Найти в Дзене
Укротитель контента

Город и локации в книге: как создавать новые миры

Оглавление

Какие книги мы перечитываем: те, где герои как сферические кони в вакууме ведут светские беседы? Женские романы с постельными сценами? Дешевые детективы, 50% содержания которых составляют диалоги? Открывать заново хочется те книги, в которые ныряешь с головой. Толкину удалось создать мир, который по уровню реалистичности превосходит реальный. В нем есть свои страны, города и местечки, климат и расы. Характеры персонажей так хорошо проработаны, что ты представляешь примерные реплики, которые они могут произнести. И это подкупает.

Как создать мир, в котором будут вращаться ваши персонажи? Рассказываю, что помогало мне.

Это новый Питер глазами нейрофотографа kseile rogve
Это новый Питер глазами нейрофотографа kseile rogve

Страна и город

Сегодня не касаюсь темы, в которой весь мир — плод фантазии автора. Это удел фантастов, и мне пока не приходилось писать такие работы. Возьмем за основу, что события вашей книги вполне реалистичные, меняется только место действия. Здесь у вас два пути: поселить героев в реальную страну и реально существующий населенный пункт или придумать новый город.

Реальный город

Первый прием требует хорошего знания населенного пункта, где будут развиваться события. Так, в повести «Моя вина», которую я писала в соавторстве, действие происходило в Москве, а герои росли, встречались и ссорились на фоне парков, центральных улиц, кафе и ресторанов столицы. Это было легко — в Москве я прожила 6 лет.

Чтобы описать место, которое есть на карте, но ты его никогда не видел, нужно столь же скрупулезно подходить к делу, как при написании исторического романа. Изучать карты, читать местных авторов, смотреть фотографии. При этом ты можешь ухватить портретное сходство, уловить характер местности и жителей, но в твоей истории вероятны неточности, хорошо заметные тем, кто с городом знаком. Их можно списать на авторский замысел…. Так обычно и делают. Но есть другой вариант.

Дополненная реальность глазами нейрофотографа kseile rogve
Дополненная реальность глазами нейрофотографа kseile rogve

Выдуманный город

Интересно отправлять персонажей гулять по маршрутам, которые проходил сам, но еще интереснее строить маршруты с нуля. В романе, который сейчас пишу, действие разворачивается в Богемграде, небольшом городке с длинной историей, который сочетает в себе черты Европы и России. Ближе всего по стилистике к нему Питер. Здесь та же историческая застройка в центре и хрущовки с новостройками на периферии.

Вначале я придумала город, а потом стало понятно, что у него должна быть привязка на карте России. Так Богемград обосновался недалеко от Архангельска, у Белого моря. Это было важно, так как город портовый, а главные герои много времени проводят в прогулках по набережным, сидят в местных ресторанчиках и загорают на пляже.

Подворотня глазами нейрофотографа kseile rogve
Подворотня глазами нейрофотографа kseile rogve

Локации

Вы можете организовывать встречи персонажей в абстрактных заведениях, но мне было интересно сделать так, чтобы у каждого места была своя история, а кафе и рестораны носили определенный характер. Так, чтобы впредь герои могли заглянуть сюда вновь, а обстановка не поменялась. У каждого из нас есть любимые заведения, чем хуже персонажи книги? Каждую новую локацию я описывала и заносила в отдельный реестр. Так появился файл с названием «Места в городе». Вот выдержки из него.

Вокзал глазами нейрофотографа kseile rogve
Вокзал глазами нейрофотографа kseile rogve

Клуб «Асбест» в ТЦ «Огни города»

«Клуб оказался еще колоритнее недавних «Фриков». В отличие от большинства торговых центров, крыша «Огней города» была не плоской, а двускатной. Так что «Асбест» по сути находился в мансарде. Место потолка здесь занимали тяжелые металлические балки. Там, где они под острым углом упирались в пол, были разбросаны пуфики и кресла-мешки. Сцена, как в цирке, располагалась в центре. А три барных стойки раскидали по углам. Простой бетонный пол в стратегических местах разрисовали указателями. Стрелки с надписями “WC”, «Место для курения» и «Только для персонала» позволяли ориентироваться в пространстве».

