голову.
А свое название рассказ получил из-за этих самых кровососок, которые герой увидел. И только потом случилась его судьбоносная встреча со странным созданием.
Если вы поклонник творчества Кинга, то, скорее всего, байка вам зайдет. Но вынужден повториться - не ожидайте тут нечто грандиозного или удивительного. Скорее это просто техническое произведение или даже проба пера, которое вошло в сборник, потому что его нужно было куда-то запихать. Например, для большего объема сборника. Так что почему бы и нет. Я уже заплатил за книги, так что могу и покритиковать немного эту историю.
Говорить о сюжете рассказа крайне затруднительно. Так как по факту его нет. Вся жвачка сводится буквально к паре сцен, в которых мужчина видит странные ботинки с дохлыми мухами, а потом случайно узнает о существовании призрака, который долгие годы обитает в этом месте. Ну, как "обитает", и как "призрака". Путем рассказов со слов разных людей, некогда тут случилось не самое приятное дело, которое постарались замять. Потому что потеря репутации заведения явно не была нужна владельцу помещения.
И с тех пор ходили туманные слухи о том, что якобы кто-то что-то видел, но никакой конкретики. Как это обычно и бывает в таких вот туманных историях, где нас должна ожидать пугающая мистики и колоритная история про загробную месть, из-за которой привидение не уходит со своего места, а терпеливо ждет часа возмездия, чтобы забрать обидчика с собой в Ад. Почему не в рай? Потому что т, кто попали ТУДА, скорее всего не будут заниматься вопросом возмездия.
Ну, принято считать, что они уже всех простили, прошли через мытарства, и обрели вечное счастье и покой. Им просто незачем возвращаться снова сюда, на грешную Землю. Так что если мы и видим призрак какого-то человека, то это явно не самый приятный в жизни собеседник. Которого смерть точно не сделала добрее. Из чего можно сделать вполне ЗАКОНОМЕРНЫЙ вывод о том, что лучше всего бежать прочь куда глаза глядят из этого места. И больше никогда сюда не возвращаться.
Но что делать, если речь идет про мужской туалет? Ходить в женский? "Проблема" в том, что на момент написания рассказа в Америке (ведь история ведется на территории этой страны) у них еще не было принято делать туалеты по разделению "я себя чувствую тем-то". Иначе говоря - сунься наш незадачливый герой в женский туалет с фразой о том, что в мужском сидит призрак, то его мало бы того, что подняли на смех.
Его бы еще хорошенько избили за нарушение личных границ женского персонала. И были бы правы.
"Кроссовки" - откровенно не самая лучшая работа Кинга, но и плохим произведение назвать я не могу. Его проблема заключается в том, что в нем отсутствует какая-то изюминка. Причина его написания. То есть с точки зрения сюжета все на своем месте. Персонаж сталкивается со странными явлениями, пытается с ними разобраться, и понимает, что речь идет про призрака. Затем несколько сцен отрицания, и, наконец, идет принятие такой реальности. Ничего нового в жанре история не придумала.
Просто здесь нет глубины этого самого принятия реальности. Ну встретил он этого призрака. Поговорил с ним. А мог не общаться и ходит в туалет на другом этаже, или просто игнорировать своего "соседа". Ведь недаром говорят о том, что человек со временем привыкает ко всему. Здесь фактически нет никакого конфликта в ситуации. Нам предлагают призрака, но это существо из мира мертвых НИКАК не влияет на развитие истории.
Да, есть так называемая финальная сцена, в которой мы понимаем для чего была придумана встреча мужчины с неведомым, но она написана буквально на коленках. Что мы там узнаем из пары строчек? Причины, по которым призрак застрял в нашем измерении, и никуда не ушел? Как это влияет на итоги мира, на персонажей или саму реальность, в которой происходят события рассказа? Что-нибудь изменится, кто-то сделает какие-то выводы?
Проблема рассказа в том, что в нем просто нет никакого идейного смысла. Нет, серьезно, друзья. Даже если бы кто-то решил подшутить над незадачливым мужчиной, подсунув туда обувь, то это могло бы получиться более интересно и ярко. А так мы получили какой-то невнятный сумбур и странную историю.
Так что три балла из пяти. И только лишь потому, что у рассказа приятный слог изложения.