Найти тему

Как я обучаю детей чтению (часть 1 — идеи)

Продолжаю разговор на актуальную тему для родителей дошкольников: как научить ребенка читать. Здесь я опишу принципы моей методики.

Четыре главных принципа обучения ребенка чтению

В предыдущей статье на эту тему я написала, что обучение ребенка чтению я разделяю на 4 этапа:

  • этап 1 - заучивание букв;
  • этап 2 - соединение букв в слоги;
  • этап 3 - чтение простых слов.
  • этап 4 - осмысленное чтение предложений, рассказов, книг.

Т.е., получается, что основой у меня является классический метод обучения. Это чисто формально. Причем я практически не пользуюсь на первых двух этапах азбуками и букварями.

Но на всех этапах применяю следующие принципы:

Принцип первый: обучение должно быть интересным, главное - игра!

Почему?

Малыш активно познает мир - пробует его на вкус, трогает его на ощупь и совершает множество движений. Начиная примерно с двухлетнего возраста, основной инструмент познания - игра. С помощью игры с детьми можно творить чудеса, множество раз я убеждалась в этом.

Начиная разучивать буквы и звуки, можно спокойно и без особых усилий убить естественный интерес ребенка к буквам, словам и цифрам, которые он видит на каждом шагу (кстати, интерес к обучению можно убить у ребенка в любом возрасте). Убить очень просто - принуждать его к обучению и делать это традиционными способами, например: усаживать за стол, брать в руки букварь и говорить: "Давай учить буквы!"...

Поэтому я стараюсь сделаю процесс интересным и увлекательным с помощью различных мелких приемов и главного условия - в игре должно быть движение. Потому что созревание головного мозга ребенка идет по направлению от затылочных долей к лобным.

Самым первым созревает мозжечок, который отвечает за согласованность и координацию движения. Поэтому маленьким детям так важно движение. Осваивая пространство и управление своим телом, они подготавливают почву для дальнейшего развития мозга.

Принцип второй: обучение должно быть постепенным (пошаговым) и успешным, главное - игра!

Почему?

Наша память условно делится на кратковременную и долговременную (здесь, по-моему, не требуется пояснений), а также пассивную и активную. Пассивная - когда, отвечая на поставленный вопрос, мы вспоминаем какое-то слово при условии, что оно есть в вариантах ответа. Активная - когда человек самостоятельно "выуживает" ответ из глубин нейронных связей мозга.

-2

Когда ребенок осваивает новую информацию, образуются новые нейронные связи между нейронами, сначала слабые (пассивная память), по мере закрепления и повторения этой информации нейронные связи укрепляются, и знания переходят в активную память.

Если новые знания постоянно закреплять, то они постепенно переходят в долговременную память.

Чтобы у ребенка сформировался настоящий интерес к какому-то делу, нужны постоянная тренировка и система заданий от простого к сложному. Тогда маленький человек просто обречен на успех.

А если я буду заниматься с ним постоянно, постепенно усложняя задания и наблюдая за тем, какие знания из пассивной памяти переходят в активную, то все равно очень легко привить вместо любви отвращение к чтению, потому что главное для ребенка - игра.

Принцип третий: обучение должно идти от интересов, склонностей и достигнутых умений и навыков ребенка, главное - игра!

Почему?

Ребенку совсем неинтересна наша задача - обучить его чтению, ему хочется кататься с горки или играть с мячиком, водить машинки или кормить куклу, рассматривать картинки или играть в догонялки.

-3

Вот под эти интересные для него занятия я и подстраиваю свое обучение. Причем, получается так: сначала я придумываю разные "штучки" под ребенка, потом он сам проявляет инициативу, это для меня сигнал - иду в правильном направлении, интерес пойман, тема "зашла".

Принцип четвертый: для обучения чтению нужно создать соответствующую окружающую среду.

Почему?

Дети активно наблюдают за нами и копируют поведение взрослых. Если я хочу, чтобы у ребенка сформировался интерес к чтению (хочу не просто научить читать) , значит, в моем доме должно быть достаточное количество книг (взрослых и детских). Малыш должен видеть, что взрослые книги читают, и каждый день, или хотя бы через день, надо читать малышу книгу и рассматривать картинки.

И, начиная заниматься обучением чтению, я развешиваю на стенах и предметах мебели в квартире самодельные карточки, соблюдая определенные правила. Т.е., куда бы малыш ни пошел, везде он видит графические образы букв. Включается зрительная память. И с карточками мы играем.

Продолжение здесь...