Я уже писала статьи о том, какой сокрушительный удар нанёс тюрско-монгольский завоеватель Тимур в 14 в. Северному Кавказу. Под предводительством Тамерлана было уничтожено значительное количество поселений, огромная часть населения Алании.
Этот монгольский военачальник не расставался с мыслью о полном разгроме и окончательном истреблении народа Алании по причине всё новых и новых выступлений алан против Тимура.
Из одной грузинской летописи следует:
В 1400 г. Тамерлан двинулся в Мтиулетию (горную Грузию), опустошил Арагванское ущелье и вступил в Дарьяльские теснины, где войска его понесли большой урон от летучих отрядов горцев…
Монгольское господство, которое продолжалось около двухсот лет, повергло Аланию в кровавую пропасть.
Со слов народного сказителя в 1894 г. в Дигорском ущелье была записана песня, отразившая всю ту душераздирающую трагедию:
"Над степью льют кровавый дождь,
Дождь кровавый льёт над Дигорией.
Почернела зелень от Тимур-Ахсака железномордых волков…"
Как не старался Тимур, не удалось ему уничтожить народ аланский. На защиту алан встаёт бесстрашный герой – нарт (богатырь) Сослан.
В одной из осетинских легенд повествуется:
Всякий раз, когда осетинскому народу угрожала опасность и когда в горах показались полчища врагов, надвигавшихся с плоскости, нарт Сослан просыпался от своего многовекового сна и выступал в защиту родного народа. Истребив врагов, нарт возвращался к своей могиле, складывал оружие и снова погружался в холодный могильный сон.
В легенде отражён тот период, когда осетины оказались в горах, а с плоскости шли полчища Тимура.
Как мы с вами знаем, к этому времени нарты уже находились в подземном царстве, многие из которых однажды вступились за Бога-Отца (осет. Хуыцау, слав. Сварог), за свою культуру, традиции (гибель нартов приходится на периоды распространения христианства и мусульманства) и эти новые боги одерживают победу над нартами (над традиционным миром).
Но для тех, кто остался верен своей традиционной вере и культуре известно, что духи предков, наделённые особыми способностями и силой всегда приходили на выручку, находясь даже в ином мире, как и Святые Бессмертные Покровители (Уастырджи, Уацилла, Сафа, Донбеттыр и др.), которые по сей день оберегают потомков скифов. (Скифы и сарматы - разные народы? Вы также считаете?)
А если рассмотреть данный феномен более детально, то из этого следует, что у каждого подрастающего мальчика есть свой авторитет, который обладает особыми качествами (нарт Сослан, Урызмаг, Айсана и др.) будь то сила, ум или другие достоинства, подражая своим героям, юноши закрепляют в своем сознании их особенности или каким должен быть взрослый мужчина, чтобы стать таким же авторитетом, как и их предок-герой, и заслужить признание, уважение в обществе. Это происходит на подсознательном уровне. (Как землевладельцы Алании издевались над собственным народом?)
Таким образом, увиденные или услышанные от родителей сказания о богатырях (нартах) формируют из мальчика бесстрашного, мужественного, храброго, доблестного, достойного мужчину, который уже не отступит перед трудностями, не испытает страх, а пойдёт до конца к победе.
Поэтому аланское общество разделилось на два лагеря, те, кто принял иную веру, преклонил голову перед татаро-монголами и те, кто остался предан своей вере, своим героям и шли до конца за свой народ.
И как бы не пытался Тимур уничтожить алан, дух предков и их наследников оказались могущественнее, поэтому сейчас живёт осетинский народ.
Я думаю, те, кто почитает свой фольклор (сказки, сказания, эпос и пр.) меня поняли…