Возможно, это и не так, я лишь высказываю свою точку зрения. Появись они чуть раньше, цены бы им не было. Но появиться раньше они не могли, для их появления нужен был урок, а урок звался "Цусима".
«...He paз я имел случай высказывать свое мнение, что из кораблей «Император Павел I» и «Андрей Первозванный» нельзя сделать «дредноутов». сколько бы их ни совершенствовали, и поэтому они никогда не достигнут того, чтобы сравняться с нашими будущими броненосцами. В то же время нельзя ни на минуту сомневаться в том, что эти корабли в том виде, как они теперь обдуманы, всегда останутся весьма серьезными противниками для самых сильных броненосцев... Наши два корабля на некоторых курсовых углах с успехом могут состязаться даже с английским броненосцем «Dreadnought».
Но при всем том они всегда останутся кораблями только 2-й линии боевых судов активного флота; они туда будут поставлены своим ходом, который даже по проекту на 3 узла меньше хода будущих броненосцев нашего флота.
К чему же, спрашивается, что называется из кожи вон лезть в стремлении совершенствовать их в одном направлении, заведомо ухудшая другие боевые качества также первостепенной важности, каким, например, является ход корабля.
Таким образом, я считаю, что совершенно необходимо теперь же и уже окончательно выяснить, в какой мере корабли «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» удовлетворяют современным тактическим требованиям боевого корабля и, уяснив себе это, твердо постановить, что что и есть предел того, что эти корабли могут дать и чего с них можно требовать.
С этим положением следует помириться и приказать их достраивать так, как они разработаны в настоящее время...»
Этот отрывок из рапорта командира строящегося эскадренного броненосца «Император Павел I» капитана 1 ранга П.В.Римского-Корсакова от 30 марта 1908 г.
В рассказе про эти броненосцы, авторы изо всех сил стараются представить ситуацию так, как будто они изначально проектировались с 8 дюймовым калибром (точно так же, как в истории с "Иоанном Златоустом" и "Евстафием") В реальности, изначально, при предварительном обсуждении, идеи были другими. "Мода" на 8-дюймовый калибр на броненосцах появилась уже в ходе русско-японской войны. Да и традиционная фраза о том, что эти броненосцы это "большие броненосцы типа "Бородино"" (кочующая из статьи в статью) весьма и весьма спорна. "Родственные связи" с броненосцами типа "Бородино" не прослеживаются.
Корабли имели достаточно большой коэффициент общей полноты (чуть меньше, чем у "Ретвизана"), прямые борта, несколько иную компоновку. Корабль имел на одну палубу меньше, имел чуть меньшую высоту борта, меньшую дальность плавания... Это явно не "Бородино".
Это достаточно самобытный (и неплохой) проект. Другое дело, что эпоха паровых машин (для боевых кораблей) была уже на исходе. В чем проблема? Проблем было несколько. Например, на броненосцах типа "Бородино" валолиния была несоосна с коленвалом паровой машины. Она шла под углом, вверх и к борту (что съедало часть мощности). Оптимальные обороты паровой машины (по памяти 117 об/мин) требовали большого диаметра винта. Высота паровой машины (даже четырехцилиндровой, с двумя цилиндрами низкого давления) была очень большой. По хорошему, нужно было ставить повышающую передачу, но это тоже потеря КПД. Увеличивать дальше габариты паровой машины? Поднимать ее выше, чтобы обеспечивать соосность валолинии. Проблематично. Остойчивость у "Бородино" и так была... не очень. Да и уязвимо.
На броненосцах типа "Андрей Первозванный" проблемы компоновки частично решили (но не все).
В середине ноября 1903 г. завершились работы по подготовке первых чертежей и закупка материалов для закладки первого корабля, (которому потом дали имя «Андрей Первозванный», старший судостроитель В.Х.Оффенберг.), 2 марта 1904 года на Новом Адмиралтействе начались стапельные работы, а официальная церемония закладки состоялась 28 апреля 1905 года. Строителем броненосца назначили младшего судостроителя В.А.Афанасьева.
Второй корабль "Император Павел I" был заложен спустя полгода, 27 октября 1905 года на Балтийском заводе.
30 апреля 1904 г. получили одобрение чертежи общего расположения главных механизмов, разработанные Франко-Русским заводом, а 3 августа с ним заключили контракт на их поставку для «Андрея Первозванного». Механизмы для «Императора Павла I» Балтийский завод изготовлял сам.
Таким образом, строили эти корабли почти одновременно с английским линейным кораблем HMS Dreadnought, шо в переводе с ихнего на нашенский означает "Небздящ..." (простите) "Неустрашимый" .
Что получили в итоге?
Водоизмещение наших броненосцев 17-18 тыс. т., т.е. на 1,5-2 тыс.т. меньше, чем у "Дредноута". "Дредноут" имел 21 тысячу "лошадей", против 17,5 тысяч у наших броненосцев, и соответственно, "англичанин" выдавал 21 узел, против 18 узлов у наших броненосцев. За счет чего?
Наши имели паровые машины и 26 котлов Бельвиля. Англичанин имел 18 котлов Бэбкока и Уилкокса и... (да, все верно) турбины Парсонса. За счет меньшего веса энергетической установки (при большей мощности) англичанин получил пять спаренных 12-дюймовых орудий (всего 10 штук, Mark X, с длиной ствола 45 калибров, разработанных в 1905 году) и 27 штук 12-фунтовых (76-мм) орудий. Не скажу что такое решение (All big guns) выглядит оптимальным.
