Пловец сборной России Климент Колесников дал интервью РИА Новости Спорт, где рассказал о хейте, завершении карьеры и смене гражданства.
— Сбылись ли детские мечты в спорте, если не думать о золотой олимпийской медали, которую пока завоевать не удалось?
— С детства всегда так — у каждого мечта завоевать олимпийское золото, это даже навязчивая мысль. Но когда начинаешь заниматься профессионально, появляются успехи в плавании, ты для себя выстраиваешь определенную цепочку, ступеньки, по которым взбираешься, и представляешь Олимпийские игры более реальными.
— Вы будете готовиться к Парижу, а к Играм в США уже сложно из-за возраста? Если не допустят до ближайшей Олимпиады, карьера закончится?
— Нет, таких мыслей нет в силу того, что у нас появляется все больше и больше альтернатив. С одной стороны, хочется выступать с иностранцами, конкурировать именно в одном месте и в одно время, но если так все складывается… Есть не одно количество альтернативных соревнований, где можно выступать, показывать себя. Там результаты будут приравниваться к зарубежным и вноситься в мировые протоколы.
— Из ваших уст это звучит так, что Олимпиада перестает иметь значение.
— Олимпиада уже не имеет такого, как раньше, потому что начались все политические движения. Самый главный принцип теряет смысл. У меня просто изначально не было такого представления об Олимпиаде, как о чем-то святом. Когда я маленький был, да, считал это чем-то нереальным. Когда попадаешь туда, понимаешь, что ничего такого особенного нет. Просто навязчивый стереотип, что Олимпийские игры — нечто важное. Все упирается в политические схемы.
— Не олимпийский чемпион, но мировой рекордсмен — это греет душу сейчас во время отстранения?
— Хороший вопрос. Это одна из причин, почему для меня Олимпиада не является чем-то таковым. Рекордсмен мира будет на планку выше олимпийского чемпиона.
— Но олимпийским чемпионом становятся навсегда, а рекорд могут побить.
— Да, понимаю. Но гораздо круче, когда твой рекорд стоит 8-10 лет, его никто не может побить, все стремятся. Например, кто-то выигрывает Олимпийские игры, на следующие же не едут с мыслью обогнать того, кто победил в прошлый раз. Все стараются показывать рекорды, гонятся за временем. Почти все мои рекорды сейчас побили, что 50 метров на спине, что 100 на спине. У меня остался единственный — 50 метров на спине в коротком бассейне.
— Переживаете, что и его в ближайшее время побьют?
— Я буду только рад этому.
— Почему?
— Когда установил первый рекорд, думал, что это навсегда. Как только его побили, для меня это было расстройство, потому что я так старался, а его так легко превзошли. Потом следующие рекорды тоже сразу же побили. Гонка всегда за временем идет, все соревнуются за секунды. Именно они решают, ничего больше.
Если мой рекорд побьют, будет показатель, что я не самый лучший. Появляется азарт. Когда бьют твой рекорд, приходит осознание, что это не предел скорости.
— В плавании уже есть те, кто сменил сборную. Вы понимаете их?
— Я спокойно могу поставить себя на место другого человека и, исходя из его положения, поразмыслить, почему так произошло. У меня все сходится спокойно, если смотреть с точки зрения конкретного человека. Не суди и не судим будешь. Ничего такого страшного не произошло. Если, конечно, смотреть с другой точки зрения, более обширной, не вникая, выглядит плохо. Но у всех разные ситуации и жизнь.
Зачем вообще заставлять человека делать то, что он не хочет? Может, я завтра плавать не захочу больше, приду и скажу, что завязываю, а все меня станут уговаривать и потом осуждать. Зачем все это?
— В каком случае вы бы сами на такое решились?
— Я не думал об этом, потому что у меня другая жизнь и другие приоритеты.
— Сейчас в Госдуме думают над законом, согласно которому обяжут спортсменов, сменивших гражданство, выплатить всю сумму, которую на них потратили из госбюджета. Что вы думаете по этому поводу?
— А если ребенок в 18 лет покидает семью и больше не хочет общаться с родителями, ему тоже нужно будет возмещать затраты? Это странно. Я не "против" и не "за". Заметил, что с каждым годом все быстрее и быстрее хотят что-то сделать и куда-то торопятся. Нужно подумать хорошо. Ну примут и примут, закон есть закон, куда мы денемся. Страна — семья. Она вкладывалась в ребенка, но и потом продолжает вкладываться.
— Как относитесь к идее выступить на Азиатских играх?
— Думаю, что не хотел бы принимать участие с теми условиями, которые нам могут предложить. Выступать по тем рекомендациям МОК странно.
С другой стороны, я не вправе это решать. Мы склонились к такому мнению, что это будет решать министерство спорта.
— Двукратная олимпийская чемпионка по легкой атлетике Елена Исинбаева недавно заявила, что продолжит работу в МОК. Она, имея звание майора, сказала, что воинские звания, полученные в период выступления за ЦСКА, имеют номинальный характер. Справедливо ли на нее обрушилась волна хейта?
— Хейт всегда был. Много кого хейтили и раньше, все равно все заканчивается тем, что переключаются на другое. Я не вправе судить, потому что не знаю человека, не смогу поставить себя на ее место. Думаю, в любом случае найдет выход, никто еще из-за хейта не умирал.