7 ноября 1941 года в Москве состоялся парад, который был очень нужен. Немцы, когда уже капитулировали, когда прошло много-много лет с даты окончания Великой Отечественной, писали, что Сталин, дескать, несмотря на тяжелое положение Красной армии под Москвой, продолжал пировать и устраивать парады. Но мы-то должны понимать, что тот парад, наоборот, был устроен, чтобы поднять боевой дух РККА.
То, как прошло знаковое мероприятие, можно описать одним словом: чудом!
Расскажу, почему так.
Дирижер примерз
Тот парад был самым коротким в истории СССР. Он длился всего лишь 25 минут. При этом по брусчатке Красной площади прошли:
· 28 тыс. бойцов и командиров;
· 140 артиллерийских орудий;
· 160 танков;
· 232 автомашины.
Ситуация перед парадом была непростая. Немцы постоянно бомбили Москву. Но в ночь на 7 ноября небо затянуло, пошел снег. Вражеская авиация не могла совершать боевые вылеты. От этого, впрочем, легче не было, потому что день 7 ноября 1941 года выдался очень холодным.
В тяжелых условиях пришлось работать сводному оркестру.
Аза Агапкина – дочь дирижера и композитора, автора «Прощания славянки» Василия Агапкина, вспоминала, что музыканты мерзли. Знаменитый советский музыкант и дирижер стоял на Красной площади со смерзшимися губами. Когда оркестру нужно было отойти к ГУМу, Агапкин не смог дать соответствующую команду. Мышцы не слушались.
У оркестрантов, игравших на духовых инструментах, замерзли вентили. Их пришлось отогревать.
Сам же Василий Агапкин не только не смог дать необходимые команды, у него не получалось сдвинуться с места, потому что сапоги примерзли к помосту. Один из подчиненных заметил это и помог дирижеру.
Вот так всё было сложно.
Непросто пришлось и киношникам, которые должны были отснять материал для документального фильма.
Воспоминания оператора
Марк Трояновский написал мемуары, где, в частности, рассказывается, что съемочную группу заранее предупредили о необходимости снять парад. Однако случилась какая-то накладка. Киношники не успели к началу парада, не сняли речь Сталина. А она была очень важной.
Хвост пехоты успела снять оператор М.И. Сухова. Она, к сожалению, погибла на фронте в 1943 году. А сам Трояновский снимал кавалерию и танки.
Кадры получились хорошими. Однако без речи Иосифа Виссарионовича они стоили мало.
Стали думать, что же делать. Решили уговорить Сталина переснять речь в студийных условиях. Никто не знал, как к этому отнесется лидер государства.
Сталин прекрасно понимал значение и силу пропаганды, поэтому согласился переснять своё выступление. Только никто не знал, когда получится это сделать. Несколько дней съемочная группа была как на иголках. Декораторы в студии воссоздавали вид трибуны на Красной площади.
И вот Сталин «созрел», сообщив, что съемки должны пройти 27 ноября.
Возникла проблема: 7 ноября на улице было холодно. Изо рта вождя шел пар. На студии открыли настежь все окна, получилось воссоздать обстановку, которая была на параде.
Сталин явился с текстом речи, где были выделены те моменты, которые обязательно должны были войти в документальный фильм.
Иосиф Виссарионович в своей речи выразил уверенность, что гитлеровская Германия в скором времени должна лопнуть под тяжестью своих преступлений. Так и произошло. Только ждать пришлось не полгода-год, как говорил Сталин.
Съемки на студии прошли удачно, и вышел документальный фильм Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецких войск под Москвой». Эта картина получила «Оскар» как лучший иностранный документальный фильм.
Последствия парада
Возможно, всё было не совсем так, как я напишу. Но, на мой взгляд, тот парад воодушевил бойцов Красной армии. Они грудью встали на защиту Москвы.
Если до этого немцы были уверены, что победят – из Германии даже начали высылать парадную форму – то потом произошла катастрофа для немецкой армии.
Генерал Гальдер, который летом не сомневался в победе своих солдат, в конце осени 1941 года писал уже, что русские сражаются до последнего человека, редко сдаются в плен.
Факт, о котором редко вспоминают:
7 ноября 1941 года не только в Москве был парад. Аналогичные мероприятия прошли в двух значимых советских городах. Во-первых, в Куйбышеве (Самара), который стал резервной столицей Советского Союза. Во-вторых, в Воронеже, который до сих пор претендует на звание города-героя, но пока остается только городом воинской славы.