В художественных книгах больше ограничений, чем свободы. Особенно когда дело касается пересечений вселенных — воображаемой и реальной.
Можно ли использовать в качестве персонажей Макса Ферстаппена и Серхио Переса, рассказывать вымышленную историю о британском шпионе, который работает механиком в команде Ред Булл Рейсинг и путешествует вместе со всей гоночной командой по миру — описывая в точности все реальные декорации и подробности?
Можно ли проникнуть в сюжете художественной книги в настоящую штаб-квартиру корпорации Хонда в Токио, устроить там шпионское приключение для персонажей — среди которых тоже будут реальные директора?
Можно — но при условии. Если вам уже не терпится, то бегите скорее читать роман «Замок Альбедо» (Стелла Фракта) — а здесь я расскажу, как невозможное возможно, и почему мечтатели — опасные люди.
Мечтатели – опасные люди… Люди мечтают в темноте, видят сны по ночам, а алхимики имеют смелость делать это при свете дня – и не боятся того, что мечты воплотятся в реальность.
— Замок Альбедо, Стелла Фракта
Работа над романом «Замок Альбедо» началась одновременно с началом гоночного сезона Формулы-1, ранней весной. Хрононимиконом (временной шкалой) послужило реальное расписание уик-эндов на 2023 год, топонимиконом (географическими указателями) — трассы и столицы городов государств, где проходят гонки.
Не считая сюжетные эпизоды в Берлине, Лондоне и Москве, основное действие происходит осенью 2023 года в локациях:
- Сингапур (Сингапур, Городская трасса Марина Бей, 17 сентября);
- Токио и Судзука (Япония, Трасса Судзука, 24 сентября);
- Доха (Катар, Международный автодром Лусаил, 8 октября).
Опережая вопросы: реально существующие места и названия использовать в художественных произведениях можно. Также можно использовать детали их внутреннего устройства — если это публичная информация, а не тайна. Приукрашивать и привирать тоже можно — и это будет называться художественный вымысел и адаптация. В моих произведениях все обычно правдоподобно донельзя — потому что я во многих местах была лично или сделала предварительное исследование. Например, в «Невероятном шпионском детективе», приквеле «Замка Альбедо», и Москва, и Лондон, и Париж, и Флоренция — очень настоящие.
Я вообще собиралась и в Токио (как минимум, на выставки Тадаото Каиносё / Tadaoto Kainosho и Юдзо Саэки / Yūzō Saeki), и на какой-нибудь уик-энд Формулы-1 (где визу проще), но по здоровью не смогла. Почему — отдельная история (Книга за 3 недели. Цена успеха, цена ошибки).
Red Bull Racing и Ротештир
Я очень люблю команду Red Bull Racing (пилотов, инженеров, директоров), как мастеров своего дела, как шоуменов и алхимиков. Видеть изнанку гоночного представления — целое приключение: это и бэкстейдж на паддоке, и матчасть тачек, технологий, операционки отлаженной системы по технической части, а также по части пиара и позиционирования себя на сцене.
Большой цирк это сцена — с машинерией за кулисами.
Пилоты – рок-звезды, но за ними стоит целая команда – и каждый выполняет свою важную, незаменимую на время сезона роль. Все работают вместе, сутками оборудуют боксы, приносят комплекты покрышек, запасные моторы, коробки передач, композитные материалы и топливо, сутками собирают грузовые контейнеры, которые потом отправляются за океан на уик-энды в далекие страны, ночами доводят до совершенства конфигурацию болида, если можно не соблюдать комендантский час… На командном мостике и у мониторов – настоящий центр управления космическими полетами, каждая секунда на счету, а во время пит-стопа важна каждая мелочь, каждый сантиметр и каждое движение.
Чтобы сменить одно колесо задействуется три человека: ставящий, в защитных перчатках – потому что покрышка уже заранее разогретая, из чехла; гайковерт, в ярко-желтых перчатках, чтобы подать визуально заметный сигнал об окончании процедуры, поднимая руку вверх; снимающий – и отбрасывающий прочь, желательно не в коллегу – покрышку, тоже раскаленную. Мировой рекорд самого короткого пит-стопа установила бригада болида, пилотируемого Максом, четыре года назад.
Личности механиков и инженеров не раскрываются, а вот звездные пилоты и имена Быков на командном мостике обычно у всех на слуху.
— Замок Альбедо, Стелла Фракта
Использовать имена реально существующих людей — публичных личностей — нельзя. Использовать личности реально существующих людей в качестве прототипа можно, если сделать их оригинальными персонажами, назвать иначе, наделить характером, пусть и узнаваемым, но авторским — и все обустроить безопасно.
Макс в тексте зовется либо просто Максом, либо Максом Вермеером. Когда Макс делает что-то, что делал реальный прототип, он ведет себя как Макс Ферстаппен — на интервью, видео или иных публичных выступлениях — и не говорит ничего, что бы противоречило его прототипу или исказило его образ.