Торговый центр Mega

«Огромный торгово-развлекательный комплекс впечатлял своей архитектурой, его пытались аккуратно вписать в застройку, ориентируясь на историческое здание Восточного вокзала, возведенное в 1917 году. Архитектурный проект будущего центра притяжения молодежи перерисовывали, адаптировали и согласовывали несколько раз, пока наконец не остановились на 3-этажном здании в виде подковы. Верхний этаж на три метра выдавался вперед, образуя террасу. Надстройка опиралась на ряд колонн, образующих галерею. Весной и летом здесь устраивали выставки и ярмарки. Когда время выставок заканчивалось, стены заклеивали афишами».

Обратная сторона ТЦ  от нейрофотографа kseile rogve
Обратная сторона ТЦ от нейрофотографа kseile rogve

Особенно приятно было создавать локации, в которых я бы сама охотно побывала. Так в книге появился музей «Правогол», под который переоборудовали здание бывшей водонапорной башни.

«Водонапорная башня простояла пустой еще два десятилетия, пока предприимчивый делец и меценат Юшкин не придумал ей достойное применение. Дмитрий Федорович был не только новатором в стекольном производстве, но и азартным коллекционером и путешественником. Из Питера, Парижа, Милана, с Сахалина и Камчатки он привозил картины неизвестных художников, этнические украшения и посуду, домотканые скатерти и иконы. Для хранения всех этих диковин он решил приспособить водонапорную башню. Выкупил пустующее и медленно приходящее в упадок здание у города, отреставрировал его за свой счет и открыл музей. В ходе реставрации в здании кроме двух стандартных винтовых лестниц появился стеклянный лифт и 5 смотровых площадок, по одной на каждом этаже. До революции музей называли по имени владельца Юшкиным, в простонародье — Юшкой, а в разгар модернизма фонд пополнился большим количеством авангардных работ. Сменилось в это время и название, так бывшая Юшка стала мощным просоветским Правоголом».

Кусочек Правогола из реальности от нейрофотографа kseile rogve
Кусочек Правогола из реальности от нейрофотографа kseile rogve

Топонимика

Как в каждом городе, в Богемграде есть свои топонимы. На западе города протекает река Чернянка. Она соединяет три озера: Черное, Поэтов и Круглое — и впадает Белое море.

У каждой главной улицы, которые расходятся от центральной площади, тоже есть свои названия.

  • Заводская ведет в промзону, к зданию бывшего Стекольного завода и многочисленным складам, часть которых переоборудовано в частные мастерские и фотостудии.
  • По Новой можно проехать к аэропорту и на набережную Онега.
  • По Садовой вы дойдете в историческую часть города с небольшими старинными особняками.

Улиц на самом деле сильно больше, но смысл понятен, а перегружать статью не хочу.

Улицы Питера (Богемграда) глазами  нейрофотографа kseile rogve
Улицы Питера (Богемграда) глазами нейрофотографа kseile rogve

Карта

Карта города появилась уже по ходу повествования. С созданием каждого нового места приходилось представлять, где оно расположено относительно других локаций. Город рос. В нем открывались больницы, клубы, банки, кинотеатры, ТЦ и фитнес-центры. Росла и карта.

Сейчас это чертеж формата А2 (листы склеивала), на котором схематично отражено, где находятся самые значимые объекты инфраструктуры, а также дома героев. Она очень выручает, когда нужно написать, куда отправились персонажи: на юг или север, в центр или в пригород.

Красивая архитектура глазами нейрофотографа kseile rogve
Красивая архитектура глазами нейрофотографа kseile rogve

Что хотела сказать, собственно

Придумывать города весело, но будьте последовательны. Старайтесь, чтобы город казался реальным, только тогда читатели будут ходить вместе с персонажами по улицам, сидеть рядом в парках и мечтать о поездках на побережье. У меня впереди большой путь. Зафиналить карту, докрутить локации. Все это буду делать на этапе редактуры книги. Дописать осталось, кстати, всего 3 главы.

В статье использованы фотографии нейрофотографа kseile rogve. Вступайте в его группу в вк.

Благодарю, что прочитали статью и поставили лайк. А также напоминаю, что автор — копирайтер и редактор. У меня вы можете заказать контент-план, пачку постов на месяц, статьи в свой блог или на сайт. Сотрудничаю с компаниями и экспертами. Опыт в контент-маркетинге — 16 лет. Мой телеграм.