Один из читателей Reuters заметил, что его Tesla Model 3 иногда ошибается в два раза при прогнозе запаса хода на одном заряде АКБ. Журналисты издания выяснили, что за этим стоит не ошибка бортового компьютера, а спланированная кампания по дезинформации покупателей, которую придумал лично Илон Маск.
Запас хода — одна из ключевых характеристик электромобилей. Около 10 лет назад в Tesla по инициативе Илона Маска решили искусственно завысить этот показатель. Для этого был придуман особый алгоритм прогноза запаса хода. Бортовой компьютер электрокаров компании при 100-процентном зарядке АКБ показывает фактически недостижимый запас хода, а после преодоления отметки заряда в 50% автомобиль демонстрирует более реальный прогноз.
Это подтверждает аналитическая компания Recurrent: она оценила более 8000 автомобилей Tesla и заключила, что измерители дальности хода четырёх моделей компании игнорируют множество факторов, которые уменьшают запас хода, и всегда демонстрируют число, близкое к 100% от прогноза по системе FTP-75. Последний представляет собой оценку автономности от американского агентства EPA.
К примеру, бортовой компьютер Tesla игнорирует такие факторы, как температуру воздуха, рельеф местности, встречный ветер и работу климатической системы автомобиля. Всё это влияет на показатели автономности, и владельцы электрокаров тоже это заметили, ведь число заявок на ТО по причине ложного прогноза запаса хода росло очень быстро. В Tesla не могли исправить проблему, поскольку показатель завышен намеренно, так что придумали специальный отдел, уговаривающий владельцев отозвать заявку на обслуживание. По данным Reuters, каждая отменённая заявка по поводу запаса хода экономила компании около $1000.
Пока на проблему обратили внимание только в Южной Корее, где Tesla оштрафовали на $2,1 млн за ложную рекламу (компания не сообщила о влиянии холодной погоды на автономность автомобилей). По оценке регулятора, при снижении температуры автомобили проезжают на 50,5% меньше.
При этом другие производители электрокаров пока не замечены за искусственным завышением автономности. В число более «честных» автопроизводителей, по оценке Recurrent, вошли Hyundai, Ford и Chevrolet. Однако отмечается, что, вероятно, в Tesla не придумывают цифры, а просто используют результаты тестов, выполненных в «тепличных» условиях.