Обычно, когда пишут о Sealion (SS-315), то указывают, что это Sealion II. Первый известен тем, что стал первой американской подводной лодкой, погибшей во Вторую мировую войну. 10 декабря 1941 года он был разбомблен японской авиацией во время ремонта на филиппинской верфи. Были убиты четверо его моряков.
А второй оказался единственной подводной лодкой союзников, сумевшей потопить японский линкор. Лейтенант-коммандер Эли Томас Райх был страшим офицером на первом "Морском льве" и командиром на втором.
Лодку спустили на воду 31 октября 1943 года.
А 8 июня 1944-го она вышла в свой первый патруль. Последний смотр перед отправлением. Райх обходит экипаж:
Столкнувшись по пути с китом, лодка 21 июня в Южно-Китайском море совершила свою первую, оказавшуюся безуспешной, атаку и подверглась первой ответной бомбёжке глубинными бомбами. Но далее дела пошли на лад и за 44 дня патруля лодка потопила 5 японских судов
Так она возвращается, украшенная японскими флагами по числу побед
17 августа 1944 года лодка вышла во второй патруль. 31 августа потоплен японский минный заградитель SHIRATAKA
12 сентября потоплены военный транспорт Nankai Maru (8416 брт) и японский торговый грузопассажирский корабль Rakuyo Maru (9418 брт).
И вот тут случилось большое горе. Rakuyo Maru перевозил пленных англичан и австралийцев. На борту было порядка 1300 пленников, но кто же знал... 15 сентября Sealion и другие лодки получили приказание вернуться и попытаться спасти выживших. Всего нашли 160 человек, 54 из них подобрал Райх
Покрытые нефтью, истощённые и страдающие от авитаминоза, они были в жутком состоянии. Четверо умерли прежде, чем лодка добралась до берега.
Третий патруль начался 31 октября, ровно через год после спуска на воду и ознаменовался замечательными событиями.
Во время плановой проверки цепей запуска торпеды вместо испытания пустого торпедного аппарата торпедисты замкнули цепь на полностью снаряженном. Торпеда отправилась в путь, вынеся с собой переднюю крышку торпедного аппарата. Опасность взрыва была небольшой, потому что торпеда должна была пройти около 220 метров, прежде чем взрыватель встанет в боевое положение.
Но от давления морских глубин внутренние помещения теперь отделяла только задняя крышка. Однако Райх, учитывая, что глубины в районе патрулирования были небольшие, а аппарат кормовой, решил продолжить выполнять боевую задачу. Вы наверно себе подумали, что проблемы с торпедами на этом закончились? Таки нет, через день загорелась батарея электрической торпеды Мк-18 в одном из носовых торпедных аппаратов, заполнив дымом носовой торпедный отсек.
Райх поднялся на поверхность и на максимальном заднем ходу выстрелил и эту торпеду. Минус две из двадцати четырёх, так что кое-какой запас ещё был.
В 00:20 21 ноября радиометрист обнаружил цели на дистанции чуть ли не вдвое большей, чем должен был быть способен. Командир отнёсся к докладу скептически, на метрист энсин Дэниел П. Брукс настаивал на том, что это должен быть контакт. И ведь оказался прав - три линкора — «Ямато» , «Нагато » и «Конго» — направлялись в Японию для ремонта повреждений, полученных в битве при заливе Лейте, и шли со скоростью 16 узлов для экономии топлива. Их сопровождали лёгкий крейсер и четыре эсминца.
Японцы засекли излучение радара лодки, однако с погрешностью до 70 градусов. После короткого обсуждения на мостике «Ямато » адмирал Курита приказал изменить курс, но скорость оставалась по-прежнему низкой и корабли шли без противолодочных зигзагов.
Sealion в надводном положении со скоростью 20 узлов вскоре догнал их, а в 02:45 лодка шла впереди конвоя. Он занял позицию для стрельбы и выпустил все шесть электрических торпед Mk-18 из носовых торпедных аппаратов. На достаточно низкой скорости в 30 узлов Mk-18 требовалось около трех минут, чтобы добраться до вражеского корабля. Поэтому лодка развернулась и выпустила ещё три торпеды из кормовых торпедных аппаратов (один-то был неработоспособен).
Через минуту экипаж увидел вспышки и услышал взрывы первого залпа.
Две торпеды «Морского льва» попали в линкор «Конго»
Хотя значительная часть отсеков левого борта и котельные №№ 6 и 8, были затоплены, опытный экипаж «Конго » поначалу мало беспокоился.
Второй залп должен был попасть в «Нагато », но тот сумел увернуться и торпеды достались эсминцу «Ураказе». Его артиллерийские погреба сдетонировали и всё закончилось в считанные мгновения.
На американских подводных лодках было принято писать имена на торпедах, скажем, жён или подруг. Однако в ту ночь они несли имена Фостера, О'Коннелла, Пола и Огилви — людей, погибших при бомбардировке Sealion-1 тремя годами ранее.
К 03:10 « Морской лев» перезарядил свои торпедные аппараты и вернулся к отслеживанию конвоя, который ускорился и начал двигаться зигзагами.
На борту флагмана «Ямато» адмирал Курита получил известие, что с повреждениями «Конго » похоже удастся справиться, и решил сохранить скорость, пытаясь уйти от преследования американских подводных лодок. По мере того, как погода ухудшалась, а корабль продолжал поддерживать скорость 16 узлов, повреждения корпуса « Конго » становились все более серьезными и вызывали новые затопления, вынуждая линкор приостановить движение зигзагами и снизить скорость до 12 узлов. Постепенное затопление продолжало распространяться через протечки, трещины в переборках, растянутые швы и трубы по всему кораблю.
Стрелять подводной лодке больше не понадобилось. В 05:24 огромный взрыв осветил море, и Конго исчез. Из более чем 1200 членов экипажа выжило лишь немногим более 200 человек.
После этого патруля лейтенант-коммандер Эли Томас Райх пошёл на повышение, занимая последовательно всё более высокие посты. Службу закончил в звании вице-адмирала, умер в 1999 году, прожив 86 лет.
Sealion до конца войны совершил ещё три патруля, но потопить сумел только небольшой тайский танкер и японское судно снабжения, зато неоднократно подбирал сбитых американских лётчиков. После войны лодка неоднократно модернизировалась с целью превратить её в транспортную подводную лодку и носитель специальных сил и средств
Выведена из эксплуатации в 1970-м году, затоплена как цель во время учений 8 июля 1978 года.
А это статьи о самых успешных американских подводниках
И наоборот, о тех, кому фатально не повезло:
..................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: