Найти тему

Почитание святых, мощей и икон в свете Библии и Корана

Оглавление
Кто не почтит спасительный Крест?
Кто не почтит спасительный Крест?

Как часто мы слышим о нападках в адрес святой Православной Церкви! О том, что те, дескать, допустили в своём служении Богу что-то неправильное и чуждое Духу Святому, — а именно почитание святых и возлюбленных Божьих людей, почитание святых тел их и душ, а также трепетное отношение к предметам, знаменующим и изображающим нечто священное. Хорошо, конечно, отвергать злое и худое, но если кто дерзает осуждать праведное и угодное Господу, то такое поведение мы назовём глупым и неразумным, не так ли? Давайте же разберёмся — в свете Божьего откровения, а не вымыслов людских — праведны ли перед Богом обозначенные выше действия и можно ли их совершать смело, не боясь провалиться в ад за "идолопоклонство"? Или же, наоборот, обвиняющим православных надо провалиться от стыда из-за своей глупости и незнания Писаний?

Начнём мы наши рассуждения, как всегда, с фундаментальных положений Священного Писания, которые определят дух и основные принципы той темы, о которой хотим говорить. Во главе угла в этот раз у нас будет любовь — главная Божья заповедь: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя" (Луки 10:27).

Господь сделал так, что любовь к ближнему прямо проистекает из любви к Богу, а любовь к Богу, в свою очередь, определяется отношением к ближнему, "ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит"? (1 Ин. 4:20) Иными словами, Бог хочет, чтобы мы доказывали нашу любовь к Нему любовью к ближним. Мы можем только удивиться, как чудесно эта "обоюдоострая" заповедь через отношение к святым выявляет тех, кто на самом деле не любит Бога!

Итак, давайте рассудим всё в духе любви, как это нравится Господу. Всем известно, что "Бог есть любовь" (1 Ин. 4:8) и Он любит святых и избранных Своих настолько, что и Сына Своего отдал за них (Ин. 3:16). А освещая благодатию Своею, говорит им: "Вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы" (Пс. 81:6). Также и Духом Своим Святым наделяет и называет живыми храмами: "Вы храм Бога живаго... вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом." (2 Кор. 6:16) Всё это говорит и делает Сам Бог! Могут ли православные христиане перестать подражать своему Богу в стремлении почтить Его храмы?

Почитать то, что освящено самим Богом, — это правильно и хорошо! Но что понимать под словом "почитание"? Некоторые неглубоко мыслящие, видя только лишь внешнюю сторону почитания святынь, осуждают верующих за идолопоклонство. Не видя их внутренние намерения и духовные установки, неразумные эти судьи уже спешат вынести свой немилосердный приговор! Вот видят, например, поклоняющихся перед иконами или мощами, либо же молящихся святым, и уже с великой ненавистью, неистовствуя в "праведном" гневе (будто это их сильно касается), готовы растерзать "идолопоклонников" только за то, что те "посмели" почитать возлюбленных Божьих ради Самого Бога. Отложив всякий стыд и то, что недавно они признавались в любви своему Господу, возненавидели они ближних своих — возлюбленных Божьих возненавидели...

В Коране сказано:

Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. (5:8)

И если бы все люди вооружились этой справедливой беспристрастностью, то посмели бы они осуждать своих ближних и не почитать святыни Божьи? Если бы все знали Священные Писания и были в общем религиозно грамотными людьми, то посмели бы они ополчаться на слова: "молитва" и "поклонение"? Многие попросту не могут проникнуть в суть этих слов — потому и осуждают невиновных. Но что говорит Писание и Дух?

