Удивительно, что кто-то из святых мог говорить о "личных границах". И хоть старец Эмиллиан (Вафидис) не употреблял этот термин, но он советовал добиваться не только, чтобы стать независимым от влияния ближнего, но и не позволить никому вмешиваться в вашу жизнь.
Расскажешь, похвалишься тут же – потеряешь. И неважно чего это касается: денег, работы, счастье, детьми, планами….
Все люди хорошие несомненно, но к себе нужно подпускать лишь избранных вашим сердцем. Осторожничать с теми, кто распущен в своём внешнем поведении. Вряд ли такой человек будет заботиться о благопристойности в своей души. Можно с таким, не соблюдающим правил приличия, вести себя деликатно, вежливо, без осуждения, но близко сходится с таким человеком нельзя.
Чувства надо хранить, как свои так, и чужие. Вплоть до того, даже думать о том, как ты ходишь, как стоишь, как двигаешься, смотришь. Чтобы не смутить тем самым брата своего. Ведь даже душу чужого мы должны беречь, как зеницу ока. И не стать для него случайно возможным соблазном, через который он падёт, а мы лишимся Божьей любви.
Мы не вольны вести себя как угодно.
Каковы бы не были стремления и желания наших друзей, знакомых родных, мы должны научиться укрываться от них, как от дождя укрываются под крышей или зонтиком. Мы не можем изменить их настроение, как не можем прекратить холод или остановить дождь, но мы можем правильно от них абстрагироваться.
С тем, кто любит болтать, можно научиться молчать, чтобы не опустошаться, а на личные вопросы можем отвечать уклончиво.
То есть от ближних нужно научится защищаться.
Мы не должны давать права ближнему свободно спрашивать нас, о чем он хочет. Это нас унижает… Как ты позволяешь человеку задавать тебе вопросы о вещах, о которых ты сам не говоришь?! Мы должны стыдиться, если нас спрашивают. Ведь когда тебя спросят о том, где ты был и что делал, то спросят и обо всем прочем. Один вопрос повлечет за собой и другие, и ты не знаешь, чем кончится дело.
Помните, мы тогда даем ближнему на нас права, когда сами говорим много лишнего.
А если мы ведем беседу о третьих лицах и несерьезных предметах, то мы вообще теряем свое человеческое достоинство и становимся похожими на скотов, им уподобляясь.
Необходимо идти "царским путем", то есть, чтобы наша общительность, могла соединяться с хранением ума и уст.
Одной молодой замужней женщине, когда она жаловалась, что в ее отношения влазит ее мама, старец так и сказал: «Ты даешь ей на это право. Сама всегда жалуешься, рассказывая о ваших трудностях. Не давайте другим, даже самым близким людям, лишнюю информацию о себе, о своей семье». Это очень-очень важно понять, ведь часто наши трудности и непонимания с родными происходят оттого, что мы, не находя опоры в Господе, обсуждаем с ближними всё то ,что нас беспокоит, тяготит. Лучше всего довериться о чем-то личном, попросить совета только своему духовнику или у человека, который имеет страх Божий. Или тому, кто относится к тебе уважительно и сам не говорит лишнего о себе и о других. Иначе можно нажить большие неприятности.
Святые советуют, чтобы мы не каждому открывали свое сердце, так и старец говорит, что не открывай свои помыслы другим. Бывают дни, когда так хочется рассказать родным, что вас волнует, но проходит время и вы получаете неожиданный "удар, бумеранг" от ваших же откровений. Очень часто секрет перестаёт быть таковым, как только его произносят хотя бы одному человеку. Ему непременно хочется с кем поделиться тоже.
Да и вообще можно жалуясь потерять человека, особенно о других людей, тот видит вашу слабость, лицемерие, тем самым вы сами заставляете его перестать себя же уважать.
Да и потом, когда мы позволяем кому-либо вмешиваться, мы мало того, что впускаем его в свою жизнь, так еще ии слушая его советы, а чаще всего редко, когда они по-настоящему мудры, запутываемся еще больше, страдаем, мучаемся, при этом можем стать мучениками от своей же глупости без всякого венца от Бога.