Продолжение истории кёнигсбергского квартала Ластади. Начало – в предыдущей статье, ссылка на которую в конце данного материала …
После войны территория Ластади имела не менее апокалиптичный вид, нежели остров Кнайпхоф. Выжженные остовы складов было решено сравнять с землёй, а территория долгое время стояла без использования, пока в 1978 году по центру пустыря не был построен Дворец спорта «Юность».
В 1990 году к основному комплексу был добавлен 50-метровый бассейн. Сейчас внутри располагаются детско-юношеские школы олимпийского резерва по легкой атлетике и плаванию и спортивная школа по художественной гимнастике.
Любопытную историю строительства этого объекта поведал изданию «Страна 39» заслуженный строитель России, ветеран восстановления Калининграда Александр Ильин, который в начале 1970-ых являлся главным инженером «Калининградстроя». С его слов идею нового спортивного объекта предложил тренер Заваляускас, которому хотелось на пустыре возвести комплекс крытых кортов, использовав для этого старый немецкий авиационный ангар на окраине города. Идею поддержал председатель горисполкома Виктор Денисов. Получив одобрение от военных, которым принадлежал ангар, его разобрали, сложили «в неприметном месте» и начали заниматься подготовкой проекта.
После утверждения плана, начались работы на месте: вырыли котлован, вбили сваи. Но, когда приехали забирать фермы (стержневая система в строительной механике), выяснилось, что они частично разворованы. Пришлось искать специалистов в Калининграде, способных произвести недостающие элементы немецкой конструкции, которых на тот момент в СССР не делали. Нестандартный заказ выполнил ремонтно-механический завод треста «Главстроймеханизация».
Кстати, по первоначальным документам объект проходил под названием «спортивная школа», но, когда принимающая комиссия увидела величественное здание, его переименовали в «Дворец спорта». По всей видимости тогда же появилась идея украсить фасад здания большой композицией на спортивную тему в античной стилистике, выполненной в технике сграффито дизайнерами Кошкиным и Балдецкой.
В стенах «Юности» писалась финальная страница творческой истории великого советского поэта, актёра и музыканта Владимира Высоцкого. С 18 по 22 июня 1980 года в Калининграде прошли его финальные в жизни гастроли. За пять дней он давал по 4 выступления (в 13-30, 16-00, 18-30, 21-00) на двух площадках: ДС «Юность» и кинотеатр «Россия». Чтобы уложиться в график, продюсер привёз также группу «Земляне» и джаз-ансамбль «Диапазон», которые играли на одной сцене, пока Высоцкий пел на другой.
Последний концерт (а точнее чтение стихов без гитары и общение со слушателями, т.к. у одного из талантливейших исполнителей СССР сел голос) на калининградской земле состоялся во Дворце спорта под немецкой крышей.
В честь этого события, после смерти поэта на фасаде «Юности» появилась памятная табличка, а в 2006 году в Центральном парке Калининграда был установлен памятник Высоцкому работы Саитова. Есть в нашем городе и улица имени любимого артиста многих граждан страны под названием СССР.
Справедливости ради отмечу, что выше речь шла о финальных гастролях, официально же последний концерт талантливый музыкант дал 16 июля того же года, по странной логике судьбы, в … Калининграде, но подмосковном, который сейчас называется Королёв.
Пространство с тыльной стороны Дворца спорта в советском Калининграде застроили типовыми многоэтажками, а участок перед центральный входом превратился в проезжую часть, парковку и набережную, вдоль которой можно встретить причальные «карманы», спуски к воде - наследие Ластади. В Кёнигсберге же в этом месте была безымянная площадь, где располагались железнодорожные поворотные круги, к которым сходились рельсы. Одно из них было у южного торца гостиницы «Holiday Inn» и не так давно хорошо просматривалось, как и рельсы, шедшие параллельно улице Виктора Гюго.
На бывшей набережной Хундегатт, именуемой в современном Калининграде именем Петра Великого, в 1978 году поставили памятный знак рыбакам-пионерам океанического флота. В те годы эта профессия была сопряжена с частыми трагическими эпизодами. В центре композиции бетонная стела в виде двух стилизованных парусов рыбацкой шхуны разных размеров (самая высокая часть - 20 метров). Эпитафия на восточной стене: «Светлой памяти рыбаков погибших в море». В советское время некоторые краеведы утверждали, что в идее композиции не паруса, а две ладони, сложенные в молитве.