Дух призывает всех соединиться в любви вокруг Господа и слушать Его
Дух призывает всех соединиться в любви вокруг Господа и слушать Его

Поклонение перед святыми и иконами

Сначала разберёмся со словом "поклонение". Все верующие знают, что поклоняться и служить можно только Богу. В Библии сказано: "Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи." (Лк. 4:8) И ещё: "Не делай себе кумира и никакого изображения... не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой..." (Исх. 20:4-5)

"Не поклоняйся никому иному", "не служи им" — вполне конкретно говорит Писание. Но что нам делать со всеми другими местами Писания, где даже великие праведники и пророки как будто нарушали эту заповедь? Например, отец всех верующих Авраам: "Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым" (Быт. 23:7). Даже не к людям своего народа почтительно здесь отнёсся великий праведник, а возможно даже к язычникам!

Или что делает великий пророк и певец Божий Давид, всю жизнь служивший одному Богу? "Потом встал Давид, и вышел из пещеры, и закричал вслед Саула... и Давид пал лицем на землю и поклонился ему." (1 Цар. 24:9) Показал он этим смирение перед царём, помазанником Божьим, тем самым сделав угодное Господу.

Разве не знали эти великие мужи веры, что поклоняться можно только Богу? Конечно знали! Но они также знали, что ходят перед лицом Живого и Понимающего Бога, который зрит в глубину сердца и видит все намерения, с какими человек совершает то или иное действие. Если человек совершает поклон без цели воздать кому-то божеские почести, а просто для того, чтобы проявить смирение, чтобы принизить себя и возвысить другого, то нет ему никакого осуждения! Напротив, такое деяние будет даже приятно Господу, потому что исполняется Его слово: "Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится." (Лк. 14:11) И: "...по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя." (Флп. 2:3)

А поклоняющийся перед иконой духовно поклоняется тому, кто на ней изображён — с этим тоже нет никаких проблем, если разуметь всё духовно. И вообще любые святыни Господни можно почитать поклонением ради Духа Божьего, который почивает на них. Есть, конечно, те, которые будут спорить, но этим они лишь в который раз подтвердят слова Писания: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно." (1 Кор. 2:14)

В Коране также чётко высказана мысль, что Богу не просто угодно почтение к Его творениям, но Он приказывает это делать (даже ангелам):

Вот твой Господь сказал ангелам: «Воистину, я сотворю человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи. Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего Духа, то падите перед ним ниц». (15:28-29)

Конечно, никому и в голову бы не пришло прямо перед лицом Господа воздавать творению божеское поклонение. Всем очевидно, что есть разное "поклонение", и если за один вид поклонения человек рискует оказаться в аду за идолопоклонство, то другой вид даже приятен Господу. А хотящие спорить об этом и дальше, показывают этим лишь свою безграмотность и что они видят только внешнюю сторону слов, а не их глубинную суть, — и это не есть путь Господа, который есть Разумный, Живой и Понимающий Бог...

Перед мощами святого праведного Иоанна Кронштадтского
Перед мощами святого праведного Иоанна Кронштадтского

Почитание мощей

Что касается мощей, то здесь не духовно настроенному человеку будет ещё сложнее сориентироваться, ведь от него требуется не только вера в дальнейшее всеобщее воскресение, но и любовное принятие "мёртвого" тела — вера в то, что Дух Святой не отдалился от него и что оно остаётся храмом Божьим, достойным почтения.

Человек — это целостное существо, всегда состоящее из духа, души и тела (1 Фес. 5:23). И даже если дух жизни покинул тело и возвратился к Давшему его, тело не перестаёт быть частью того человеку, которому оно принадлежит. Дух Божий, Дух Святой всё равно пребывает с останками умершего святого (будь то кости, нетленные тела или даже прах), и они являются храмом. Доказательством этому служит история из Ветхого Завета, когда мёртвое тело после соприкосновения с костями (мощами) Елисея вдруг ожило. Конечно, оживил тело Дух Божий, который не покинул тело пророка Елисея даже после его смерти и истления плоти:

И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои. (4 Цар. 13:21)