Иными словами, если лингвистически и смыслово не нарушать образ прототипа, не называть прототип его настоящим именем, дать персонажу позиционирование и слова, не противоречащие прототипу, и, при необходимости, в предисловии/послесловии заявить, что автор вдохновлялся и в восхищении, то к вам не приедет служба безопасности Ред Булл Рейсинг и Кристиан Хорнер собственной персоной.
Давайте разберем подробно одну сцену (вдохновленную Red Bull Racing Season Launch 2023), там же будет и про называние команды, и про других публичных личностей — членов команды и не только.
– Вы все помните тот самый РШ14, который расписал Мистер Дудл для благотворительного аукциона «Крылья для жизни», – говорил Пирс. – Художник создал произведение искусства поверх манифеста автомобильной промышленности – а Макс и Серхио подписали его на торцевой пластине заднего крыла. Дудл-быка продали за двести двадцать тысяч фунтов стерлингов – а вырученные средства пошли в фонд, занимающийся финансированием лечения повреждений спинного мозга. На открытии сезона меня еще спрашивали, почему я не надел костюм, как у Мистера Дудла – черно-белый, с узором…
Оператор вовремя выхватил кадры с ассистентом, подающим из-за спин спикеров чехол – очевидно, с костюмом внутри. Команда улюлюкала, они уже догадались, что время костюма, наконец, пришло…
– Макс, тебя решено нарядить в костюм, – объявил Пирс. – Такова инструкция от главного гоночного инженера.
– От физиотерапевта! – выкрикнул Даниэль Риццо.
Зрители разразились хохотом, Макс Вермеер уже поднимался с лавки, чтобы забрать чехол, на молодом лице была улыбка от уха до уха.
– Даниэль, ты абсолютно прав, – добавил директор. – И я расскажу тебе секрет – уже от твоего тренера.
В руках Пирса оказался второй чехол, Вермеер уже указывал пальцем на Риццо и гоготал, возвращаясь на место.
Потом настала очередь Серхио Пелаеса забирать одеяние с эксклюзивным дизайном известного художника-граффитиста, но Кума уже не следил за видеозаписью – он отвернулся от экрана, задумчиво уставившись перед собой, в сторону широкого окна с огнями ночного Токио.
— Замок Альбедо, Стелла Фракта
Ред Булл Рейсинг играет большую роль в сюжете книги, мне нужны были Быки как элемент системы символов романа. Гоночная команда выставляется в положительном ключе, однако я пошла на компромисс — и заменила название, со слезами на глазах.
Вообще в жизни очень много классных вещей, лучше которых уже ничего не придумать, и приходится выкручиваться.
Команда Red Bull Racing в романе «Замок Альбедо» зовется Ротештир. На русский манер написания и стильно (потому что австрийско-немецкий символизм, и красный бык, и игра слов, не искажающая оригинал), и юридически безопасно.
РШ14 из отрывка — в реальности RB14, болид с гонок конструкции 2018 года. Ну и он был мне нужен, у меня там с ним один момент с шуткой и игрой слов добавлен, к счастью, удалось обыграть и замену.
Мистер Дудл — реальный художник, который расписал реальный болид, и «Крылья для жизни» в реальности Wings for Life, благотворительная организация. Болид с артом и автографами реально продавали на аукционе. Упоминать Мистера Дудла можно, он ничего в романе не делает, он просто есть в одном месте как имя за кадром.
Костюмом с принтом, как на болиде, на реальном шоу открытия сезона 2023 ведущий дразнил директора команды, Кристиана Хорнера. Хорнера было не смутить — и я показала, как он использовал идею для пиара в дальнейшем.
Кристиан Хорнер в романе стал Кристианом Пирсом. С ним подход аналогичный Максу: говорит то, что в интервью и видео, назван символично, но иначе, не выходит из образа своего персонажа.
– А я чем занимаюсь, угадаете?
– Вы алхимик.
– Алхимик? – изумился Кристиан.
– Воплощаете мечту в реальность. Опасный человек.
«Замок Альбедо», Стелла Фракта
Серхио Перес получил имя Серхио Пелаес; Даниэль Риккардо получил имя Даниэля Риццо. Остальные участники не называются полным именем, только по first name, и узнать их может только тот, кто знает, кто есть кто в команде.
Honda и Нонода
Японская автомобильная корпорация Хонда — крупный партнер Ред Булл Рейсинг. Хонда по тем же соображениям, что и гоночная команда, была переименована — в компанию под названием Нонода.
Дарио докладывал ему события с паддока, Ричард следил за новостями и смотрел трансляции свободных заездов и квалификации по местному телевидению. Сейчас на канале Фудзи с прямого эфира вещали представители корпорации Нонода, поставляющей силовые установки для гоночных автомобилей Ротештира, по обыкновению расписывая чудесные перспективы технологий будущего, ставших реальностью уже сейчас. Президент и глава центра Мастерства инновационных исследований отвечали на вопросы про новые стандарты силовых установок для Формулы-1 по регламенту, который по решению Международной автомобильной федерации вступит в силу через три года.
