Найти тему
Друг Народа

"Штефаник" - словацкий бронепоезд 1944 г. в братиславском музее транспорта

Немного истории - словацкий бронепоезд "Штефаник" был построен во время антифашистского Словацкого восстания, которое началось началось 29 августа 1944 г. Бронепоезд был построен на ж/д заводе г. Зволен в короткие сроки с 4 сентября по 18 сентября. Еще один бронепоезд "Хурбан" словаки построили к 25 сентября 1944 г. Два этих бронепоезда участвовали в боях против немецких оккупационных войск в Словакии, причем "Хурбан" был полностью уничтожен.

Броневагон с 75-мм пушкой vz.15. Авторское фото
Броневагон с 75-мм пушкой vz.15. Авторское фото

Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии. Хамство и не нормативная лексика не приветствуются

"Штефаник" имел один броневагон с одной 75-мм пушкой vz.15 в торце, которая стреляла вперед, еще два броневагона имели башни от танков LT vz.35 (по немецкой классификации Pz.35(t)). В состав бронепоезда входило еще несколько броневагонов с 10 пулеметами калибра 7,92 мм. Кроме того, были еще несколько открытых ж/д площадок с бронированием по периметру, на которые устанавливались целиком словацкие танки LT vz.35 (из небольшой словацкой армии). Сколько всего было бронеплощадок в целом в бронепоезде "Штефаник" не понятно.

Ныне бронепоезд "Штефаник" находится в Музее транспорта "Museum Dopravy" (г. Братислава, Словакия). Музей располагается в здании бывшего ж/д вокзала, причем броневагоны "Штефаника" стоят на прямо у перрона. Собственно в музее показываются только одна открытая контрольная площадка, один броневагон с 75-мм пушкой vz.15 в торце, один броневагон с башней от танка LT vz.35 и один закрытый броневагон с пулеметами. Причем, важный нюанс: броневагон с 75-мм пушкой - бутафория, созданная в 2009 г. на базе ж/д платформы выпуска 1974 г. (!). Оригинальные по поезда "Штефаник" только пулеметный броневагон и броневагон с танковой башней, причем танковая башня LT vz.35 тоже бутафорская (см. фото). Локомотива бронепоезда нет, как и других броневагонов. Зато понятно, почему словаки так быстро сделали этот бронепоезд - он откровенно слабый по вооружению на 1944 г.: всего одна 75-мм пушка и несколько 37-мм.

Броневагон с башней от танка LT vz.35. Авторское фото
Броневагон с башней от танка LT vz.35. Авторское фото

Название "Штефаник" не случайное - Милан Растислав Штефаник (1880-1919 гг.) был инициатором формирования в армиях Антанты в годы Первой Мировой войны национальных подразделений из военнопленных чехословаков. Помните восстание Чехословацкого корпуса в годы Гражданской войны в России? Кроме того, М. Р. Штефаник решил объединить чехов и словаков в одном государстве.

Командиром бронепоезда "Штефаник" был капитан Ф. Адам, его помощник лейтенант А. Текели, экипаж состоял из 70 человек. Первые бои начались 27 сентября, в ходе которых немецкая авиация повредила паровоз, который починили. 25 октября немцы захватили г. Зволен и бронепоезд "Штефаник" прикрывал отход восставших, последним покинув город. В ходе боев он был заблокирован и экипаж, чтобы не быть уничтоженным, бросил свой бронепоезд, продолжая сражаться в партизанском отряде. Судьба очень схожая с советским бронепоездом № 56 войск НКВД, по истории которого снят фильм "Крепость на колесах".

Дата посещения: сентябрь 2013 г.
Словакия, г. Братислава, Museum Dopravy, ул. Sancova 1A, координаты: 48 9 20.07, 17 6 21.75.

Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским

Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз

Другие статьи канала - Военная техника в советском фильме «Крепость на колесах» (1960 г.)

Бронированный поезд Л. Д. Троцкого в годы Гражданской войны

Разруха на ж/д транспорте в годы Гражданской войны в России