Южнее этого монумента в декабре 2009 года на высоком постаменте установили памятник Николаю Чудотворцу, который освятили в следующем году. Скульптор Исаков облачил святого в епископское одеяние, в руках у него меч и макет Кафедрального собора Христа Спасителя, на голове – митра. На сопроводительной таблице написано, что образ Николая Чудотворца «связан с памятью чудесного избавления русского города Можайска от нападения воинственных кочевников на рубеже XIII-XIV веков».
Как РПЦ и скульптор смогли связать эту историю с Калининградом мне неведомо и уж тем более непонятно зачем было устанавливать большой памятник буквально в метрах от скорбного монумента, действительно связанным с историей нашей области.
Впрочем, определённая историческая логика появления образа святого Николая есть. И я в этом вижу очередную усмешку истории. Дело в том, что Откара II, отправился в поход на покорение прусской земли Самбия в день почитания Святителя Николая. Ну, всё тогда у рыцарей основывалось на символах. После того успеха и закладки будущего Королевского замка, тевтонцы посчитали, что этот святой должен стать покровителем Кёнигсберга. Именно поэтому первая церковь была освящена именем Николая. На том история не заканчивается. В 1985 году в самом атеистическом крае СССР была зарегистрирована первая православная община, которой передали здание бывшей лютеранской кирхи Юдиттен, освященной как … Свято-Никольский храм. Но и это не всё: согласно статистике, у первых переселенцев Калининградской области наибольшей популярностью пользовалось такое имя для новорожденного мальчика как Николай.
После развала СССР Калининградская область стала местом паломничества немцев, как бывших жителей этих мест, так и их потомков. Калининград не был готов к такому наплыву туристов, не хватало гостиниц. Их строительство бы затянулось, а зарабатывать хотелось «здесь и сейчас», поэтому бизнес принял оригинальное решение – аренда круизных судов с Волги и Дона. В июне 1992 года на реке Преголя, у набережной Баграмяна, открылась первая плавучая гостиница, которую назвали на радость немецкому туристу – «Ганза». Отель организовали на борту круизного теплохода «Георгий Дмитров», 1979 года постройки. Цены за номера-каюты были в немецких марках. Осенью 1994 года теплоход ушёл обратно на Волгу, а его место занял двухпалубный теплоход «Пинега», работавший до этого в Северном речном пароходстве. В начале 2000-ых эпоха гостинично-теплоходного бизнеса в Калининграде подошла к своему завершению. «Пинега» в 2002 году продали и перегнали в Польшу, где судно также служило плавучей гостиницей в Щецинском заливе.
В юго-западной части бывшего Ластади, вдоль реки Преголя, где были причалы и большое зернохранилище, расположился один из самых посещаемых туристам объектов Калининграда – первый в России комплексный морской музей. На бумаге Музей Мирового океана был основан в 1990 году, но первых посетителей принимал в 1994 году, когда у причала пришвартовалось научно-исследовательское судно «Витязь». В 2000 году рядом с ним на вечную стоянку встала «вышедшая в запас» дизель-электрическая подводная лодка Б-413, а годом позже к ним присоединилось легендарное судно «Космонавт Виктор Пацаев». В 2003 году завершили строительство главного корпуса и можно считать, что именно с этого момента музей превратился в узнаваемый в России морской комплекс.
Постепенно Музей Мирового океана стал обрастать новыми экспонатами, корпусами и переданными ему в управление объектами исторического наследия, такими как Королевские ворота, Фридрихсбургские ворота, маяк Риндерорт в посёлке Заливино. По данным самого же музея за год около 100 000 единиц хранения в 14 музейных объектах посещают более 1,3 миллиона человек.
Без сомнения за три десятка лет работники музея, своим титаническим трудом и фанатизмом, достойным уважения, изменили облик района. Вновь, как и в Кёнигсберге, турист спешит сюда, чтобы потеряться, только уже не в узких улочках Ластади, а среди экспозиций судов. А фотографии нового вида этой части города вновь появляются на открытках.
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.
P.S.: Подборка статей «Ластади Кёнигсберга и Калининграда»:
- Часть 1/2: Фахверковые склады, шпайхерские марки и железнодорожные кольца.
- Часть 2/2: Последний концерт Высоцкого в «Юности» с немецкой крышей, святой Николай и Музей мирового океана.