Найти тему
Кинолит

"Сильно достали?": почему россияне так полюбили фильм "Ворошиловский стрелок " и за что он подвергся жёсткой критике

"Ворошиловский стрелок", вышедший на экраны 24 года назад, стал классикой. И этот фильм утратит актуальность только при одном условии. 

В русской литературе один из значимых образов - образ маленького человека. Он вызывает сострадание, а его история - бессильную злость. Злость - потому что история маленького человека никогда не заканчивается хэппи-эндом, в финале и речи не идёт о торжестве справедливости и победе зла над добром. 

"Станционный смотритель" Пушкина и "Шинель" Гоголя - это не сказки, это суровая правда жизни.

Справедливости нет. Добро, увы, не побеждает зло. Маленький человек не способен постоять за себя (ну, может, только после смерти, как Акакий Акакиевич), а его обидчики никогда не осознают своей вины и не раскаются. 

Иван Фёдорович Афонин - герой фильма Говорухина - тот самый маленький человек. А кто ж он ещё? Скромный пенсионер, фронтовик, не понимающий новых законов жизни; с виду абсолютно беззащитный. Вот только, в отличие от классического "маленького человека", он не погибает от обиды и несправедливости. Нет. Он берет в руки оружие и мстит своим обидчикам. Вернее, обидчикам своей любимой внучки ("Они не только ее, они меня изнасиловали!"). 

Эта картина в 1999-м подверглась критике. Так, в одном известном издании появилась статья с обвинением создателей фильма в "романизации самосуда и мести". 

«Так нередко люди становятся палачами — и себе, и окружающим», - писал автор статьи. 

И действительно - спустя несколько лет некий пенсионер из Брянской области совершил двойное убийство, а позже признался, что на преступлении его вдохновил фильм Говорухина. 

Ещё пара фраз из статьи о "Ворошиловском стрелке":

«Страшно то, что образ "ворошиловского стрелка" находит одобрение. Возможно, мысль о самосуде возникает как ответная реакция на устойчивое убеждение, что справедливого суда не дождёшься»

Автор, безусловно, прав. Образ мстителя не должен находить одобрение. Но ведь "устойчивое убеждение" о том, что справедливого суда не существует, не на пустом месте возникло. Удивительно, но 24 года назад многие "эксперты" критиковали авторов фильма, образ самого мстителя и "ненормальную" восторженную реакцию зрителей. Но критики самой системы, которая простого человека превращает в безжалостного мстителя, не было.  

"Ворошиловский стрелок" - это единственное произведение в современном искусстве (если брать в расчет качественные фильмы и книги), в котором маленький человек побеждает зло. Когда-нибудь этот фильм утратит актуальность. Но это произойдет только при одном условии: когда не будет коррупции, взяточничества, жесткости… в общем, не скоро. 

Главный диалог в фильме "Ворошиловский стрелок"