Кажется, не успокоюсь, пока не прочту все книги Соломона Волкова. Очень надеюсь, что с его именем я вам еще не надоела, потому что статей будет снова много. У меня вновь появилось желание рассказывать вам много интересных историй, связанных с великими личностями и их биографиями. Вероятнее всего то, что сегодня вы узнаете то, что в школе не напечатают в учебниках литературы о прекрасном и так любимом мною Антоне Чехове.
Все мы знаем Антона Павловича Чехова из школьной программы. Тех, кто не любил читать, вероятнее всего, заставляли ходить в театр. Наверное, мне повезло с детства не страдать от списка литературы, который нам давали на лето. Вы не поверите, но даже читала с удовольствием.
Лично я у Чехова больше всего любила "Вишневый сад", "Дама с собачкой", "Крыжовник" и "Палату №6".
Вы не поверите, но пьеса "Чайка" в 1896 году на сцене императорского Александрийского театра с треском провалилась. К счастью для Чехова в 1898 году благодаря Станиславскому и Немировичу-Данченко состоялось открытие Московского Художественного театра (МХТ).
Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский стали реформаторами русского театра, который, по их мнению, находился в упадке. Для них творчество Чехова стало путеводной звездой, которое выведет театр на новый уровень.
Чехов начисто отказался от схемы так называемой "хорошо сделанной пьесы" - от эффектных сюжетных поворотов, традиционных монологов-повествований или похожих на оперные дуэты диалогов. Давно замечено, что действие у Чехова из текста уведено в подтекст. В финале "Чайки" самоубийство персонажа комментируется так: "Лопнула склянка с эфиром". В "Дяде Ване" реплика: "А, должно быть, в этой самой Африке теперь жарища страшное дело!" - подводит трагический итог целой жизни.
Именно поэтому произведения Чехова были инновационными для России тех времен. Сцена МХТ служила мостом между революционным творчеством автора и новой публикой.
После премьер "Чайки", "Дядя Ваня" (1891), "Три сестры" (1901), "Вишневый сад" (1904) - в театр приходило огромное количество писем от зрителей с благодарностью, исповедью или просьбой дать совет. Значит все-таки публике было необходимо увидеть, что пора искать выход из "черной мглы"?
Когда в последний раз после похода в театр вам хотелось что-то в жизни изменить?
Если вы еще помните, в цикле статей про Большой театр я рассказывала о том, что Ленин не был ценителем культуры и считал, что "это кусок чисто помещичьей культуры", но для Чехова и Толстого делал исключение. Кстати, одним из любимых писателей Сталина был именно Антон Павлович.
Хочу вам рассказать об отношениях Чехова и Горького, потому что, мне кажется, это очень важная часть их биографии. Изначально Горький восхищался Чеховым, который отвечал ему взаимной симпатией. Но потом за кулисами стали развиваться совсем иные события, в которых, конечно же, участвовали женщины.
Всё началось в 1900 году, когда МХТ привез на гастроли в Ялту пьесу "Дядя Ваня". Горький, на тот момент, решил сбежать от своей жены подальше, а Чехов, считавший себя специалистом в плане отношений, раздавал ему направо и налево советы по поводу того, как "тараканить" женщин. Антон Павлович ухлёстывал сразу за двумя ведущими актрисами МХТ - Марией Андреевой (она была замужем и с двумя детьми) и Ольгой Книппер (статус "свободен"). В конечном итоге, Чехов женился на Книппер, а Горький выбрал себе в партии Андрееву.
После триумфа Горького с пьесой "На дне" их отношения резко пошатнулись. Жена Чехова подбадривала мужа тем, что: "Станиславский мечтает о "Вишневом саде", а "Дно" хоть и имеет успех, но душа к нему не лежит". В театре сформировались два лагеря: в первом - Станиславский с Немировичем и Книппер, а во втором - Андреева и Савва Морозов, который был влюблен в жену Горького и являлся фактически исполнительным директором МХТ.
Перед премьерой "Вишневого сада" Чехов нервничал, как никогда раньше. Страх того, что "прогрессивная" публика может отвергнуть его пьесу как аполитичную и неактуальную, поглотил его. Своими слезами над пьесой его не мог переубедить даже Станиславский.
К огромному сожалению, критики не оценили пьесу по достоинству и назвали её "Vivos voco, mortuos plango. Живых приветствую, мертвых оплакиваю". И оплакивали они именно Чехова.
Обида на Станиславского и Немировича-Данченко была невероятной. Вскоре писатель умер в немецком городе Баденвейлере в возрасте 44 лет от изнурительной чахотки, которая мучила его на протяжении пятнадцати лет.
Жена Горького часто конфликтовала с Немировичем и Станиславским. И однажды их стычка дошла до того, что в 1904 году она из МХТ, за ней ушёл Горький и безнадежно влюблённый Морозов, который собирался построить для Андреевой новый театр в Петербурге еще лучше, чем МХТ в Москве. За один день театр потерял ведущих авторов - Чехова и Горького, ведущую актрису и спонсора.
Театр спасла лишь внезапная смерть Морозова. Идея нового театра в Петербурге сошла на "нет". И Андреева вместе с Горьким вернулись в МХТ.
К сожалению, Чехова было уже не вернуть.
Спасибо, что дочитали до конца. Я надеюсь, что вы скучали по моим статьям.
Еще одна прекрасная книга Соломона Волкова, которую хочу вам посоветовать к прочтению.
Подписывайтесь и оставайтесь