Найти тему

ЖД моделизм в лицах: Василий Васильчиков

В нашей рубрики "ЖД моделизм в лицах" мы рассказываем об интересных людях, для которых хобби "железнодорожный моделизм" стало частью их жизни. Героем сегодняшней публикации стал известный всем ЖД моделистам России модератор, администратор, организатор и владелец одного из самых популярных форумах о ЖД моделизме scaletrainsclub.com. О моделизме в 80-е и в наши дни, о 3D моделировании и его перспективах читайте в нашем новом материале.

О себе

Родился в Москве, там же вырос, учился в школе. В 2002 году окончил МАТИ-РГТУ по специальности «технолог обработки металлов давлением». В 2001 году переехал в Санкт-Петербург. Всю жизнь работал ИТ специалистом, сначала системным администратором, а с 2011 года разработчик софта. Работаю в компании Аэроэкспресс, так что имею некоторое отношение к ЖД. Кроме ЖД, немножко занимаюсь стендовым, немножко авиа, коллекционирую/цифрую/публикую старые фото и кино негативы. Играю на трубе и учусь играть на гитаре.

О начале творческого пути в моделизме

Как и многие советские мальчишки, свой путь в моделизм начал с доступных тогда стендовых моделей. Лет в 5 или 6 получил свою первую «склейку». Естественно склеивал и «заигрывал» насмерть все что было доступно. Кругозор, Фроговские модели, Пластикарт. В общем обычный набор тогдашнего школьника. Тогда же ходил в кружок начального технического моделирования и немножко в радиокружок.

Об увлечении железными дорогами

- Вообще интерес к железным дорогам возник в самом раннем возрасте. В свое время один из дедов работал в метро. Был машинистом, потом машинистом-инструктором, потом диспетчером. Дед пару раз катал меня в кабине метропоезда. Видимо это меня так поразило, что заболел, в хорошем смысле слова, рельсовым транспортом. Потом очень удачно жил около железной дороги, у платформы Плющево. Естественно после школы, а иногда и вместо нее, лазили с приятелями по железке, обшарили МЛРЗ, насколько это было возможно, наблюдали за работой ЖД.

О начале увлечения ЖД моделизмом

Что касается моделей железных дорог, то тут мне помогли дядья. Один подарил на ДР стартовый набор, а второй, сам собирал модели Piko и время от времени дарил мне какие-то вагоны, пару стрелок. Опять же родители покупали модели. Потом случились 90-е и в общем-то было не до ЖД моделей. Заигрывал то что было. Тогда же на Вернисаже в Измайлово купил с рук книжку «Модели железных дорог», что-то пытался делать сам, например мостик из картона, здания какие-то из бумаги. А потом учеба в институте и семья задвинули моделизм в дальний угол.

Досье
ФИО: Васильчиков Василий Сергеевич
Возраст: 45 лет
Место жительства: г. Санкт-Петербург
Место рождения: г. Москва
Стаж в моделизме: 39 лет

О возвращении в ЖД моделизм после перерыва

Вернулся к ЖД моделизму уже ближе к середине двухтысячных. Набрел случайно на форум Модельмикс и все понеслось по новой. С финансами тогда было не очень, поэтому первая модель которую я купил после перерыва, был насмерть замученный пиковский BR120 - помнил по книжке, что их можно переделать в М62. Купил у Игоря Гусева на Транспортном. Так, модель за моделью, разговор за разговором, перезнакомился с моделистами, начал приобретать инструменты, приобретал нужные навыки.

По-первости в коллекцию собирал СЖД/РЖД. Что-то сам собирал из китов, что-то перекрашивал, что-то просто покупал. Плавно начал красить и переделывать модели для других. Поучаствовал в работе Б.В.-Ж.Д. Что-то даже небольшими сериями красил. При этом забавно то, что я, убежденный поклонник типоразмера H0, большую часть моделей на заказ сделал в TT.

О смене тематике личной коллекции

Через пару-тройку лет мне, честно говоря, надоело выискивать модели отечественного подвижного состава, тогда, например, ЦМВ был только смоляной от Авроры. Да и с появлением детей времени на модели стало меньше. И я одним днем поменял тематику коллекции. Все что было продал и начал собирать модели швейцарских ЖД 1-3 эпохи и двуосные пассажирские вагоны DRG/DR. Понятно, что попадаются исключения, например мотрисы и локомотивы DR/DRG, но в целом придерживаюсь тематики. Плюс совсем чуть-чуть собираю СЖД в N, к которым я планирую вернуться, так как появились доступные 3Д технологии.

-2

О том, чем привлекает тема швейцарских железных дорог

Швейцарские ЖД привлекают во-первых своей теперешней архаичностью, швейцарцы фактически были первыми, кто начал тотальную электрификацию ЖД и поэтому их первые электровозы это самое-самое начало электротяги, с внедрением новых технологий, поиском оптимальных решений, ошибками и успехами. А во-вторых, модели SBB распространены не так широко, как, скажем, модели немецкого подвижного состава. То есть есть место для самостоятельного творчества. Можно относительно легко найти швейцарский прототип, которого в моделях либо не было, либо который имеется только в виде редкой и трудноуловимой мелкосерийки. В коллекции порядка двух десятков разных локомотивов, а вот вагонов примерно к сотне.

О творческом процессе

За все время, что я занимаюсь моделизмом (в понимании именно постройки, покраски и т.п.) через мои руки прошло достаточно много моделей, за сотню точно. Правда у меня их ни одной нет. Как это ни странно звучит, мне интересен процесс. А вот готовый результат - на втором или даже третьем месте. Тут кстати есть и минус, есть пачка моделей, которые я строил, но на определенном этапе поняв, что я могу ее сделать, интерес терялся и модель забрасывалась в долгий ящик.

О любимых направлениях в ЖД моделизме

Кроме моделей меня еще интересует модельная электроника и автоматизация. Знакомство с DCC началось с давнишней распродажи Роколенда, когда они, очень бюджетно распродавали стартовые наборы с составом Roland. С тех пор погрузился в тему электроники с головой. Разработал с нуля собственный универсальный DCC декодер на Ардуино. Сейчас потихоньку ковыряю звуковой декодер на stm32. Опять же фирменные декодеры чиню по возможности.

О моделизме и семье

Семья к моим увлечениям моделями относится сугубо положительно. У нас у всех есть свои хобби, так что поддерживаем друг друга. Где-то пересекаемся, где-то нет, но в итоге все довольны.

О любимых моделях

В коллекции есть парочка моделей, которые нравятся больше остальных, это старенький E69 от Piko, и коричневый «Крокодил» Ce 6/8 от Roco. А вообще мне нравится все, что есть в коллекции. Так как я не собираю то, что не нравится. Даже если модель подходит по тематике. Самостоятельно сделанные модели, я как уже говорил, я не храню, что-то продается, меняется, что-то дарится. Сапожник немножко без сапог. Для себя все времени нет что-то сделать.

О том, какую роль играет моделизм в личной жизни

Вообще моделизм для меня в первую очередь отдых. Моя основная работа занимает голову, а моделизм, это повод расслабиться и поработать руками. Разные же направления моделизма не дают потерять к ним интерес. Надоело ковырять вагон, взял самолет и пошел летать. Опять же, навыки, получаемые при работе с моделями, они потом используются в жизни. Все-таки это достаточно непростое техническое хобби, и в создании моделей нужно иметь знания и умения из разных областей знаний, от истории, до микроэлектроники. И получается, что какие-то навыки переносятся в моделизм, а что-то наоборот отрабатывается на моделях, а потом используется в жизни.

О любимых и нелюбимых занятиях в любимом деле

При работе с моделями, самое нелюбимое для меня, это выравнивание после шпаклевки. За много лет так и не смог научиться выводить в идеал большие поверхности. Приходится минимизировать необходимость в шпаклевании, какие-то детали делать точнее, лучше подгонять. А самое интересное, это, наверное, окраска. Получается, как мне кажется, неплохо и удовольствие доставляет огромное.

Об используемых материалах и инструментах

В работе над моделями предпочитаю пластик, литьевая смола не очень нравится из-а своих качеств при обработке и хрупкости. Опять же склонность, при несоблюдении технологии литья, к деформациям со временем.

Инструменты в арсенале есть всякие, есть фирменные, а есть и no name. Например, пользуюсь ножиком Pro Edge и при этом очень уважаю советские надфили и напильники. Расходники типа шкурок, что есть в ближайшем магазине.

Касаемо химии, перепробовал массу всего, и последнее время пришел к использованию материалов от Gunze – грунты в банках, «вонючие» эмали, металлики; Revell – классические алкидные эмали; Humbrol – лаки. Для некоторых работ, бывает, использую акрил и эмаль Tamiya, Акан. Случается и художественный акрил, масляные краски, да даже обычные алкидные краски из строймагазина. Разбавители стараюсь использовать те, что рекомендует производитель красок. Исключение здесь только эмали Revell и лаки Humbrol, которые много лет развожу уайт-спиритом от Тиккурила. Крашу аэрографом H&S и иногда, по площадям, безвестным китайским Veda с пистолетной рукояткой. Много лет использую компрессор от холодильника, с маленьким ресивером из пластиковой бутылки.

Декальная химия - Tamiya. Клеи в работе использую разные. Для полистирола жидкий затекающий - либо Gunze, либо Tamiya. Для остального, суперклей, различные бытовые эпоксидные клеи, опять же пайка.

О своем рабочем месте

Как такового, отдельного рабочего места под модели, у меня нет. Есть универсальный стол под компьютер. Днем основную работу работаю, вечером занимаюсь моделями. Инструменты хранятся в стенном шкафу и в ящичках из Икеа. Крашу обычно на кухне, на табуретке. Так что в этом плане у меня нет ничего интересного, о чем можно было бы рассказать. В будущем надеюсь смогу выделить отдельный угол для рабочего места, чтобы не таскать каждый раз туда-сюда инструменты. Но пока что есть. Даже 3d принтер живет просто на полу. На рабочем месте мне категорически не хватает нормальной лампы. Все никак не приобрету. А так, в мечтах, хотелось бы приобрести часовой токарник и небольшой фрезер, но ставить пока некуда.

О том, как появляется вдохновение

Обычно к работе над какой-то моделью меня двигает красивая фотография, видео, даже просто интересная схема или чертеж. Увидел в интернете или на реальной жд что-то интересное и появляется желание сделать модель. Сам конечно фотографирую железку, иногда специально, часто бываю в музее специально, что-то обмерить или сфотографировать детали, иногда просто мимо идешь, что-то понравилось, сфотографировал. Недавно вот тема узкоколеек зацепила. Специально съездил за 400 км, в поселок Депо, Вытегорского района Вологодской области, очень хотелось там обмерить и сфотографировать узкоколейные лесовозные сцепы производства ДМЗ. По весне ездили с сыном в Беларусь, специально заехали в музей в Бресте, тоже некоторые детали тамошних экспонатов сфотографировал.

Об истории создания форума scaletrainsclub.com

В те далекие и дремучие времена, это был вроде 2005 или 2006 год, ресурсов по ЖД моделям было мало, чертовски мало. В основном это были персональные странички отдельных моделистов. Форумов же живых был фактически один, форум компании Моделлмикс. У меня как раз тогда опять проснулся интерес к моделям, и я достаточно активно общался на форуме «микса». Но было то, что мне там безумно не нравилось: модерации там считай не было, то и дело возникали склоки, возня какая-то, куча рекламы.

И вот однажды возникла мысль, а почему бы и не создать собственный форум? Тем более что были люди, которые идею поддержали. Изначально была идея закрытого клуба, куда случайные люди не попадут. Но мы очень быстро от этой идеи отказались и пришли к тому, что, во-первых, все материалы должны быть открытыми, то есть доступны без регистрации, а во-вторых, не должно быть рекламы.

