В воскресенье, 30 июля 2023, завершился балетный сезон в Мариинском театре. Дали объединенные в один вечер спектакли композитора Бэлы Бартока, появившиеся в репертуаре буквально месяц назад: балет «Чудесный мандарин» и оперу «Замок герцога Синяя Борода».
Премьера «Вечера Бартока» 27 июня 2023 года вызвала определенный резонанс. Во-первых, Мариинка снова знакомит зрителя-слушателя с незаезженной оперно-балетной музыкой. Обратиться к ней решил, кто бы вы думали? – конечно, маэстро Гергиев. Необычные, явно по-авангардистски звучащие партитуры одного из метров первой половины ХХ века послушать и впрямь было интересно. Ну и посмотреть пару новых спектаклей – особенно балет – тоже хотелось. Хореографом балета и режиссером оперы выступил Юрий Посохов. В музы ему – вот он, самый сок! - досталась великолепная Диана Вишнева, участница первого состава «Чудесного мандарина» вместе с Кимином Кимом.
Эксклюзивом вечер не стал. Посохов в 2017 году выпустил эту же программу в США для Кливлендского оркестра и Балета Джоффри. Присутствие Вишневой ее оживило и как бы дало новый старт – все примерно то же, но на другой площадке, с другими артистами, в другой стране… Так или иначе, звучало сладкое слово «премьера», и было оно, как и всегда, заманчиво и многообещающе…
К упомянутому спектаклю 31 июля Вишнева уже выбыла из состава. Правильно, хорошего понемножку. С Кимином танцевала Надежда Батоева. Понятно, что уровень Вишневой – это первые показы, работа напрямую с постановщиком, а не ведение репертуара. Батоева не выступила ей равноценной заменой, да это, думается, и невозможно. Смотреть балет (и слушать, если честно, тоже) было скучновато. Мрачная депрессивная музыка, пусть и оригинально оркестрованная и, несомненно, талантливая, мрачное освещение, отсутствие декораций – все это не создавало атмосферу, а напрягало и угнетало. Оркестр, помещенный на сцене, плохо (ориентируюсь на слова профессионала) звучал из-за недостаточной акустики. Несколько аскетичных элементов оформления - три веревки, на одной из которых вешали героя, стулья, стеклянный куб – «комната» проститутки - выглядели сиротливо и дешево.
Занятые в спектакле семеро танцовщиков не заполнили собой и сюжетом даже оставшуюся им авансцену. В наше время история про экзистенциальные муки героя, который жаждет любви циничной проститутки и успокаивается, только эту любовь, какой бы пошлой, грубой или вымученной она ни была, получив, выглядит скучно. Невозможно было не проследить аналогию отношений Мандарина и девицы легкого поведения с отношениями всем известных Юноши и его гостьи Смерти, созданных фантазией Ролана Пети. Хотя балет Бартока был написан задолго до постановки «Юноши и смерти», в 1924 году, сходство идей сделало впечатление от куда менее известного «Чудесного мандарина» вторичным, потому что балет Пети давно стал «классикой классики».
Не удалось ощутить и тот пафос или глубину подтекста, проникнувшись которыми, можно было бы воспринять «Чудесного мандарина» на серьезном эмоциональном или интеллектуальном уровне. А вот Пети такого эффекта как раз добился (хотя Бах и Барток – едва ли ровня). Хореография Посохова – достойного уровня, неоклассика с элементами гротеска от мастера с большим опытом, вот как я могу ее охарактеризовать. Вау-эффекта от нее не было. Самое большое впечатление произвело входное соло Мандарина – с шикарными полетными прыжками от Кимина Кима. Батоева старательно соблазняла и отвергала клиентов, трое ее подельников мочили несчастного Мандарина, правда безуспешно. Действо продлилось тридцать пять минут, но эти полчаса с хвостиком были долгими и утомительными, несмотря на участие премьера и ведущей балерины Мариинского театра. Можно списать на усталость артистов в конце сезона? Едва ли…
Опера мне понравилась больше, хотя и ее обеднило концертное исполнение. Оркестр был тут же, занимая, как и в балете, почти всю сцену. Тайны Синей Бороды скрывались за развешенными перед оркестром занавесями, которые одну за другой срывала его пытливая и не в меру любопытная невеста Юдит. Финал, понятное дело, был трагическим. Музыка оперы прозвучала гораздо более насыщенной и полной драматизма, чем партитура балета. И солисты (опера написана всего для двух участников) прекрасно разыграли классическую и даже попавшую в сказки историю Синей Бороды. А вот финальная балетная вставка выглядела беспомощной с точки зрения хореографии, хотя и уместной в плане режиссуры. Появились три жены (видимо, уже убиенные), которые станцевали скромно поставленное трио без единого оригинального движения.
Не впервые за последние несколько лет балетная премьера, которую мы получаем, оказывается, по сути, обманкой – за ней скрывается интерес Гергиева к творчеству определенного композитора и желание исполнить его музыку. И хорошо бы все это делать в опере или в симфонических концертах, но "под раздачу" попадает и балет. При этом постановщик, танцевальная составляющая, ценность балетного спектакля для сегодняшнего хореографического искусства, его необходимость труппе – все это отходит на второй план рядом с планами маэстро. И результат выходит соответствующим.