Через несколько месяцев после нападения разбойников, восстановившись от сильнейших травм, батюшка Серафим вернулся в свою избушку в лесу. И снова старец взял на себя подвиг - молчания. С этих пор он ни с кем не произносил ни слова. Не бывал в монастыре даже на праздничных службах, а когда встречал кого-то из братии, падал на землю и лежал ничком. Три года провел он в полном отречении от мира, потом, по просьбе настоятеля, вернулся обратно в Саровский монастырь. Дело в том, что братия стала роптать, мол как так, даже на службы не является. И настоятель приказал либо ходить по воскресеньям на службы, либо возвратиться в обитель и жить, как все монахи. Серафим вернулся, ему дали келью в одноэтажном флигеле.
Поначалу Серафим жил в своей келье такой же затворнической жизнью, как и в своей лесной пустыни. Через несколько лет, в 1812 году, в России началась война. Она коснулась всех, даже монахов, затерянной в мордовских лесах пустыни. Монастырь давал приют и пропитание беженцам из Москвы и других оккупированных городов. Потом отец Серафим вместе со всей братией обители даже получит правительственную награду за вклад в общую победу над Наполеоном. После войны Серафим продолжил свою подвижническую жизнь. Он закрывался в своей келье и подолгу не выходил из нее. В сенях поставил гроб, который своими руками выдолбил в деревянной колоде. Как напоминание о бренности всего живого.
Еще при жизни святой Серафим прославился как чудотворец. К нему приезжали люди за советами, духовной поддержкой и "крупицами", так называли сухарики, которые он раздавал своим посетителям. Изо дня в день в монастыре собирались толпы паломников и это вносило разлад в монашескую жизнь обители. В конце концов настоятель благословил семидесятилетнего Серафима перебраться в ближнюю пустыньку, что в паре километрах от монастыря. С тех пор поток паломников направился туда.
Это был маленький деревянный домик у реки, теперь там стоит часовня, которая находится уже в черте города. Здесь батюшка проводил дни, а ночью возвращался в монастырскую келью. Он принимал множество посетителей, давал исцеления и вселял в человека надежду. Говорят, что даже только от его взгляда человек менялся в лучшую сторону.
Но главным даром, которым обладал старец, была безусловная и безграничная любовь к людям. "Радость моя",- этими словами он встречал каждого гостя, и круглый год всех приветствовал: "Христос Воскресе!"
На склоне лет Серафим взялся за дело, которое настоятель Саровского монастыря поручил ему еще в молодости. Это создание женской обители в соседнем Дивееве.
Продолжение завтра. Начало здесь.
*** *** ***