Приветствую!
И снова я возвращаюсь к творчеству Виктора Колупаева, одного из самых нестандартных и самобытных фантастов советской эпохи. На канале уже выходили статьи, посвященные его произведениям «Качели Отшельника» и «Фирменный поезд Фомич», а вот теперь я добрался и до его повести «Толстяк над миром».
Третье знакомство с творчеством Колупаева — и снова я поражаюсь, насколько это разносторонний автор. «Качели отшельника» - отличная динамичная «планетарная» фантастика, можно сказать, без пяти минут боевик. «Фирменный поезд Фомич» - нечто, очень близкое по духу к магическому реализму, но не наполненному экзистенциальным отчаянием, как латиноамериканцев, а, скорее с доброй усмешкой где-то в уголках прищуренных глаз. И вот теперь «толстяк над миром» - острая сатира, замешанная на оригинальном фантастическом допущении (не скажу каком, чтобы не спойлерить. Сам я не догадывался практически до самой развязки).
Начало повести чем-то отдаленно напоминает два классических произведения, «Чудовище» Ван Вогта и «И не осталось никого...» Эрика Фрэнка Расселла. Военно-колонизаторская экспедиция явно тоталитарной цивилизации прибывает на новую планету, естественно с целью выяснить уровень ее пользы в качестве объекта колонизации и эксплуатации. То же непомерное самомнение и уверенность в своем «праве сильного», что и у всех колонизатор во все времена. И, конечно же, все идет далеко не так, как было задумано. После первой же успешной атаки на земной корабль планета внезапно оказывается совершенно безлюдной, а экипаж корабля начинает погружаться в круговорот странных и мрачных событий.
Колупаев умышленно пользуется старым способом «обезличивания» персонажей, заменяя обычные имена на «архетипические» прозвища, характеризующие их не как живых людей, а как профессиональные функции: Стратег, Тактик, Оружейник, Канонир и так далее. Корабль колонизаторов вооружен могучими бомбардами, а в качестве личного оружия все носят арбалеты, заряженные «лучами света». Кому-то это кажется неоправданным ребячеством автора, я же вижу в этом символизм, ведь задача сатиры — стать гиперболизированным отражением реальности.
Такую повесть вполне мог бы написать Джонатан Свифт, доживи он до наших дней. Хотя, конечно, для мрачного мизантропа Свифта «Толстяк над миром» слишком оптимистичен (все-таки не удержался я, слегка спойлернул насчет хэппи-энда). Но Колупаев все-таки хорошийписатель, и даже вроде бы символические персонажи у него обретают вполне личные и понятные человеческие черты. Интересно, что персонаж с характерным наименованием Неприметный, исполняющий обязанности секретчика на корабле, обретает исключительно черты законченного подлеца и негодяя. Куда уж символичнее, согласитесь (интересно, под каким соусом это проскочило сквозь цензуру?).
Как всегда перед тем как сесть за статью, я немного прошерстил интернет на предмет других отзывов о повести, и вот что интересно — все они либо категорически положительные (таких больше), либо категорически отрицательные. Полагаю, что отрицательные писали как раз Советники, мечтающие стать Неприметными или хотя бы Тактиками...
Читайте также: