Сегодня тема достаточно нестандартная для нашего канала. Надеюсь, своего читателя она найдет.
Я люблю сказки, мифы и предания. Не только потому, что это интересно. Для меня это способ увидеть жизнь наших предков, семейный уклад, традиции воспитания и сопоставить их с современными педагогическими и психологическими взглядами. Поверьте, удивляться народной мудрости приходится часто! Но в этот раз эмоции у меня были другие.
Сначала расскажу сказку, с которой я окунулась в сегодняшнюю тему:
Одна женщина родила девочку. Была девочка на редкость криклива. Однажды мать рассердилась на ее крик и воскликнула: «Да чтоб тебя черти унесли!» - и вышла из избы. Вернулась – а девочка смирно лежит и больше не кричит. Обрадовалась женщина, хоть это и показалось ей странным. С тех пор девочка была тиха.
Шло время, пора уже девочке начать ходить – а она лежит и молчит. Так и была она 17 лет недвижима и нема.
Однажды шел по деревне путник издалека, попросился в эту избу на постой. Увидел девушку на лавке, удивился и спросил: «Это что такое?». Рассказали ему, что это девушка 17 лет, немощная. «Да какая же это девушка?» - еще больше удивился путник, - «Вы что, не видите, что это ПОЛЕНО!?» И тут все увидели полено, лежащее на лавке.
Эта сюжетная нить – подмена младенца поленом (веником, пучком травы) достаточно часто встречается в сказках и легендах.
Историю с похожим мотивом давным-давно рассказывала мне моя прабабушка, причем выдавая за чистую правду: дескать, был у них в деревне ребенок-полено. Его мать обидела повитуху, а та оказалась колдуньей, забрала новорожденного себе, а роженице отдала заколдованное полено. Полено выглядело, как младенец, но умело только глазами хлопать, а мать ухаживала за ним так, как будто за своим ребенком.
Но не только на полена меняли детей в народных фантазиях. Вместо малыша в люльке мог оказаться ребенок нечистой силы - это очень распространенный поворот повествования.
В одной скандинавской сказке у троллихи был ребенок - безобразный, как и все тролли. Однажды она увидела розовощекого и приятного человеческого младенца, он ей так понравился, что судьба малыша была решена: троллиха забрала младенца, а вместо него оставила тролленка.
Отдельный интерес представляют сюжеты, когда сказочные существа подменяют ребенка стариком из своего племени: немощным, выжившим из ума и нуждающимся в круглосуточном уходе до самой смерти.
Легенда о подменышах обладает удивительной стойкостью и невероятной распространенностью: подобные мотивы есть у народов Африки и аборигенов Австралии, встречаются в каждой области Европы и повсеместно в России, где подменышей подкидывали домовые, банники, лешие, водяные, кикиморы, а с распространением христианства – черти.
Как описывают подменыша? Иногда он выглядел точь-в точь как украденный младенец. Распознать его можно было только по постоянному надрывному плачу. А часто подменыш уродлив, с большой головой, вздутым животом. Во многих сказках он описывается как прожорливое существо, которое много ест и не растет (т.е. не развивается, еда не идет ему на пользу) или часто болеет и впоследствии умирает. Если подменыш не умирает в младенчестве, то он так и не может освоить человеческий язык, хоть и способен издавать разные звуки. В дальнейшем подменыш отличается дурным характером и не обнаруживает разума. Встречаются упоминания о том, как в раннем подростковом возрасте «подменыш» уходит в лес, якобы его тянет к своим настоящим родственникам.
И теперь мы переходим к главному - как появились эти легенды и зачем они нужны были людям?
«Подменыши» - это, конечно, дети с тяжелыми заболеваниями или нарушениями развития. Появление такого ребенка в семье принять очень тяжело.
Сейчас мы знаем, что для этого надо пройти все стадии принятия:
- шок
- отрицание
- злость
- торг
- депрессия
- принятие
Одной из самых затягивающих является стадия отрицания: «этого не может случится с моим ребёнком», «мой ребенок здоров».
Вера в подменыша позволяет родителям выстроить крепкое отрицание: «Это не мой ребенок, это подменыш. А моего красивого и здорового ребенка унесла нечистая сила». Тем самым родители не только объясняют поведение младенца, но и снимают с себя вину и ответственность за его состояние, разрешают себе не любить данного ребенка, не заботится о нем столько, сколько он требует и не горевать в случае его кончины.
И я даже не знаю, как относиться к подобной «народной» мудрости.