Модели маневровых тепловозов с бесчелюстными тележками, выполненные в масштабе 1:87.
Нужно сказать, что оба тепловоза - достаточно редкие сами по себе, и встретить их в обычной жизни доводилось далеко не всем. Что же до моделей, то и модели этих тепловозов в миниатюре не выпускались, и вряд ли найдется дюжина человек, кто может похвастаться наличием у себя в коллекции этих машин.
Обе данные модели созданы моделистом из Санкт-Петербурга Дмитрием Милосердовым и опубликованы им на своей страничке в ВК (ссылка в конце статьи).
Модель ТЭМ3-017, в варианте приписки ТЧ-3 Тверь на 1997-1998 гг. выполнена путем конверсии из кита В. Бражника, телеги - 3D печать, декали А. Никитина.
ТЭМ3 - разработка Брянского машиностроительного завода, который в 1979 году изготовил тепловоз ТЭМ3-001, у которого тележки были выполнены с бесчелюстными буксами. На этом тепловозе сохранено все основное оборудование (дизель-генератор, тяговые электродвигатели, вспомогательные машины) тепловоза ТЭМ2; остались такими же сцепная масса, запасы топлива, песка, воды и масла, а также тяговые параметры тепловоза ТЭМ2.
В 1980 году ВНИТИ провёл сравнительные динамические испытания двух тепловозов: ТЭМ2 с челюстными и ТЭМ3-001 с бесчелюстными тележками. Испытания показали, что тепловозы с бесчелюстными тележками имеют более высокие динамические свойства по сравнению с тепловозами на челюстных тележках.
В последующие годы завод изготовил партию тепловозов ТЭМ3, которые поступили для эксплуатационных испытаний на железные дороги. Всего было выпущено 29 (из них 20 для МПС) тепловозов серии ТЭМ3.
Модель ТЭМ5-010, МЖТ Шушары, 2002 год. выполнена вручную; телеги, воздушные резервуары, СА-3 и тифон - 3D печать, декали А. Никитина.
Выпуская тепловозы ТЭМ2, Брянский машиностроительный завод с целью повышения экономичности одновременно вёл разработки по применению на этих тепловозах других дизель-генераторных установок. Ещё в 1966 году завод выполнил проект применения на тепловозе дизеля 6Д70 (8ЧН 24/27) мощностью 1200 л.с., тягового генератора ГП-319Б постоянного тока и тяговых электродвигателей ЭД-107. Затем был сделан новый вариант проекта с дизелем 3А-6Д49 (8ЧН 26/26), генератором ГП-319Б и тяговыми электродвигателями ЭД-107А; по этому проекту завод в 1971 году изготовил первый тепловоз, получивший обозначение ТЭМ5.
На тепловозе были применены тележки тепловоза ТЭ109, которые в дальнейшем использовались также на тепловозах 2ТЭ116 и 2ТЭ10В. Колёсная база тепловоза по сравнению с тепловозом ТЭМ2 уменьшилась с 12800 до 12670 мм.
Тепловоз № 002 в 1970 году испытывался ВНИТИ. Тепловоз № 013 в апреле — сентябре 1974 года прошёл тягово-теплотехнические испытания на экспериментальном кольце ЦНИИ МПС. Эти испытания показали, что расход топлива стал ниже на 2-3 %, а расход энергии на собственные нужды значительно больше, чем у ТЭМ2. Отмечено, что дизель 3А-6Д49 недостаточно устойчиво работает на холостом ходу, а при переходе с холостого хода к номинальному режиму появляется дымный выхлоп.
Всего было построено 17 единиц ТЭМ5.
Страница автора моделей в ВК. Если модели понравились, поставьте им лайк, и напишите в комментариях, чем именно. И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые публикации - мы собираем для вас все самое интересное в мире отечественного ЖД моделизма.