1 августа православная церковь отмечает день обретения мощей в 1903 году преподобного Серафима Саровского чудотворца. О истории его жизни и подвигов читайте в этой статье👇
Арзамас-16 и Саровская пустынь
Когда-то Саровская пустынь начиналась с пещерного монастыря. Подземные ходы соединяли кельи монахов и вели к храму. Уже к середине 18 века это был один из самых крупных и известных монастырей в России. Пустынь славилась своим строгим уставом, сюда даже присылали монахов из других обителей для исправления. На монастырской соборной площади не разрешалось находиться мирянам, особенно женщинам и детям. В конце XVIII века, уже когда Серафим был в обители, здесь был поставлен постоянный воинский караул, который будет охранять и пропускать паломников в пустынь только во время богослужений. И с этого момента навсегда город Саров, Нижегородской области останется закрытой территорией. В старину говорили: "Если ты нравом суров, иди в Саров".
В XX веке здесь построили самый засекреченный город в СССР. В 1946 году в Сарове разместили научный центр с невзрачным названием "Конструкторское бюро №11". На самом деле это была бомба. Советская атомная бомба создавалась здесь. Рядом с монастырем быстро построили целый наукоград Арзамас-16, которого не было ни на одной карте. Вплоть до середины 50-х годов сотрудники этого ядерного центра и их семьи жили здесь безвыездно, им было запрещено покидать территорию города. То есть, в Сарове как будто поддерживался монастырский устав, только люди уходили в затвор не для служения Богу, а для служения науке.
Первое время работы по созданию атомной бомбы велись прямо в монастырских корпусах Саровской пустыни. Саров и сейчас закрытый город, но на его гербе знак мирного атома теперь соседствует с символом горнего мира - колокольней Саровского монастыря, который продолжает восстанавливаться и сейчас выглядит таким, каким его видел Серафим Саровский. А при жизни Серафим желал, чтобы его останки покоились в Дивеево. Видимо предвидел, что это место будет не посещаемое.
Кто он - святой Серафим
Прохор Мошнин, так звали преподобного Серафима в юности, был родом из Курска, из именитой купеческой семьи. Еще в детстве ему довелось испытать на себе действие Божьей благодати. В 10 лет он тяжело заболел и только икона Курской коренной Божьей Матери, которую с Крестным ходом пронесли через двор Мошниных, поставила его на ноги. А однажды он упал с колокольни, но совсем не повредился. Правда опасность этого падения несколько преувеличена, колокольня тогда только строилась и высота была не критической.
Каким же был юный Прохор Мошнин, будущий Серафим? Как говорится в житии, он был высоким, симпатичным молодым человеком: прямой нос, голубые глаза, светло-русые волосы. В 24 года Прохор решил испытать себя, удалиться от мира, и отправился в Саровскую пустынь. Выбор этот был не случайным. Саровская пустынь считалась купеческой, а Прохор и был купеческого рода.
Три года Прохор исполнял в монастыре послушание столяра, чтобы стать монахом, должен пройти испытательный срок. Пройдя испытание, Прохор навсегда решил посвятить себя монашеству. Но благословения настоятеля было мало. Купеческое сословие платило налоги и Прохору нужно было получить документ, отпускной аттестат, чтобы выйти из сословия. А еще для этого нужно было получить справку о слабом здоровье и невозможности заниматься купеческими делами. Не так-то просто отпускали налогоплательщиков в монастырь. Но справка эта была лишь уловкой, Прохор обладал крепким здоровьем. О богатырском телосложении батюшки Серафима говорят его одежда и обувь (46 размера), которые хранятся в Дивееве.
Очень скоро будущий святой старец расстанется с именем Прохор и примет постриг с именем Серафим. В монастыре у инока Серафима было послушание, он должен был обходить и осматривать лесные владения обители. И, видимо, именно послушание привело его к решению о пустынножительстве, ведь он очень много времени проводил на природе, в одиночестве. Проведя 16 лет в монастыре, он принял священнический сан и ушел в лесную пустынь. На высоком берегу реки Саровки, в лесу, Серафим жил в полном одиночестве. В небольшой избушке с одним окном. Он выращивал овощи, занимался пчелами, этим и питался, а еще по воскресеньям приносил хлеб из монастыря. Ему этого хватало, да еще и лесным зверям доставалось, они заходили к нему за угощением, говорят и медведь тоже бывал.
Ко всем неудобствам лесной жизни, холоду и скудной пище, Серафим еще добавлял телесных подвигов. Он носил вериги - тяжелый железный крест на массивной цепи, они сохранились до наших дней. А еще, через несколько лет отшельнической жизни батюшка взял такой подвиг, который обычному человеку трудно и представить - столпничество. Тысячу дней и ночей, не сходя с камня по 17 часов в сутки, он нес свое молитвенное правило.
Слава о подвижнике и мудром старце разнеслась по всей округе. Монахи из обители приходили к нему для назидания и опыта. Но однажды к нему пришли незваные гости, трое крестьян из ближнего села. Они напали на старца, подумав, что у него есть деньги. Серафима сильно избили, связали и бросили, а денег все равно в его келье не нашли. С трудом батюшка смог подняться и прийти в обитель. Доктора осмотрели Серафима и удивились, как он мог даже остаться в живых при таких травмах. Подлечившись и набравшись сил, батюшка так и остался навсегда сгорбленным старичком. А своих обидчиков просил не наказывать, Серафим простил им их жестокость. Через несколько месяцев он вернулся в свою лесную избушку.
Продолжение завтра.
*** *** ***