Найти в Дзене
Наймикс. Для Бизнеса

Новые социальные гарантии для самозанятых: чем помогут цифровые платформы

Оглавление

Цифровые платформы привлекают исполнителей возможностью быстро получить заказ, прозрачностью и безопасностью. Самозанятость, введенная в законодательство в 2019 году, продолжает развиваться. Расскажем про изменения, которые ожидаются в 2023 году по части социальной защищенности исполнителей.

Платформенная занятость – что это такое

Платформенная занятость – относительно новый и быстрорастущий сегмент рынка, по которому пока нет четких данных и нормативно-правовой базы. Он предполагает использование цифровых платформ, которые выступают посредниками между поставщиками услуг (исполнителями физическими лицами) и их клиентами (заказчиками). Для исполнителей, занятость посредством платформ – это простой и доступный способ получения дохода как на эпизодической, так и базовой основе.

Развитие платформенной инфраструктуры помогает рынку труда быть более гибким и расширяет возможности всех его участников. Число таких платформ и их пользователей постоянно растет.

Цифровые платформы соединяют бизнес и внештатный персонал, позволяя легально и официально выстраивать взаимоотношения и вести коммуникацию, а также автоматизировать документооборот, и производить выплаты. Одной из таких платформ является сервис Наймикс.

Точно оценить масштабы платформенной занятости пока сложно, но эксперты ожидают, что в 2030 году число исполнителей достигнет от 6-8 млн до 15 млн человек. На данный момент основой для оценки численности лиц, работающих с цифровыми платформами, остаются данные о количестве самозанятых, а также материалы выборочных исследований и опросов населения.

Работа с платформами может быть для исполнителей как основной, так и дополнительной. Это работа курьером, водителем, репетитором, айти-специалистом и т. д.

Плюсы и минусы работы с платформами

Исполнителей привлекают высокий уровень автономии, свобода в выборе задач и рабочего графика, управление своей нагрузкой и возможность удаленной работы.

Ещё одним преимуществом использования платформ для исполнителей являются достаточно низкие барьеры на вход в рынок – для многих профессий договориться на проектные задачи проще, чем в классической воронке трудового постоянного сотрудничества. Это делает платформенную занятость привлекательной: для молодежи на фрилансе, работников линейного уровня, лиц, оказывающих консультационные, маркетинговые и IT услуги.

Главным минусом пока выступает относительная молодость режима самозанятости. Данная форма трудового взаимодействия только обретает более детальное регулирование и социальную защищенность исполнителей.

Регулирование платформенной занятости

Платформенная занятость привлекательна для экономики в целом тем, что:

  • снижается безработица;
  • повышаются занятость и доходы населения, в том числе уязвимых групп (молодежь, инвалиды, пожилые люди и женщины с маленькими детьми);
  • происходит легализация экономической деятельности.

В то же время может наблюдаться сокращение сегмента традиционной занятости, являющегося одним из источников налогов и страховых взносов.

Поэтому государственными органами ведутся дискуссии по вопросам регулирования занятости на платформах.

Проект поправок к закону о занятости, подготовленный Минтрудом, находится на стадии доработки, но основные предложенные рекомендации для платформ уже представлены. Нет строгих обязанностей по страхованию, оно остается добровольным. Предлагаются лишь возможности и стимулы к добровольному страхованию и социальной защищенности лиц, работающих с платформами.

Права и обязанности сторон и штрафы

В законе отдельное внимание уделено правам и обязанностям операторов цифровой платформы, требованиям к платформе, а также занятым на ней.

Например, оператор платформы может также участвовать в расчете стоимости заказа, определении размера выплат по нему и вести учет рейтинга выполнения этого заказа. В свою очередь он обязан проинформировать заранее исполнителя об условиях заказа, размера выплаты, места и времени выполнения. Исполнитель же имеет право отказаться от выполнения заказа.

Также предлагается дать право операторам цифровых платформ штрафовать занятых за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей в рабочее время, согласно договору. Предлагается установить ограничение максимального времени работы подряд – не более 24 часов, но площадка может сама регулировать данный предел.

Обезопасить занятых предлагается с помощью специального Совета цифровых платформ занятости, чтобы при возникновении спорных ситуаций исполнитель смог подать жалобу или получить помощь. В составе совета будут как органы власти, так и представители площадок.