Найти в Дзене
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

«Ластади» в Кёнигсберге: фахверковые склады, шпайхерские марки и железнодорожные кольца.

Портово-складской квартал Ластади – уникальное место Кёнигсберга, район в районе или даже город в городе, со своим законом и негласными правилами. Над высокими однотипными амбарами с утра до вечера раздавались крики грузчиков, в лексиконе которых были далеко нелитературные слова, по узким улочкам невозможно было пройти, не покрывшись пылью и не получив ушиб от пробегающего мимо работника или телеги, везущей множество мешков, запахи, наверняка соответствовали обороту речи местных жителей. Удивительное дело – всё это и тянуло в рабочий квартал множество туристов, заезжавших в Кёнигсберг. Склады с фахверковыми фронтонами часто оказывались на фотокарточках из славного города на Прегеле. К сожалению, только эти снимки и дают нам сейчас представление о том, каким был квартал вдоль реки Преголя, где сейчас расположены Дворец спорта «Юность» и Музей Мирового океана с прилегающей территорий жилых кварталов.

Романтика фахверка Ластади.
Романтика фахверка Ластади.

В принципе Ластади не были уникальным явлением, их можно было встретить и в других городах, например в Любеке, Ростоке, Штральзунде и Штеттине, но, пожалуй, в Кёнигсберге, они стали по настоящему большим историческим пластом, неотъемлемой и узнаваемой архитектурной частью города со своими особенностями и отличительными знаками.

-2

Есть три версии этимологии этого слова, которые можно считать дополнением друг друга. Немецкое слово Lastsdie могло быть позаимствовано от латинского Lastadium (Lastagium), что переводится как «погрузочная пристань», «зона погрузки». Также в немецком языке есть схожее слово Ladestellen – «погрузочный пункт». А в северогерманском диалекте имеется заимствование из голландского языка – Ballast, где «bal» - «плохой», а «last» - «груз». Если соединить воедино этих варианта, то мы и получим первоначальное предназначение кварталов: Ластади – место у пристани, где разгружается и складируется груз, местами опасный и легко воспламеняемый.

-3

Первое Ластади появилось в год получения Альтштадтом городских прав. 26 февраля 1286 года ландмейстер Тевтонского ордена Конрад фон Тирберг не только назвал городом поселение южнее замка, но и передал ему землю под склады вдоль восточной части пролива Хундегатт («собачий», соединяющий два рукава Прегеля), на острове, который тогда назывался Фогтсвердер, а сейчас известный нам как остров имени Канта. Эту территорию назвали незамысловато – Der Kai («набережная»). Однако, в 1327 году уже и сам остров стал городом Кнайпхоф, поэтому Альтштадту пришлось переносить склады на другую свою территорию.

Ластади на карте Кёнигсберга.
Ластади на карте Кёнигсберга.

Так и появились те самые легендарные альтштадские Ластади уже на западном берегу Собачьего пролива, на территории существовавшего к тому моменту района Лаак, административно являвшегося слободой Альтштадта и находившегося сразу за городскими воротами.

-5

Если посмотреть на нынешнюю карту города, то квартал Ластади огибал набережную реки Преголя, начинаясь на севере от улицы Виктора Гюго (там, где сейчас стоит гостиница «Holiday Inn») и далее пролегая вдоль набережной Маршала Баграмяна, заканчивался в районе её пересечения с улицей Красноярской.

-6

Первые складские постройки появились в 1327 году вдоль Хундегатта, а уже в 1339 году Ластади упоминается как небольшой порт (гавань), который принимает суда и грузы, идущие по Прегелю со стороны Балтийского моря и залива, через таможенный пункт «Голландское бревно» (нем. Holländerbaum).

-7

Работа квартала и его экономическая составляющая регулировалась так называемым складочным (штапельным) правом, введённым ещё во время тевтонцев во второй половине XIV века и окончательно упрощенное в XVIII веке. Суть его заключалась в том, что любой иногородний купец (в Кёнигсберге преобладали голландцы, отсюда и название таможенного пункта), заходя в город должен был полностью выгрузить свой товар в Ластади и некоторое время торговать им без наценки в специально отведённом месте. Закон благоприятно влиял на Средневековые города, позволяя обеспечивать их необходимыми товарами по приемлемым ценам, а также обогащать работников складов и казну города за счёт оплаты аренды помещений и пошлин.

-8

Все строения Ластади, которые назвались «Шпайхер» (нем. Speicher, «склад», «амбар», «хранилище»), были выполнены в однотипном фахверковом (от нем. «fach»-«секция», «werk»-«работа») стиле: здания представляли собой каркас, образованный системой горизонтальных и вертикальных мощных деревянных брусьев с заполнением промежутков кирпичом, глиной и прочими материалами. В Германии фахверк считался элементом крестьянской, дешевой архитектуры. Из-за широкого распространения в деревнях Пруссии, его ещё назвали «прусской стеной».

-9

Шпайхеры Ластади имели высоту в 5-7 этажей с узким фасадом, стояли плотно друг к другу. На каждом этаже можно было увидеть большое количество деревянных дверей и окон со ставнями. Венчал конструкцию самый узнаваемый элемент под крышей, который в народе называли «клювом».