Ещё в Библии мы находим грозное предостережение: "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят" (1 Кор. 3:17). Потому никто не смеет оскорбительно относиться к телам почивших святых, ведь те были и остаются храмами Бога, и воскреснут потом и будут славными и сияющими:

Господь наш Иисус Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все. (Флп. 3:20-21)

И Коран, как всегда, подтверждает библейские слова, когда говорит, что все умершие в Господе люди на самом деле живы:

Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха: «Мертвецы!». Напротив, они живы, но вы не ощущаете этого. (2:154)
Явление Девы Марии преподобному Сергию Радонежскому. Святые почитают святых.
Явление Девы Марии преподобному Сергию Радонежскому. Святые почитают святых.

Молитвы святым

Если говорить о практике молитвенного обращения к святым, то спорщики здесь попросту не понимают значения слова "молитва". Оно из церковнославянского языка — там и надо искать его смысл. В Евангелии от Луки в одном месте читаем:

Влѣ́зъ же (Иисус) въ еди́нъ от­ кораблю́, и́же бѣ́ Си́моновъ, моли́ его́ от­ земли́ от­ступи́ти ма́ло: и сѣ́дъ уча́­ше изъ корабля́ наро́ды. (Лк. 5:3, Ц-С русским шрифтом)

Получается нечто интересное: Господь Иисус молит Симона отплыть на лодке от земли. Как видим, это слово не обязательно обозначает воззвание человека к Богу — оно является только лишь более возвышенной формой слова "просит": молит — значит просит усиленно, настоятельно склоняет кого-то просьбами к чему-то. Подобным слову "молит" является слово "умоляет". Апостол Павел, например, неоднократно "умоляет" кого-то в своих посланиях:

Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны... (Еф. 4:1)
Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. (Флп. 4:2)
Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. (1 Кор. 4:16)

Вполне, думается нам, понятно, что ополчаться на слово "молитва" не нужно. Как и любое другое слово, оно может носить разные оттенки смысла: есть молитва в высшем смысле — к Богу, а есть молитва — в смысле уважительной или настоятельной просьбы к кому-то. Таким же образом можно обосновать все высокие и возвеличивающие слова, которые мы встречаем в молитвах к святым. Например, "не имамы иныя помощи разве (кроме) Тебе" (в песне Богородице) можно понимать в том смысле, что такого ходатайства ("помощи"), как у Девы Марии, нет больше ни у кого из творений, ведь Она — Матерь Господа и стоит ближе всех к Нему. Мы не можем понимать эту песнь в том смысле, что будто Господь перестал быть нашим всегдашним Помощником и теперь помогает только Богородица...

"И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень." (2 Пар. 7:2)
"И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень." (2 Пар. 7:2)

Бог почитает святыни Свои! Даже слово "бог" может быть отнесено к творениям — и это делает Сам Бог! Он Сам говорит искупленным и святым Своим: "Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы" (Пс. 81:6). Что уж говорить о всех других высоких словах, с которыми мы обращаемся к святым? Если они используются не с целью приравнять кого-то к Творцу, а лишь для почитания кого-то в духе любви, то это даже приятно Господу, и нет в этом никакого осуждения.

Пусть теперь каждый проверит себя, старается ли он подражать Своему Богу? Почитает ли он святыни Господни, с которыми Дух Его пребывает? Если кто скажет: я почитаю только Бога, а творения не достойны почтения, — то пусть такой удостоверится, не имеет ли он духа Иблиса (сатаны) в себе, и любит ли он Бога по-настоящему? Ведь "кто говорит: "я люблю Бога ", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Ин. 4:20-21)...

Всякий разумный поймёт и приложит всё вышесказанное к сердцу и не будет больше воевать со словами, не понимая их смысла, и не станет унижать святыни Господни. "Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим. 8:9). Богу же нашему Единому, дивному во святых Своих (Пс. 67:36), Отцу, Сыну и Святому Духу, да будет всякая слава, честь и поклонение во веки веков, аминь!