Кого можно назвать породистым актером в принципе?
1. Породистый – это человек не просто красивый, но еще и благородных манер и внешности.
2. Также породистый – это далеко не обязательно тот, кто имеет дворянское происхождение.
Читаем словари: «Породистый:
С признаком аристократического происхождения.
Обладающий физическими признаками, чертами, манерами, которые считались свойственными высшим слоям общества».
Забавен такой случай.
Как-то Анна Михалкова назвала породистой свою коллегу по кино-цеху Светлану Ходченкову.
Анна в соц. сети написала свое определение породистых: это те, кто выделяется в толпе всех остальных. Ее определение заканчивалось эмoциoнальным вопросом: «Где их разводят?»
Особенно любопытно, что автор вопроса как раз сама-то вышла из семьи с элитным и даже издревле аристократичным прошлым:
- отец – народный артист РСФСР;
- дедушка – заслуженный деятель искусств РСФСР, автор гимна СССР и гимна РФ;
- прадед – потомок дворянского рода;
- прочие предки – представители русских дворян, внесенных в poдocлoвные книги Ярославской губернии…
И, однако же, будучи породистой по предкам, как актриса Анна Никитична породистой, увы, названа быть не может: просто «формат» не тот…
3. Замечу, что «породистый» также не равно «талантливый». Эти понятия если и совпадают, то далеко не всегда.
К примеру, ставший сэром Пол Маккартни талантливым был с рождения, а вот породистым стал лишь в зрелом возрасте.
4. С одной стороны, не всякий выглядящий породистым актер любим публикой.
С другой стороны, можно выглядеть и играть простецки, демократично и «народно», т. е. не быть породистым внешне и по манерам, но быть настоящим талантом.
Так, замечательные актеры Евгений Леонов и Юрий Никулин выглядели очень по-народному, а в некоторых ролях – практически «от сохи», но зрители их до сих пор обожают. То бишь отсутствие породистости – это лишь внешняя особенность, которая никак не перечеркивает наличия таланта.
Какие советские актеры могут быть названы породистыми?
Одновременно талантливым и породистым можно назвать Юрия Яковлева.
Прямые, правильные черты лица. Обаяние во взгляде, даже тогда, когда он играет жyликoв. Мягкий голос, пpиятный тембр. Изящество и элегантность во всех движениях.
В детстве у меня была грампластинка с балетом Петра Чайковского «Лебединое озеро». И там актеры озвучивали персонажей между музыкальными сценами.
Так вот Яковлев говорил за принца Зигфрида. Его потрясающий голос настолько подходил к самому понятию «принц», что у меня закрепилась четкая ассоциация: Яковлев – аристократ.
И это при том, что его отец был юристом, а мама – медсестрой.
Сам же Юрий по юности работал помощником механика в гараже.
Как видите, не самый аристократичный «набор».
Более того, при поступлении во ВГИК Яковлев пpoвaлился по очень занятной причине: ему отказали, назвав его внешность… некиногеничной.
Знали бы строгие экзаменаторы, что этому удивительному актеру будет суждено стать одним из 1-х кpacaвцев советского кино и сыграть, например, таких общепризнанных киногеничных героев, как:
- поручик Ржевский в «Гусарской балладе»;
- царь Иоанн Васильевич в комедии Леонида Гайдая;
Да, комедия... но ведь царь! :)
- князь (!) Мышкин в экранизации Федора Достоевского;
- и др.
Идем дальше.
Вячеслав Тихонов и Василий Лановой знаменуют потрясающий кластер актеров, которые были породистыми, выглядели и играли аристократично – а происходили из простых семей:
- Тихонов родился в Подмосковном городке Павловский Посад, его отец был механиком на ткацкой фабрике, мама – воспитательницей в детском саду;
- Лановой родился в семье украинских крестьян из села Стримба Одесской области.
Вот что значит актерский талант, настоящее дарование!
Пожалуй, самыми породистыми героями этих 2 актеров были персонажи одного и того же фильма – «Война и мир».
Где бы ни играли Тихонов и Лановой – оба всегда выглядели изящно, говорили глубоко и проникновенно… даже когда над их персонажами посмеивались (как в случае с любителем пpиxвacтнуть Шервинским... читайте пост «Фильм "Дни Турбиных": какая семья получится у Елены с Шервинским».)
Из актеров, которые начали играть в поздние советские времена, а потому во многом считаются современными, назвать породистым можно разве что Олега Меньшикова.
Даже в ролях а-ля аспирант Костик из самой известной комедии с его участием «Покровские ворота» или жyлик Остап Бендер в «Золотом теленке» его герои красиво себя держат и говорят грамотно, изысканно и даже порой слегка манерно движутся и проч.
Несмотря на задор и напористость игры Меньшикова, рисунок его ролей неизменно остается аристократичным. Наиболее явно это выражено, пожалуй, в его Фандорине в «Статском советнике».
Есть ли породистые актеры в России наших дней?
Среди современных актеров назвать кого-то породистым сложно. Да и само слово устаревает, делается чуть ли не ироничным.
Пожалуй, отчасти таковым можно считать Данилу Козловского. Впрочем...
...предвижу критику на его счет. Что и не удивительно: чем ближе к нам по времени актеры – тем сложнее их оценивать, хотя бы просто потому, что всеобщая оценка еще не устоялась.
Вообще у нас принято критиковать все новое и слегка переоценивать все старое.
Но взглянем не предвзято. Вне зависимости от того, можно ли его назвать талантливым (тут возможны разные мнения), Данила по манерам более породист, чем большинство его нынешних кино-коллег.
__________
Конечно, здесь названы лишь некоторые примеры актеров-мужчин отечественного кино, их список можно продолжить.
Хотелось бы услышать и ваше мнение, уважаемые читатели: кого из советских и российских (а может быть, и зарубежных) актеров и актрис можно назвать породистыми.
Об одном из претендентов на это «звание» читайте статью «За что я уважаю Хабенского: он о личном молчит».
#культура #актеры #роли #кино #СССР #психология