Первое время форум был без названия, хостился у моего хорошего приятеля, это был 2008 год. Изначально планировался упор на модели, причем не столько на заводские, сколько на самоделки. Мы, с другими основателями, как раз больше руками что-то делали, нежели покупали готовые модели. Начали собирать информацию, профильные книжки, чертежи, схемы, фотографии. Разработали правила форума, которые, как нам тогда казалось, ограничат склоки (сразу скажу, совсем конфликты победить не удалось, всякое бывало). Потом уже, примерно после полугода существования, придумали название, scaletrainsclub.com, приобрели доменное имя, переехали на более-менее нормальный хостинг.

Об особенностях форума, его аудитории и участниках

И как-то так само собой получилось, что форум стал не столько форумом по моделям, сколько библиотекой. Нет, само-собой модели никто не забыл. Но на скейле, сложно встретить обзор какой-нибудь новинки от Марклина, скорее найдется информация по прототипам и модель, потрясающе изготовленная из обрезков доширачных крышек и медной проволоки. Так и живем с тех пор. Кто-то приходит, кто-то, к сожалению, уходит, потеряв интерес. Но все, так или иначе оставляют свой след, большой или маленький, но несомненно очень полезный для всего нашего сообщества. Аудитория у нас самая разнообразная. От простых моделистов, до, не побоюсь этого слова, Мэтров. И собственно интересы-то у всех разные. Но радостно то, что форум объединяет всех этих людей.

Что касается тех, кто сделал форум таким, какой он есть сейчас – это, конечно, заслуга множества пользователей. Всегда говорил и повторяю, что скейл не мой форум, это результат усилий множества людей. Перечислять всех, кто принял участие в работе и развитии – тетрадки не хватит всех переписать, чтобы не обидеть!

О том, насколько сложно управлять форумом

Про обслуживание могу сказать, что поначалу содержание и модерирование форума было достаточно нелегким, и с финансовой точки зрения и с точки зрения временных затрат. Но потом как-то попривыкли, устаканилось все. Со временем форум наш выгнали с хостинга, уж слишком мы много места занимали и грузили сервер, и он поселился у меня на домашнем компьютере. Уже лет 10 там живет. Бывают иногда проблемы со связью, но они достаточно редкие. А если что-то ломается, стараюсь оперативно чинить. Вроде неплохо получается.

В заключение скажу - последнее время посещаемость форума снижается. Сказывается теперешняя доступность информации, опять же формат форума не очень-то сейчас воспринимается молодежью. Общение сокращается. Но, все таки, как библиотека форум востребован. Очень многое по отечественным, да и не только отечественным железным дорогам и моделям есть только на скейле. Я думал над изменением формата, но увы, как не кроишь, получается уже совсем не скейл. Так что загадывать не буду. Проживет сколько проживет. И надеюсь этого «сколько проживет» будет еще много.

О ЖД моделизме в России и его перспективах

ЖД моделизм в России, как мне кажется, увлечение достаточно редкое, если не сказать элитарное. Большинство активных моделистов и коллекционеров друг друга если не знают лично, то уж точно слышали или встречались на каких-то онлайновых площадках. Новые люди в жд хобби приходят нечасто. Большинство тех, кто хочет заниматься моделизмом вполне удовлетворяются стендом. Там и выбор моделей огромен и, чего уж греха таить, цены сильно демократичнее. Думаю, что в перспективе вымереть как динозавры мы не вымрем, но так и останемся небольшой группой особо заинтересованных. Это, собственно, касается и мирового ЖД моделизма, тенденции похожи. Единственным за последнее время положительным событием, которое может быть и пошатнет мою, не слишком оптимистичную, оценку будущего, является появление серии моделей MODIMIO. При всех минусах таких моделей, есть два огромных плюса, которые перекрывают все. Это модели отечественных локомотивов и вагонов, и они дешевые. Это как раз то, что здорово будит интерес в детях. Опять же кто-то купит, заинтересуется, там глядишь и придет в жд моделизм. Я уж не говорю, о том, что модели эти вполне пригодны для постановки на ход, всевозможных переделок и окрасочных конверсий. Сам правда не покупаю, ввиду отсутствия интереса к СЖД в H0.

О творческих планах

Ближайшие планы у меня на 100% связаны с 3D технологиями. Я с 3D проектированием познакомился еще в институте, изучал SolidWorks. Но тогда было огромное ограничение, цена превращения модели в «железо». Нужен был либо завод с металлобработкой, что по определению не может быть доступно простому моделисту, либо запредельно дорогие 3D принтеры, да что там принтеры, даже печать на заказ тогда была недоступна. Но мечта была. В 98 году вышел фильм «Солдатики», и там есть сцена печати прототипа солдатика на 3D принтере. Вот с этой сцены, я уже осознанно ждал появления бытовых 3D принтеров. А в последние 3-4 года появилась действительно доступная 3D печать с удовлетворяющей нас, моделистов, точностью. Это прямо второе дыхание любого моделизма. Открылись широчайшие возможности по доработке и ремонту имеющихся моделей, и созданию новых.

За полтора года владения принтером, мне удалось научиться создавать приемлемые по качеству модели, понять ограничения технологии, что можно, что нельзя с ее помощью сделать. А если можно, то как сделать это лучше. Сейчас иду по пути уменьшения масштабов. Если начал с H0 и TT, то сейчас уже есть наработки по H0e, и думаю успешно можно будет печатать модели в N. В процессе разработки модель узкоколейного пассажирского вагона Pafawag 2AW в типоразмере H0e на самых первых тележках. Есть уже вполне узнаваемые тестовые образцы. Так же веду вялотекущие работы по моделям некоторых швейцарских и немецких прототипов, например, есть наработки по электросекциям Берлинского S-bahn ET/EB 165. И по нашим родным метровагонам серии Е тоже кое-что имеется. Плюс уже разработано достаточно большое количество моделей для печати всякой мелочевки – строения, разнообразные устройства, механизмы, техника, части для моделей.

Но, тут нужно понимать, что 3D моделирование и печать, это не самоцель и совсем не совершенство. Это лишь инструменты, как и многие другие. Что-то можно заменить печатью, что-то дополнить, а что-то 3д технологиям неподвластно или пока не получается нужного качества или свойств. Но в целом, очень перспективный инструмент для моделизма.

О перспективах классического и 3D моделизма и о том, не вытеснят ли новые технологии старые методы

Как я уже говорил, 3D моделирование, это лишь инструмент. Один из многих. Когда-то, модели делали целиком вручную, из материалов - дерево металл. Модели были дорогой редкостью. Потом появился пластик и литье из него. Моделизм расцвел, и не только ЖД, но и другие разновидности. Появилось множество готовых моделей или наборов для сборки. Изменило это моделизм? Да изменило, но он все равно остался моделизмом. Все развивается, находит свое применение. 3D просто еще одна возможность что-то сделать. Так же, несмотря на наличие новых интересных и полезных технологий, найдутся те, кому будет интересно сделать модель руками.

О напутствии тем, кто только пришел в моделизм

Новичкам в моделизме могу сказать, тут как и в любом другом деле - все решает опыт, а для приобретения опыта нужно строить модели. Раз за разом. Если что-то не получается, спрашивать, смотреть видео, читать описания и пробовать, пробовать, пробовать. В конце концов все получится. И еще одно, чего мне в свое время не хватало, если есть возможность не изобретать инструменты, не изобретайте! Все уже придумано до нас. Используйте хорошие инструменты, хорошую химию и хорошие материалы. С ними прогресс идет гораздо быстрее.

Понравился рассказ? Напишите в комментариях, какие еще вопросы вы бы хотели задать Василию, а также интервью с кем из моделистов вы хотели бы видеть на нашем канале. Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новых интересных публикаций с интересными и известными в ЖД моделизме мастерами!