Найти в Дзене
The Music That Rocks

Как можно (нужно?) слушать музыку

Оглавление

Часть третья

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinskiy 2.2.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinskiy 2.2.

Продолжаем разговор о способах прослушивания музыки (начало темы – тут, продолжение - здесь).

Давайте порассуждаем про радио, которое многие предпочитают альбомам, да и вообще, системному подходу к прослушиванию музыки. Я не буду грузить читателей историческими выкладками и аналитикой по аудитории тех или иных радиостанций – задача этих заметок в этом не состоит. Цель – понять, почему до сих пор множество людей предпочитают радио, обсудить его минусы и плюсы, а также сопоставить с системным прослушиванием музыки. Под системой я понимаю образ действий, когда мы исследуем жанр, исполнителя, направление, изучая определённые работы (будь то альбомы, ключевые произведения) или читая профессиональную литературу, а потом сопоставляя написанное с музыкой.

1. Почему люди слушают радио?

Масса вариантов, самый очевидный из которых, заключается в том, что радио слушают, как правило, люди, далёкие от каких-либо музыкальных пристрастий и вкусов. Попробуйте задать таксисту, в машину которого Вы сели и услышали радиоволну, почему он сопровождает свои поездки этим источником звуков. Скорее всего, Вы услышите одну из множества версий ответов (от «чтобы не заснуть» до «хочу находиться в курсе последних новостей»), никак не связанных с музыкальными предпочтениями (за исключением «Радио «Шансон», конечно же). А если они и будут иметь место, то исключительно в вариациях «Ну, нравятся песенки, которые ставят» или «Да просто чтобы что-то играло». В общем, такая музыкальная непритязательность.

Но нас интересуют люди, которые слушают радио из-за необходимости припасть к музыкальному источнику. А среди таких находятся и те, кто предпочитает определённые стили и жанры, но по какой-то причине не обеспечивает самопоставки. Какие же причины могут быть?

Лень. Любовь к музыке не обязательно сопровождается приложением усилий по её изучению и поиску. А тут – что-то в целом нормальное для слуха и вкуса, уже готовое и отобранное для тебя. Эдакое «Всё включено», только бесплатное. Для многих – идеальный вариант.

Твёрдое убеждение, что ничего искать не нужно, а с музыкой всё обстоит предельно просто. Я лично знаю несколько таких людей среди своих друзей и знакомых. Они могут быть без ума от какого-либо исполнителя, но слушать у него пару-тройку композиций, намеренно или неосознанно ограничивая сами себя в открытии другого багажа этого музыканта / музыкантов. Когда ты таким людям начинаешь рассказывать, что у понравившейся им группы, к примеру, есть и другие, не менее интересные, творения, то, как правило, побудительный эффект таких рассказов стремится к нулю. «А, ну, понятно…», «Да мне этого достаточно…», «А мне у них вот это больше всего нравится» (при этом остальное они не слушали). Ну и так далее.

Нежелание усложнять свою жизнь и тратить время. Эта причина в равной мере относится к двум вышеуказанным.

Любовь к радио, как способу узнавать о новой музыке. Самая противоречивая и перспективная категория. Эти люди намеренно слушают приёмник, чтобы влиться в поток актуальной и свежей музыки. «Старьё» их, скорее всего, не интересует и вызывает брезгливость. Новинки в большинстве случаев влекут восторг (потому что сравнение со «старьём» ведёт к заведомо известному результату). Радио, какая-нибудь «Европа плюс», им в этом плане подходит идеально (если это не «Ретро FM», конечно).

Почему «самая противоречивая»? Потому что эти люди зачастую убеждены, что разбираются в музыке и много чего слушали / знают. Но на самом деле напоминают чувака в трекошках, сидящего на диване и смотрящего одни новости. Диванный эксперт.

Почему «самая перспективная»? Потому что эти люди успешнее всего поддаются переводу в категорию истинных ценителей и опытных меломанов. Как-никак, они не могут без музыки – это раз. И какой-никакой, но опыт («бэкграунд», как сейчас модно выражаться) у них тоже имеется – это два.

Имеется масса других объяснений, но я их не буду перечислять, иначе Вы перестанете читать эту заметку, угрожающе превращающуюся в статью, уже на этом самом месте (если ещё не перестали).

2. Почему радио – это отстой?

Тут буду краток.

2.1. Не Вы заказываете музыку. Это как прийти в ресторан, попросить меню, а в ответ получить безальтернативное готовое блюдо и счёт.

2.2. Реклама. Дальше идут маты и сплошное запикивание.

2.3. Ди-джеи и болтовня. Не знаю, как Вас, а меня просто бесит вся эта манера ведения радиоэфиров. Единственные исключения: а) Комментарии музыки по делу – дельные и короткие; б) Шоу «Бачинский и Стиллавин». Этим можно было всё, это было смешно, увлекательно, остро и в тему. Я сам был среди тех, кто записывал эфиры на кассеты. Да, славные были когда-то времена на радио «Максимум»…

2.4. Весь облик современного российского официального радио. Да, это отстой сам по себе, настоящий и безнадёжный.

2.5. Объективная невозможность углубиться в процесс познания музыки. Если только это не какие-либо специализированные радиостанции, на которых, к примеру, круглосуточно звучит только какая-то определённая музыка, без вышеперечисленных минусов или с их минимальным присутствием.

3. Почему радио – это круто?

Хм…

3.1. Возможность расширить музыкальный кругозор. Но! При условии, что знакомство с заинтересовавшими Вас исполнителями продолжится вне эфира.

3.2. Экономия времени и сил на подборку, изучение, анализ и сопоставление – всего этого и многого другого, чем чреват меломанский процесс. Опять же – для этого Вы должны найти хорошее радио, которое Вам подходит.

3.3. Готовый фон для любых занятий, где Вам требуется звуковое сопровождение.

4. Почему нельзя стать меломаном, слушая радио?

См. минусы. Можно только добавить, что музыкальный вкус, как и, например, вкус в вине, формируется пробой. А радио произвольно затрагивает предпочтения, угадывая или ошибаясь. Станете пробовать сами – обязательно что-то выйдет (тут нужно понимать, что дурной вкус также может сформироваться и тогда «Душа монаха» будет для Вас вершиной виноделия). Радио может лишь подтолкнуть к поиску. Ну или сбить с толку.

Настоящие меломаны слушают сами. А потом ведут передачи на радио ))

5. Моё мнение.

Я не любитель радио – причины этого изложены выше. И мне кажется, Россия не блещет разнообразием в этой сфере. Возможно, я ошибаюсь, и кто-то из читателей приведёт в комментариях примеры отличных радиостанций (не тех, что вещают в интернете, а вот именно которые можно поймать на приёмнике). И выбирая между волной, изрыгающей неудобоваримую смесь непонятных песен, тупой болтовни ведущих, засилья рекламы и дурновкусия, и просто тишиной, я предпочту последнее.

Вот идеал радио. Это то, что делали персонажи фильма «Рок-волна». Или ещё есть старый отличный фильм про пиратскую радиостанцию – «Прибавьте громкость» (1990). Наслаждение отличной музыкой и чистые эмоции. Где-то в параллельных мирах…

///

Продолжение следует…

Первая часть заметок

Вторая часть заметок