Актеров раньше называли лицедеями. Не пренебрежительно или свысока. Это уже спустя время появился 2-й смысл данного слова – «фальшивый», «притворщик». А поначалу под лицедеями подразумевали способных достоверно изобразить кого-то, словно бы надеть на себя чужую «личину».
Так вот не всякий лицедей (в хорошем смысле этого слова) может показать другого человека достоверно. Чаще на сцене и перед камерой играют самих себя, просто в разных условиях (сегодня – тайный агент НКВД, завтра – «шальная императрица», но каждый раз – одна и та же личность в поведении, интонациях и т. п.).
И лишь самые талантливые перевоплощаются в образы, далекие от их собственной «личины».
Взять хоть бы «далекость» в социальном плане. Многие советские актеры замечательно играли статусно близких им людей из народа. А вот показать представителей другого класса, иной «кастовости» удавалось немногим.
Играли-то разные актеры различные в статусном плане роли, но вот достоверно получалось не у всех. Или представляли характеры и сцены, которые некогда в реальной жизни видели сами, хотя бы частично.
И особенного восхищения заслуживают те, кто перевоплощался максимально. Например, кто сам родился и прожил долгие годы в семье самой простой – крестьянской/рабочей, – а перед публикой воплощался в аристократов настолько точно, словно бы только и делал, что каждый день заказывал слугам обеды и ходил по балам. Хотя на деле никогда даже толики этого лоска и блеска не видел.
Вот как сыграть то, в чем лично не участвовал? Для этого нужен подлинный талант!
Давайте рассмотрим 3 примера таких советских актеров.
Их гораздо больше. Мы возьмем в формате Дзена лишь несколько случаев, зато одних из самых ярких.
1. Вениамин Смехов
Его дедушка был самым простым сапожником в Oдeccе.
Любопытно, что одной из самых 1-х ролей Вениамина Борисовича стал Ковьель в спектакле «Мещанин во дворянстве» по пьесе Жана-Батиста Мольера. А этот Ковьель был не более, чем слуга. Но впоследствии актер шагал по социальной лестнице и воплощался в героев самых аристократичных:
в театре:
- «король-солнце» Людовик Великий в постановке Игоря Кваши «Кабала святош» по Мольеру;
- сенатор в постановке Юрием Любимовым пьесы Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир»;
- куратор и кардинал в постановке тем же режиссером пьесы Бертольда Брехта «Жизнь Галилея»;
- король Дании Клавдий в «Гамлете» Уильяма Шекспира, поставленном тем же режиссером;
- и даже 3-й бог в спектакле того же Любимова «Добрый человек из Сезуана» по тому же Брехту;
- etc;
в кино:
- барон Краузе в фильме Евгения Карелова «Служили два товарища»;
- барон Порто в картине Владимира Басова «Семь криков в океане»;
- барон фон Либенфельс в ленте Елены Николаевой «Контригра»;
- герцог Вальтер в сериале Евгения Невского «Придд Этерна: часть первая»;
- наконец, граф де Ла Фер в кино Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера» и 2 его продолжениях;
- …
Да, конечно, отец Смехова был профессором. Но не в момент рождения сына. И не в период его формирования как личности (мальчик впервые лишь в 5-летнем возрасте увидел папу – когда тот вернулся с Великой Отечественной). И вообще «для Атоса этого слишком много, для графа де Ла Фер – слишком мало».
2. Василий Лановой
Василий Семенович появился в самой что ни на есть простой семье. Папа – крестьянин, мама – крестьянка… А вот сын стал народным артистом СССР, да и дочь из этой семьи ушла на телевидение – диктором.
Но каким голосом он говорил! Словно воплощение девичьих грез о принцах всего мира. И какие манеры он демонстрировал перед публикой! Будто всю жизнь только и посещал «дворянские гнезда» и штабы элитных офицеров. Настоящий талант перевоплощений!
Так, в его ролевом арсенале были:
в Театре им. Е. Б. Вахтангова:
- принц норвежский Фортинбрас в «Гамлете» по Шекспиру;
- принц Калаф в «Принцессе Турандот» по Карло Гоцци;
- маркиз Па де Труа в «Золушке» по Евгению Шварцу;
- император в «Антонии и Клеопатре» по Шекспиру;
- дворянин (не только писатель) Александр Пушкин в «Шагах Командора» по Вадиму Коростылеву;
- и др., др., др.;
в кино:
- сын графа Артур Грей в «Алых парусах» Александра Птушко;
- дворянин Анатоль Курагин в «Войне и мире» Бондарчука;
- граф Алексей Вронский в «Анне Карениной» Александра Зархи;
- экс-дворянин, личный адъютант гетмана Леонид Шервинский в «Днях Турбиных» Басова;
- еще многие другие.
Как выросший в крестьянском быте смог столь достоверно сыграть всех этих аристократов? Уму непостижимо.
3. Вячеслав Тихонов
Вячеслав Васильевич появился на свет в семье механика ткацкой фабрики и воспитательницы детсада. Будущий народный артист СССР все детство прожил в обычном деревянном доме.
А вот на сцене и экране в дальнейшем он сыграл одних из самых аристократичных персонажей, и ведь насколько достоверно! Много их было и в театре, и в кино:
Любой адепт системы Станиславского поверил бы его игре!
- князь Сергей Нащекин в фильме Леонида Лукова «две жизни»;
- князь Андрей Болконский в кино Бондарчука «Война и мир»;
- премьер-министр Швеции Улоф Пальме в фильме о нем от Маргариты Тюпкиной;
- и др., и пр., и т. д., и т. п.
Да и Макс Отто фон Штирлиц/Всеволод Владимиров/Максим Исаев тоже был белой костью, хоть и не дворянином: все же штандартенфюрер/элитный разведчик. Как и представитель советской элиты – генерал КГБ Константин Константинов в картине Владимира Фокина «ТАСС уполномочен заявить…».
________________
Да, конечно, много было в театральном и кино-арсенале названных актеров и самых простецких персонажей – из народа. Но то была дань времени: советские сцены и экран требовали социалистических же образов.
А какие примеры резких перевоплощений, далеких от реальной жизни актера, можете назвать вы, уважаемые читатели?
Ну, и в продолжение темы читайте статьи «Кого из наших актеров можно назвать породистыми», а также «Почему мой любимый мушкетер – Атос, а любимый актер из советского кино – Смехов» и еще «"Дни Турбиных": какая семья получится у Елены с Шервинским». И отвечайте на интересный тест «Помните ли вы роли Тихонова?».
#культура #актеры #знаменитости #кино #СССР #звёзды