Арт-бизнес — интересная и развивающаяся сфера, в которой ощущается острая нехватка специалистов: важно не только разбираться в искусстве, но и уметь правильно взаимодействовать с людьми, организовывать события и продавать произведения. Как любят говорить сами арт-менеджеры: «Любой искусствовед может стать менеджером, но любой менеджер искусствоведом стать не может». Как добиться успеха в арт-бизнесе, поделились эксперты Арт-факультета университета «Синергия».
Чем занимается арт-менеджер
Арт-менеджер — это своего рода связующее звено между творцом и его аудиторией. Его работа связана с управлением, продвижением и организацией проектов, связанных с искусством.
Поиск и привлечение талантов.
Арт-менеджер активно ищет талантливых художников, которые могли бы быть интересны публике. Для этого он изучает их работы, проводит встречи и обсуждает возможное сотрудничество.
Каждый арт-менеджер спасает творчество живописца, художника, дизайнера, чтобы человек не свернул с пути, не ушёл в какую-то другую сферу деятельности, повинуясь веяниям нужд сегодняшнего дня - поделилась Екатерина Манько, международный художник и арт-дилер
Организация выставок и событий.
Арт-менеджер работает с галереями, музеями и другими партнёрами, чтобы обеспечить успешное проведение выставок, аукционов, фестивалей и других событий, связанных с миром искусства.
Деятели искусства — это проявление мягкой силы, международной дипломатии. Сейчас эти люди топят лёд в дипломатии, политике, бизнесе. Потому что по направлению культуры мы можем продвигать ряд своих интересов, создавать имидж страны - сказала Екатерина Манько, преподаватель Арт-факультета университета «Синергия».
Управление проектами.
Арт-менеджер не только координирует все этапы проектов, связанных с искусством, но и разрабатывает планы, устанавливает бюджеты, контролирует сроки и ресурсы. Также он обеспечивает эффективное взаимодействие между всеми участниками проекта. Именно поэтому в учебные программы, которые готовят таких специалистов, входят дисциплины по бизнесу, маркетингу и лидерству.
Продвижение и маркетинг.
Арт-менеджер разрабатывает стратегии маркетинга, создаёт пресс-релизы, поддерживает связи с журналистами и блогерами, организует пресс-конференции и интервью, чтобы привлечь внимание к работам художников.
Консультирование и поддержка.
Арт-менеджер помогает художникам развивать своё творчество, строить карьеру, а также оказывает помощь в административных и юридических вопросах.
Россия — богатейшая страна, у нас огромное количество людей, которые покупают всё, что угодно, даже целиком коллекции Фаберже, и мы должны поддерживать живых художников, потому что это — наше будущее, это те люди, которые нас увековечат - говорит Екатерина Манько, международный художник и арт-дилер.
Что должен уметь арт-менеджер
Лариса Удовиченко, искусствовед, программный директор ярмарки современного искусства Art Russia и преподаватель арт-факультета университета «Синергия», рассказала, какими качествами должен обладать идеальный сотрудник:
- Этот человек должен быть очень ответственным, потому что, когда ты работаешь в сфере организации мероприятий, ты понимаешь, что от тебя, как от звена одной непрерывной цепи, зависит очень многое. Если ты нарушаешь что-то в своём процессе, то это может привести даже к срыву мероприятия.
- Очень важно, чтобы этот человек был многозадачным. В рамках проекта все сотрудники ведут несколько задач одновременно: от составления договоров и подписания актов до поиска спикеров и более масштабно — проводят экскурсии для VIP-гостей ярмарки.
- Важно обладать коммуникативными способностями: мы ведём много переговоров, у нас есть партнёры, с которыми мы должны общаться. Человек должен уметь где-то сгладить углы, если они возникают, где-то наоборот усилить, поднажать на кого-то, чтобы получить результат.
- Очень важно быть человеком, любящим искусство, это относится не только к искусствоведению, а ко всем сферам. Если ты профессионал, то безусловно любишь то, чем ты занимаешься. Без этого трудно жить и работать. Человек, который нашёл себя в своём деле — счастливый человек.
Также Лариса Удовиченко выделила ряд конкретных навыков, необходимых в работе арт-менеджера:
- насмотренность;
- хорошая память;
- знание иностранных языков;
- возможность соприкоснуться с техникой живописи (попробовать самому);
- многозадачность и осознанность.
Арт-менеджер — интересная и прибыльная профессия, но всё зависит от самого человека: насколько он инициативен, коммуникабелен и целеустремлён и какой круг знакомств в его профессиональной среде присутствует - сказала Лариса Удовиченко, искусствовед, преподаватель Арт-факультета университета «Синергия».
Материалы, которые вас могут заинтересовать:
7 книг для тех, кто хочет разбираться в искусстве
Как стать диджитал-художником и зарабатывать на цифровом искусстве
«Искусство не всегда надо понимать, иногда достаточно чувствовать», — культуролог об арт-терапии