Став мамой, я всё больше нахожу сходства между работой с детьми и их воспитанием. Для себя выделила 8 ошибок, которые порой совершают как родители, так и преподаватели. К сожалению, сама не была исключением. Однако надеюсь, моего опыта и терпения хватит, чтобы их не допускать.
1. Клеймение
Это то, что мешает не только детям, но и взрослым. Наш мозг склонен к упрощению. Несколько лет назад поймала себя на мысли, что жду от кого-то из девчонок отсутствия дисциплины, от другого отсутствие старания, от третьего очередную истерику. Тогда я сказала себе: "Хватит! Это неправильно! Все меняются! И не факт, что сегодня будет также". После этого заметила, что одна ученица лучше себя ведёт, другая — старается, третья — спокойнее.
Особенно, на мой взгляд, самое страшное клеймо — клеймо неудачника. Зачем я буду пробовать, стремиться, если у меня ничего никогда не получится? Распространённая практика в танцевальных классах: ставить более успешных учеников вперёд, а не очень — назад. Какого же было мое удивление, когда я стала менять местами детей каждый урок. Те, кто меньше прикладывал усилий, впереди начинали показывать невероятные результаты!
Не спешите ставить клеймо на ребенке и верьте в лучшие его качества!
2. Нетерпение
Это очень непростой пункт, особенно, если Вы не в ресурсе. У меня до сих пор не получается иногда сдержать себя. Почему-то нам взрослым кажется, что всё и так очевидно и понятно. И если мы объяснили один раз, то ребенок впредь будет делать как надо. Однако иногда нужно повторить 1000 и 1 раз, чтобы он наконец запомнил. Иногда ему может быть всё понятно, но по каким-то причинам он не делает. Мне самой хочется, чтобы мой малыш исполнял здесь и сейчас то, что я прошу. Но так не бывает.
Думаю, наша задача выдохнуть, собраться с силами и попробовать объяснить снова.
Кстати, напишите, удаётся ли Вам оставаться спокойными? Если да, то как?
3. Разные требования к себе и детям
Мы часто забываем, что мы должны быть примером для детей. Они прекрасно "зеркалят" наше поведение, настроение. Бесполезно просить уважения от них, если мы относимся к ним с пренебрежением. Требовать пунктуальности, если сами опаздываем. Ждать от них спокойствия, если сами всё время нервничаем и раздражаемся.
Нельзя допускать в отношении детей того, чего сами не хотели бы получить в ответ.
4. Отсутствие последовательности
Как часто мы поступаем в ситуации в зависимости от Вашего настроения? Или бывает по-разному реагируете в зависимости от ребенка? В первые годы преподавания я и сама плохо абстрагировалась от настроения. И тогда урок шел в тартарары...
Нужно научиться разделять чувства и разум. Вывести свои внутренние законы и правила, поощрения или санкции в зависимости от ситуации.
Тогда и Вам, и детям будет проще. Все будут понимать, каких последствий ждать. Это будет некий компас для поведения.
5. Унижение
Пункт схож с клеймением. Мы позволяем себе сказать: "Ты тупой? Ты корявый! Медлительный! Глухой!" И тому подобное... Крайне редкий ребенок способен взять себя в руки и доказать обратное. Большинству это наносит вред психике и самооценке. Так как с самого детства я неоднократно наблюдала унижение со стороны педагогов, для себя сразу решила: это не тот путь, по которому хочу идти.
Давайте оценку действиям, а не человеку.
6. Фокус на негатив
Заметили, если нас ужасно обслужили в ресторане, мы непременно об этом напишем? Напротив, если нам хорошо обеспечили отдых, напишем ли об этом? И всю жизнь так. Как часто мы благодарим и хвалим? А ругаем и критикуем? У нас педагоги говорили прямо: "Если вас не поругали, значит вы сделали все хорошо". В какой-то момент я поймала себя на мысли, что делаю точно так же — говорю только замечания. С тех пор мной выбрана другая тактика.
Например, когда десять человек маршировали по диагонали, каждую девочку, которая стремилась сделать правильно, я хвалила. А если какая-то не старалась — я молчала. В тот момент последняя понимала: она сделала что-то не так, ведь пятерым перед ней сказали "хорошо". Разумеется, замечания в моем классе все еще присутствовали, но поменялось соотношение похвалы и критики с 1:10 на 10:1. Это положительно сказалось как на успеваемости в группах, так и на моем моральном состоянии.
Стремитесь фокусироваться на положительном. Больше хвалите и благодарите.
7. Сравнение
Представьте, что Вас сравнивают как супруга, родителя, педагога, и совсем не в Вашу пользу. Мало приятного, не так ли? Почему мы позволяем себе сравнивать детей с другими? Я даже старалась не ставить кого-то в пример в своем классе. Какое дело мне, что Маша, Саша, Паша, Даша танцуют красивее, учатся лучше, помогают больше, и до прочего? А тем более до того, каким был мой родитель или педагог в моем возрасте? Крайне редко сравнение кого-то замотивирует.
Адресуйте свои пожелания к конкретному человеку. Не ждите, что он будет похож на кого-то.
8. Ну меня же так учили/воспитывали
Мне кажется, что это большое заблуждение. Если бы человечество не пересматривало свои взгляды на мир, мы так и остались жить в пещерах. Я не утверждаю, что всё старое никуда не годится. Однако принимать всё, что было раньше, за абсолютную истину, считаю неверным.
Я не раз сталкивалась на работе и в жизни с фразами вроде "Ну меня же лупили, и ничего" (о воспитании) или "Ну нас же ставили в V позицию" (о преподавании). А еще раньше балерины ломали ноги, чтобы добиться идеальной выворотности. А в древних государствах слабых малышей убивали. Но сейчас и то, и другое кажется безумием!
Чаще задавайтесь вопросом: "Почему я так поступаю?" Изучайте новые взгляды на привычные вещи. Делайте выводы и меняйтесь к лучшему.
Мы все не идеальны, это надо принять. Но это не значит, что нельзя стремиться к совершенству. В какие-то периоды я заметила эти ошибки у себя, и теперь прикладываю усилия, чтобы их не совершать. Тут я поделилась своими мыслями, чей труд сложнее: мамы или учителя.
Удается ли Вам не допускать такое поведение? Или Вы не согласны, что это ошибки? Будет интересно узнать Ваше мнение в комментариях!
Приглашаю Вас также присоединиться ко мне в соцсетях: Telegram и VK.