-10

Все двери шпайхеров функционально продуманы. На первом этаже располагалось два вида дверей: широкие для повозок и узкие для обычного рабочего с мешком за спиной, которые вели к лестнице на второй этаж. На остальных этажах по центральной оси располагалась дверь в рост человека, с помощью которой принимался груз. А вот по бокам от неё шли окна с деревянными ставнями, которые использовались для проветривания помещений и открывались поочерёдно, чтобы ветер «гулял».

-11

Находящийся под крышей выступающий эркер с «клювом» являлся одним из важнейших элементов амбара - в нём располагался подъемный механизм с лебёдкой, посредством которого поднимали груз на поддоне до нужного этажа, где его принимал складской работник.

Схема с нумерацией домов через шпайхерские марки.
Схема с нумерацией домов через шпайхерские марки.

Нумерация домов в Пруссии, которую священники по началу называли «меткой сатаны», появилась только в эпоху Фридриха Вильгельма I, согласно приказу по армии от 1737 года (вызвана потребностью улучшения координации войск, расселяемых по квартирам в городах). До этого же дома в Средневековье отличали друг от друга с помощью так называемых «хаусмарок» (от нем. «haus»-«дом», «marke»-«отметка, знак») - табличек с непохожими друг на друга барельефами, которые в Ластади были доведены до уровня настоящего искусства. Здесь они назывались «шпайхерская марка».

-13

Фантазия хозяев амбаров была многогранна: помимо классического для Восточной Пруссии использования образов диких и домашних животных, на барельефах можно было увидеть рыб, растения, людей разных профессий, а также целые мифологические сюжеты. После королевского указала на стенах склада появились единые указатели адреса, а под шпайхерской маркой добавился обязательный бетонный блок с именем хозяина помещения и годом основания.

-14

Фахверковые высотные амбары, плотно прижатые друг к другу и заполненные доверху легко воспламеняемыми грузами, были крайне опасны для города, поэтому их с самого начала вынесли за пределы городских ворот и поставили ближе к воде. Пожары случались часто и порой даже не помогали меры дистанцирования шпайхеров от жилых построек. Так в 1764 году возгорание, начавшееся на паруснике, пришвартованном у Ластади, перекинулось на склады. Из-за ураганного ветра огонь перебросился дальше, в итоге сгорело более 3,5 сотен домов, несколько кирх и здание Лёбенихтской ратуши. Можно вспомнить как минимум ещё пять страшных пожаров, начинавшихся в этом квартале, последний из которых произошёл в 1839 году.

Пожарная вахта "Главная-Альтштадт".
Пожарная вахта "Главная-Альтштадт".

1 апреля 1858 года была сформирована первая профессиональная пожарная команда. Лишним доказательством опасности этой части города являлось то, что Главную пожарную вахту (Альтштадтскую) открыли именно возле торгово-складского квартала. Это внушительное строение из красного кирпича со смотровой фахверковой башней располагалось там, где сейчас по улице Виктора Гюго стоит старое немецкое здание насосной станции с крышей – пирамидкой.

Железнодорожные пути в Ластади.
Железнодорожные пути в Ластади.

Во второй половине XIX века частью инфраструктуры Ластади стали железнодорожные пути. Дело в том, что в 1865 году в районе Лаак, по соседству (западнее) с портово-складским кварталом на Лицентграбенштрассе (совр. ул. Мариупольская) построили железнодорожный вокзал, который называли Лиценским или Пиллауским. Здесь же была станция узкоколейной дороги, а с 31 мая 1895 года вокзал стал конечной станцией электрического трамвая.

Железнодорожное круговое кольцо.
Железнодорожное круговое кольцо.

По такому случаю через улицы Ластади проложили железнодорожное полотно, ветки которого сходились у нескольких поворотных круговых развязок близ причала. Принцип работы: вагон загоняли на круг и разворачивали на нужную ветку. Тяговой силой были ломовые лошади.

-18

13 июня 1924 года торжественно открыли новый Кёнигсбергский порт с современными гаванями. В 1930 году он уже имел 100 тыс. кв.м. складских площадей, был оснащён 30-ю электрическими кранами и считался одним из самых передовых на Балтике. К этому моменту Пиллауский вокзал перестал осуществлять пассажирские перевозки.

-19

Можно сказать, что на этом история уникального района Ластади в Кёнигсберге завершилась, он морально и технически устарел, но всё же продолжал работу как вспомогательный и может быть сегодня эта территория была бы прекрасным историческим комплексом под открытым небом. Впрочем, нам это не дано узнать, так как деревянные фахверковые строения сгорели буквально за несколько часов в огненном смерче, устроенном британской авиацией в ночь с 29 на 30 августа 1944 года, разрушительной силой которого были зажигательные бомбы.

-20

Ластади остались частью истории, как и город Кёнигсберг, но на месте этого квартала появился советский район уже Калининграда, о котором будет рассказ в следующей статье. Продолжение следует …

© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).

Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.

P.S.: Подборка статей «Ластади Кёнигсберга и Калининграда»:
- Часть 1/2:
Фахверковые склады, шпайхерские марки и железнодорожные кольца.
- Часть 2/2:
Последний концерт Высоцкого в «Юности» с немецкой крышей, святой Николай и Музей мирового океана.