Продолжаю разговор на актуальную тему для родителей дошкольников: как научить ребенка читать. Здесь я опишу принципы моей методики.
Четыре главных принципа обучения ребенка чтению
В предыдущей статье на эту тему я написала, что обучение ребенка чтению я разделяю на 4 этапа:
- этап 1 - заучивание букв;
- этап 2 - соединение букв в слоги;
- этап 3 - чтение простых слов.
- этап 4 - осмысленное чтение предложений, рассказов, книг.
Т.е., получается, что основой у меня является классический метод обучения. Это чисто формально. Причем я практически не пользуюсь на первых двух этапах азбуками и букварями.
Но на всех этапах применяю следующие принципы:
Принцип первый: обучение должно быть интересным, главное - игра!
Почему?
Малыш активно познает мир - пробует его на вкус, трогает его на ощупь и совершает множество движений. Начиная примерно с двухлетнего возраста, основной инструмент познания - игра. С помощью игры с детьми можно творить чудеса, множество раз я убеждалась в этом.
Начиная разучивать буквы и звуки, можно спокойно и без особых усилий убить естественный интерес ребенка к буквам, словам и цифрам, которые он видит на каждом шагу (кстати, интерес к обучению можно убить у ребенка в любом возрасте). Убить очень просто - принуждать его к обучению и делать это традиционными способами, например: усаживать за стол, брать в руки букварь и говорить: "Давай учить буквы!"...
Поэтому я стараюсь сделаю процесс интересным и увлекательным с помощью различных мелких приемов и главного условия - в игре должно быть движение. Потому что созревание головного мозга ребенка идет по направлению от затылочных долей к лобным.
Самым первым созревает мозжечок, который отвечает за согласованность и координацию движения. Поэтому маленьким детям так важно движение. Осваивая пространство и управление своим телом, они подготавливают почву для дальнейшего развития мозга.
Принцип второй: обучение должно быть постепенным (пошаговым) и успешным, главное - игра!
Почему?
Наша память условно делится на кратковременную и долговременную (здесь, по-моему, не требуется пояснений), а также пассивную и активную. Пассивная - когда, отвечая на поставленный вопрос, мы вспоминаем какое-то слово при условии, что оно есть в вариантах ответа. Активная - когда человек самостоятельно "выуживает" ответ из глубин нейронных связей мозга.
Когда ребенок осваивает новую информацию, образуются новые нейронные связи между нейронами, сначала слабые (пассивная память), по мере закрепления и повторения этой информации нейронные связи укрепляются, и знания переходят в активную память.
Если новые знания постоянно закреплять, то они постепенно переходят в долговременную память.
Чтобы у ребенка сформировался настоящий интерес к какому-то делу, нужны постоянная тренировка и система заданий от простого к сложному. Тогда маленький человек просто обречен на успех.
А если я буду заниматься с ним постоянно, постепенно усложняя задания и наблюдая за тем, какие знания из пассивной памяти переходят в активную, то все равно очень легко привить вместо любви отвращение к чтению, потому что главное для ребенка - игра.
Принцип третий: обучение должно идти от интересов, склонностей и достигнутых умений и навыков ребенка, главное - игра!
Почему?
Ребенку совсем неинтересна наша задача - обучить его чтению, ему хочется кататься с горки или играть с мячиком, водить машинки или кормить куклу, рассматривать картинки или играть в догонялки.
Вот под эти интересные для него занятия я и подстраиваю свое обучение. Причем, получается так: сначала я придумываю разные "штучки" под ребенка, потом он сам проявляет инициативу, это для меня сигнал - иду в правильном направлении, интерес пойман, тема "зашла".
Принцип четвертый: для обучения чтению нужно создать соответствующую окружающую среду.
Почему?
Дети активно наблюдают за нами и копируют поведение взрослых. Если я хочу, чтобы у ребенка сформировался интерес к чтению (хочу не просто научить читать) , значит, в моем доме должно быть достаточное количество книг (взрослых и детских). Малыш должен видеть, что взрослые книги читают, и каждый день, или хотя бы через день, надо читать малышу книгу и рассматривать картинки.
И, начиная заниматься обучением чтению, я развешиваю на стенах и предметах мебели в квартире самодельные карточки, соблюдая определенные правила. Т.е., куда бы малыш ни пошел, везде он видит графические образы букв. Включается зрительная память. И с карточками мы играем.
Продолжение здесь...