У русских броненосцев изначально вооружение было следующим:
-4 шт. 12-дюймовых орудий с длиной ствола 40 калибров (все, как обычно: по два орудия в двух башнях)
-в носу и в корме стояли по две башни со спаренными 8 дюймовыми орудиями (4х2) с длиной ствола в 50 калибров, и, кроме того, по три таких же 8-дм казематных орудия (6х1) Суммарно, получается 14 штук.
-противоминный калибр был представлен 12 орудиями 120-мм, что выглядит гораздо более адекватно, нежели огромное количество 76-мм орудий у англичанина.
Башни изготавливались по проекту Металлического завода. Вооружение строящихся кораблей совершенствовалось введением новых прицельных приспособлений в башенных установках, установкой продольных — между орудиями и поперечных (для закрытия амбразур прицелов) переборок, муфт Дженни, устройств продувания стволов, увеличением угла возвышения 305-мм орудий до 35°, переделкой погребов и системы подачи под новые удлиненные (965,2 мм) снаряды и добавлением второй комендорской площадки к 120-мм орудиям для раздельной наводки, что, с учетом новых более тяжелых прицелов, увеличило их массу на 7,7 т. В то же время вес шести казематных 203-мм орудийных станков оказался почти на тонну меньше.
В апреле 1908 г. на «Андрее Первозванном» провели швартовные испытания энергетической установки, но общая готовность кораблей сдерживалась недопоставками вооружения, бронирования и прочего оборудования. Хотя сдача заказчику 305-мм башенных установок на Металлическом заводе состоялась еще 4 декабря 1907 г, их готовность на «Андрее Первозванном» сдерживалась отсутствием броневых крыш. отгрузка последних плит для которых состоялась только 18 марта 1910 г. Первый 203-мм казематный станок испытали стрельбой 13 ноября 1909г., а после отстрела последний из них отравили на корабль в конце марта следующего года. Из всех бортовых броневых плит Ижорский завод к середине марта 1909 г. не поставил еще казематную броню 120-мм орудий. В апреле 1910 г. наконец установили обе мачты.
Несмотря на это достройка «Андрея Первозванного» протекала все же более высокими темпами, нежели его собрата. Мастеровые Адмиралтейского завода работали допоздна. Балтийский же завод страдал от частых забастовок. И вновь не обошлось без коррективов проекта. На этот раз Морской Генеральный Штаб (МГШ) 14 апреля 1909г. вернулся к необходимости оборудовать «Андрей Первозванный» в качестве флагманского корабля, что потребовало перепланировки офицерских помещений для размещения адмирала и его штаба. Затраты на это. включая установку дополнительного камбуза, оценивались в 33872 руб.
Наконец 14 июля 1910 г. в 6 ч 30 мин над «Андреем Первозванным» взвился вымпел и восемь буксиров отвели его от стенки завода. Развернувшись против истока р. Екатерингофки, ниже Балтийского завода, корабль с помощью четырех буксиров вошел в Морской канал и направился в Кронштадт. В тот же день линкор вышел на мерную милю для испытания главных механизмов, во время которых совершил восемь пробегов со скоростью от 12 до 16,1 уз.
По результатам первых испытаний механизмов Франко-Русский завод уменьшил шаг гребных винтов с 5,72 до 5,56 метров. 10 августа корабль покинул док, 24 августа вновь состоялись заводские испытания, во время которых зафиксированная скорость составила 18 узлов. 7 сентября, линейный корабль «Андрей Первозванный» вышел в море на 8-часовые официальные испытания энергетической установки. Наибольшая скорость достигла 18,5 узлов при мощности левой и правой машин 8660 и 8475 л.с. 6 октября провели очередные 3-х часовые испытания на 9/10 полного хода с целью проверки правильности сборки машин. Энергетическая установка работала без замечаний, поэтому машинное отделение было передано команде.
На втором броненосце официальные 8-часовые испытания проводились 19 октября 1910 г. При углублении носом 7,97 и кормой 8,02 м линейный корабль «Император Павел I» развил скорость 18,5 уз при мощности левой и правой машин 9410 и 9186,5 л.с. и давлении пара в котлах 17,1 кгс/см:.
Разобранные части механизмов 1 и 5 ноября осмотрела приемная комиссия, обнаружившая дефект кольца упорного подшипника, неисправность цилиндра высокого давления левой машины, а главное— изгиб трубок (до 14 мм) в котлах и значительную течь в местах их соединения с коробками. Последнее потребовало двукратного выщелачивания и переборки котлов с заменой части трубок и развальцовки их с торцов. Заводу-изготовителю поручили выполнить капитальную переборку котлов. Попутно выяснилось, что причиной течи послужила ненадежность резьбовых соединений котельных элементов. После устранения неисправностей «Император Павел I» 3 августа 1911 г. совершил 3-часовой контрольный пробег. После ликвидации обнаруженного стука в кормовом цилиндре низкого давления левой машины механизмы линкора перешли в ведение экипажа.
К испытаниям артиллерии на «Императоре Павле I» приступили 22 сентября 1911 г. Начались они, как и на «Андрее Первозванном», с осмотра правильности сборки и действия орудийных установок. Корабль выходил в море на артиллерийские стрельбы 6, 7 и 8 октября. Полной проверке на прочность подверглись лишь кормовые 305-мм и 203-мм левая башни, из которых произвели по 15 залпов, из остальных сделали только по восемь. В отличие от «Андрея Первозванного» на «Императоре Павле I» удалось проверить прочность корпуса залпом из всех орудий одного борта. Никаких существенных повреждений не отмечалось, а угол размаха второго качания корабля (первый замерить не удалось) составил 1,5° на правый борт. Одновременно прошли проверку и муфты Дженни с приводами (для обеспечения плавности горизонтальной и вертикальной наводки), принятые только после повторного предъявления 18 ноября.
Таким образом оба корабля вступили в строй ... (Продолжение следует)
-