Нонода отказалась от содержания собственной команды – но активно участвовала в гоночной жизни с помощью разрабатываемых технологий. Отношения Ротештира и Ноноды были партнерскими, они объединили усилия и поделили поле деятельности, пусть и в пересекающихся сферах они, несомненно, были конкурентами.
— Замок Альбедо, Стелла Фракта
Японцы любят давать компаниям названия по имени создателя. Хонда не исключение. Хонда — распространенная японская фамилия, по значению содержащая смыслы «основа» и «рисовое поле».
Когда я искала замену названию Хонда, было непросто — потому что по выборке топ-100 распространенных японских фамилий уже зарегистрирована какая-то компания: технологическая, по разработке ПО, по производству аксессуаров для велосипедов, ремешков для часов, натуральных и экологичных полов татами…
У каждой фамилии уже был бренд и компания. Использовать их было бы еще хуже, чем использовать оригинальное наименование.
Мне очень нравилось название Нода. Лаконично и стильно, как Хонда — но Нода. Но Нода уже чья-то… Путем незамысловатых преобразований я сотворила Нонода — которая, к счастью, тоже является фамилией, пусть и не распространенной, но реальной.
Шоу – и шоумены. Настоящий большой цирк… Нонода создает продукцию будущего – однако ее нужно кому-то рекламировать и продавать.
Как с роботами – все любят роботов. Айзек – робот-гуманоид, названный в честь писателя-фантаста и его трех законов робототехники, стоявший в выставочном зале штаб-квартиры больше двух десятилетий, стал визитной карточкой Ноноды – потому что говорил на языке жестов, вел себя, как человек, наливал кофе в бумажный стаканчик и прыгал на одной ноге как ребенок.
Технологии Айзек дали виток целому направлению для разработки мобильных автономных систем и систем с удаленным управлением – но всем запомнится робот… Как и Дудл-бык и пилоты Формулы-1, разодетые в узорчатые костюмы с фирменными логотипами команд.
— Замок Альбедо, Стелла Фракта
Айзек — отсылка к Асимо, роботу, который был дорогой по производству как космолет, разработку которого приостановили, но Асимо стал визитной карточкой Хонды — а не мотоциклы или тачки.
Асимо назван в честь Айзека Азимова, я решила не рисковать и назвать Асимо Айзеком. Всем понравилось.
Кстати, искусственный интеллект, помощник водителя в автомобиле по имени Хана (Hana, Honda Automated Network Assistant) так и остался Ханой, потому что Хана такая не одна, как оказалось, есть другие разработки других компаний, которые делают нейронки и прочее с таким названием.
Штаб-квартира Хонды находится в Токио, район Минато, я использовала декорации реального здания: такой же шоурум на первом этаже с публичным доступом, зал для публичных встреч на втором этаже, а остальные этажи (две башни, 6 этажей и 17 этажей) под офис.
Вся информация была публичной, никаких инсайдерских тайн, немного здравого смысла и художественного вымысла — например, про то, как выбираться из застрявшего обесточенного лифта.
Будете читать и про Хонду, и про Ред Булл Рейсинг на паддоке — будет ощущение, что вы там находитесь.
Остальное
В романе «Замок Альбедо» очень много фактов по технологиям, закулисью Формулы-1, искусству как Японии, так и Европы, очень много философии и психологии — потому что это настоящая интеллектуальная проза.
Чего только стоят лекция из музея современного искусства в здании Токийского вокзала (про Каиносё), или лекция в библиотеке Пибоди при Университете Джонса Хопкинса в Балтиморе от искусствоведа (про способы условной диссоциации первобытных племен)!
Или переводы с немецкого с комментариями от кандидатов филологических наук и докторов философских наук — про творчество и музыку и Игру в бисер.
Все для вашего развития и удовольствия, настоящий шпионский экшен с шикарным протагонистом и не менее шикарным антагонистом в шикарных декорациях.
Мы даже на вечернем ток-шоу с Яном Бемерманном на ZDF, Втором германском телевидении, побывали ради этого — и назвали Яна Бемерманна Яном Циммерманом, — и летали на частном самолете из Шереметьево, Терминал А, деловая авиация!
Про музей в Роттердаме (Нидерланды), Метрополитен-музей в Нью-Йорке и картину Брейгеля «Вавилонская башня», которая так и не стала обложкой книги, и картину фон Преннера по Брейгелю я расскажу в другой раз.
Полезные статьи для писателей в подборке или в группе Вконтакте про книги.
Про изнанку книжного бизнеса есть даже выпуск подкаста
Аудио-версия статьи — в подкасте «Голос писателя»: