Когда в 1978 г. на экраны вышел советский фильм «Д’Артаньян и три мушкетера», зрители поделились на тех, кому нравились все 4 главных мушкетера, и тех, кому больше нравился Д’Артаньян.
Спустя время появились «единоличники», предпочитавшие остальным Арамиса или Портоса.
Некоторые же вроде меня навсегда больше остальных полюбили Атоса. Причем как персонажа, так и сыгравшего его замечательного советского актера Вениамина Смехова.
И дело не в том, что мне, например, хотелось таким моим предпочтением выделиться из публики. :) Но дело в том, что мне на самом деле больше остальных импонируют этот герой и актер, воплотившийся в него на экране. Назову несколько причин (хотя на самом деле их больше).
Так, конкретно персонаж граф де Ла Фер мне нравится больше остальных мушкетеров, потому что:
1) Атос был самым мудрым из этой четверки друзей. Что бы ни случилось, он мог оценить ситуацию, сопоставить разные факты и вынести разумное, эффективное решение;
2) Атос также был самым спокойным. Его врожденный флегматизм позволял ему в любой ситуации мыслить здраво, не поддаваться панике.
К примеру, в книге (в отличие от советского фильма, где это показано как бы вскользь) рассказывалось, как Д’Артаньян поддался на завлекающие уловки Миледи (причем спустя самое малое время после того, как не стало Констанции). А вот Атос завершил задуманное в отношении нее до конца;
3) будучи самым старшим в своей компании, Атос всегда оставался для друзей наставником. Это на него в 1-ую очередь смотрел выжидательно Д’Артаньян, размышляя, какое принять решение. Это с ним приходили советоваться.
И всё это – в том числе тогда, когда остальные трое друзей были уже, мягко говоря, довольно взрослыми;
Между прочим, фактический прототип Атоса – мушкетер Арман де Сийег д’Атос д’Отвиль – был по характеру далек от персонажа Александра Дюма. А вот психологический портрет автор «списал» со своего друга – драматурга графа Адольфа де Лёвена.
Как Дюма в отношении Лёвена, так и Д’Артаньян в отношении де Ла Фера говорил, что тот своими наставлениями и примером очень помог воспитанию в нем дворянина.
Кстати, с конкретизацией числа лет Атоса у Дюма получилось так:
- в «Трех мушкетерах» несколько раз повторялось, что Атосу было не менее 30 лет;
- в продолжении «Двадцать лет спустя» наш граф говорил, что, мол, он еще молод, хотя ему 49 лет, но «меня все еще можно узнать, не правда ли?»;
- а в завершающем цикл романе «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» указывалось, что на тот момент ему было 62 года.
Смехову же во время съемок было 38 лет (возраст самого расцвета!);
4) кроме того, Атос был самым щедрым персонажем из всех мушкетеров. Его друг Д’Артаньян казался милым, обаятельным, но... на поверку выходил жадноватым.
Причем жадноватым он был в разных смыслах:
- психологически. Вспомните: ведь сюжет, как правило, состоял в том, что нашему гасконцу надо было чего-то добиться, а друзья безропотно ему в этом всячески помогали, часто pиcкyя жизнью.
Причем порой он даже не объяснял им, зачем это надо. Мол, это не моя тайна, это секреты двора, королевы, Констанции и проч.;
- финансово. Опять же, в кино не особо была раскрыта эта его черта, а вот в книге она описана весьма ярко.
Так, за более чем 30 лет верной дружбы на всех общих тусовках в кабаках за друзей практически всегда платил именно граф де Ла Фер.
Изредка деньги на стол выкладывал Портос, еще реже – Арамис.
А любимый большинством читателей и зрителей гасконец заплатил за эти 30 лет… лишь 1 раз. Он сам об этом сказал в романе «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (гл. XXXVII). Заметим, что платил он при этом не за всех четверых, а лишь за двоих – себя и Атоса…
Ну, а непосредственно актер Вениамин Смехов мне нравится больше остальных актеров, сыгравших друзей-мушкетеров, поскольку:
1) он играл не просто интересно и талантливо, но с особенным обаянием и даже с высшей формой обаяния – с шармом. Просто обаятельны все остальные. А Смехов – именно с шармом;
2) его глубокомысленные манеры, мягкий голос, неповторимый «пронос», уверенные движения, спокойствие взора, глубокие интонации и проч. – всё это очаровывает. Причем это очарование захватывает и зрительниц-женщин, и зрителей-мужчин, поскольку оно – вне пола, это просто любование талантливой игрой.
Кстати, Смехова время от времени заменяли на съемочной площадке. Актер тогда вынужден был разрываться между съемками фильма и игрой в театре.
Поэтому в этом кино можно было увидеть, как, например, друзья шли все вместе – но граф де Ла Фер был повернут к нам спиной или шел, низко опустив голову, так, что лицо не было видно.
Зато Смехов сам лично (вместе с Михаилом Боярским и участниками ансамбля «Коробейники») исполнил «Балладу о дружбе». Также, по одной из версий, он был автором «Песни Миледи».
Безусловно, каждый актер сыграл своего персонажа достойно. В фильме Георгия Юнгвальда-Хилькевича вообще сложно найти xaлтypу. Но по манерам и характеру мне все-таки ближе и интереснее именно Смехов.
В целом можно сказать, что этот актер – из числа тех, кого можно назвать породистыми (в самом лучшем смысле слова).
________________
Итак, это был очередной психологический портрет, который мы с вами «нарисовали»-рассмотрели на моем Дзен-канале.
С прежними портретами вы можете ознакомиться, например, в посте «Мэри Пoппинс: как могла обычная гувернантка быть выcoкoмepной и стать королевой бала в ее честь» или в посте «Правда ли, что Вера из "Ворониных" и Таня из "СашиТани" не умеют готовить».
#психология #культура #телевидение #чтение #литература #кино