И это не только в Тюмени - ту же картину я видела и в Нижнем Тагиле, и в Екатеринбурге. Слушайте, федеральные власти! Если вам недосуг заниматься глубинкой - передайте памятники в регионы.
Дом Машарова требует реставрации
Дом Машарова - заметный музей в Тюмени: как же, усадьба знаменитого заводовладельца. И чугунолитейный завод, который основал на берегу Туры бывший капитан корабля, был гордостью города.
Музей, правда, появился в доме XIX века постройки (1862 г.) только в 90-е годы прошлого века. Но тюменцы бережно собирали для него экспонаты, восстанавливали по сохранившимся свидетельствам внутреннее убранство, создавали в нëм атмосферу дореволюционной жизни.
И гости города с удовольствием идут именно сюда, чтобы прикоснуться к реалиям столетней и больше давности. Почувствовать ту, прошлую, ушедшую безвозвратно жизнь богатых сибиряков.
И правильно делают: музей прекрасный, есть что увидеть. Однако внешний вид здания повергает туристов в уныние: штукатурка облупилась, краска фасада выцвела, архитектурные украшения дома выглядят убого.
Дом Машарова требует реставрации! Просит, молит о ней. Увы, никто не слышит - а некому. Тот, кому следует заняться реставрацией памятника архитектуры, слишком далеко от Тюмени. За тыщи километров. Ясное дело - в столице.
Усадьбу купцов Колокольниковых тоже надо приводить в порядок
И оттуда ему ни Тюмень не видать, ни другие городочки, в которых разбросаны такие ценные, как дом Машарова, здания. Такие, например, как ещë один чудесный тюменский домик - купцов Колокольниковых.
Деревянным узорчатым этим зданием сибирская нефтяная столица гордится еще больше - да в нëм же дважды останавливался Александр II - будучи еще наследником. Да-да, в этих самых стенах. Да-да, в сопровождении великого Жуковского. То бишь стены усадьбы Колокольниковых помнят, кроме императора, ещë и поэта.
Так что усадьбу Колокольниковых советуют непременно посетить путешественникам, прибывшим в Тюмень: раньше, чем другие музеи. И туристы не разочаровываются - экспозиции музея замечетельные.
Вот фасады здания подкачали...
- Памятник архитектуры федерального значения! - поднимая пальчик кверху, пояснил мне работник музея. - Федерация не считает нужным реставрировать. А сколько согласований перед проведением работ надо сделать!.. А сколько ждать выделения средств из федерального бюджета, знаете? Вот то-то и оно!.. Внуки состарятся, - вздыхает молодой, вобщем-то, мужчина.
А что отреставрировано?
Но пока мы гуляли по Тюмени, на глаза нам попались несколько прекрасно отреставрированных деревянных домов. Красавцев! С резными ставнями, палисадами... И с табличками, на которых указано, кто и когда здание отреставрировал.
В чем же секрет!? Почему музеи - памятники архитектуры федерального значения - находятся в таком убогом виде, а менее ценные строения выглядят на загляденье?..
В отличие от федеральной собственности, памятники регионального значения имеет право реставрировать и ремонтировать и муниципалитет, и регион. Безо всякого долгого муторноно согласования с Московской верхушкой. На свои деньги или вовсе - на средства спонсоров.
В Нижнем Тагиле дача Демидовых еще в начале нулевых стояла в разрухе, теперь же усадьба - любо-дорого посмотреть. А потому что ею владеют местные власти. А вот на Исторический музей без слез не взглянешь - федеральный памятник.
В Екатеринбурге отреставрировали Дом Агафонова - загляденье! А самая значимая в городе усадьба Харитоновых-Расторгуевых в состоянии так себе - вместе с парком. Федеральная собственность!
Так либо следите за этой собственностью как следует, либо от греха подальше отдайте муниципалам или региону.