Сегодня Святая Церковь чтит память отцов всех шести Вселенских Соборов, но мы мысленно присовокупляем сюда и отцов седьмого Вселенского Собора в силу того, что, когда случился шестой Вселенский Собор, было установлено празднование всех отцов, а признание седьмого Собора Вселенским произошло позже. Поэтому чисто исторически так получилось. Но вообще этот день посвящается всем тем мужам, вырабатывавшим формулировки правил веры для Церкви, которыми мы по милости Божией пользуемся до сих пор. Все мы прекрасно знаем, может даже со школьной скамьи, как трудно вообще человеку выражать собственные мысли. Это особое искусство, поэтому, например, книги философов всегда очень ценились, но мало кто способен их даже читать. Человек, который способен додуматься до чего-то такого и ещё это изложить на бумаге, чтобы это было стройно и понятно, ещё имело некую литературную форму – это большая редкость. Читать ещё кое-что обычно люди могут, а уж написать... Письмо в четыре строки, даже официальное, чтобы найти человека, который способен такое письмо написать, будь у него четыре высших образования, не так-то просто. Такая большая сложность.
Это не значит, что эти люди, которых мы сегодня прославляем, вспоминаем молитвами, молимся им, поём величание, все обладали таким особенным литературным или поэтическим даром. Нет. И не все из них были святые. Хотя на каждом Соборе присутствовала некая доля людей, которых впоследствии Церковь прославила и как святых. Но это уже позже, некоторых даже через несколько веков. Почему же тогда их называют святые отцы Вселенского Собора? Дело в том, формулировки давались им с таким трудом, потому что очень трудно то, что написано в Евангелии, определить таким языком, можно сказать, богословско-научным. А зачем это нужно? Чтобы не имелось на один и тот же текст двух толкований. Сейчас очень часто употребительно стало слово “адекватный”. Если человек говорит “Manchester”, а его понимают, как “Liverpool”, то это называется неадекватным восприятием. Когда человеку, например, какие-то маленькие предметы кажутся большими, о нём говорят, что у него неадекватное восприятие мира. Или, например, ему кажется, что его преследует КГБ. Ему объясняют, что КГБ уже не существует, существует ФСБ, ВСР, ГРУ. Ему всё равно кажется, что он такой значительный человек, что его преследуют. Наверху сосед КГБ, внизу КГБ, снизу КГБ. Мания преследования — это обычное заболевание. Оно может в такой форме выражаться, но это тоже неадекватное восприятие мира. Он воспринимает как реальность то, чего на самом деле нет. По крайней мере по отношению к нему лично. Очень трудно выработать эту адекватную формулировку таким образом, чтобы все присутствующие на Соборе понимали её одинаково. В Церкви, слава Богу, никогда демократии никакой не было и быть не может, потому что это противоречит вообще замыслу Божию. Это изобретение сугубо языческое, а язычество, как мы знаем из откровения Божия — это есть мерзость перед Богом. Поэтому в Церкви строй священной власти иерархический. “Архи” — это власть, “иерос” - священный. Поэтому существует иерархия. Во главе иерархии стоит Господь Иисус Христос, Он есть Глава Церкви. Хотя журналисты иногда называют какого-то человека главой какой-то церкви, но это, конечно, по их неграмотности, неразвитости. От журналиста много не требуется, главное, чтобы похлеще было, а больше ничего не надо. Тот, кто читает то, что они пишут — это те, кто не читают трактаты философов, это несовместимо. Высказать эти формулировки было бы невозможно без помощи Святого Духа. Каким образом найти такие слова, которые признали бы все? Причём не только те, которые участвуют в данном Соборе, но и те, которые будут жить позже и те, кто живут одновременно, но туда не приехали. И вообще, чтобы сам народ церковный с этим согласился. Это нельзя каким-то большинством голосов решить. Были Соборы, которые в дальнейшем, хоть и объявляли себя и святыми, и Вселенскими, но их авторитет потом был отвергнут, не был признан. Был даже такой Собор, который остался в Церкви под названием “Разбойничий”. После этого, конечно, было много разбойничьих Соборов, это время от времени в Церкви повторяется. Люди есть люди, поэтому деньги и власть всегда влияют на людей. Все люди грешные, мало кто может большие суммы денег отвергать из каких-то принципов, даже религиозных. Степень веры у всех разная и по разным случаям колеблется. Иногда даже просто от лени – неохота, устал, тяжело или голова болит, и уже человек готов проигнорировать какое-то явление, которое существует в Церкви. Вот собираются люди, обличённые архиерейской властью, и решают. Каким же образом Дух Святый действует? Почему мы называем их святыми отцами, хотя по своей жизни они не все были святыми? Как это происходит? Совершенно точно так же, когда мы с вами, грешные люди, во главе с грешным священником молимся Богу, наливаем эмалированное ведро хлорированной воды, и она становится святой. Это никоим образом не зависит от того, кто из нас свят, кто грешен. Может быть, среди нас вообще стоят люди некрещёные, просто из интереса зашли. А священник, может быть, пьяный.
Ельцин в своей биографии написал, что его крестил пьяный священник. Но ни один человек и сам Ельцин не усомнился в том, что его крещение действительно. Какая разница, пьяный он или непьяный, он за это перед Богом ответит. Крещение от этого хуже не становится. Понятно, что не человек совершает крещение, а Бог.
Так и со времен апостольских, потому что такой порядок узнать волю Божию завели ещё святые апостолы, которые собрались подумать и решить, а в чём же есть воля Божия. И Господь Святый Дух им это открыл, что нужно отделить от их среды одного, Матфея, и поставить его двенадцатым вместо отпавшего Иуды. Было такое решение. Кто хочет, в Деяниях Апостолов можно ещё почитать, что решили апостолы. Это стало законом церковной жизни. Вот так Дух Святый может действовать через грешных людей. Поэтому мы прославляем этих людей, потому что, хотя бы на тот момент, когда они были на этом Соборе, на одном из Святых Вселенских Соборов (хотя авторитет других Соборов, не вселенских, является не менее значительным, например, Трулльский Собор и так далее), на этот момент Сам Господь Святый Дух говорил через этих людей. А что это значит? Это значит, что на тот период они являлись пророками. А потом? А потом даже кто-то из них мог и в ересь впасть, отпасть от Церкви, вообще, что угодно. Как же так может быть? Очень просто для объяснения. На самом деле это, как и всё, что происходит с человеком, происходит очень сложно. Нельзя сказать, почему человек заболел – это всегда комплекс причин. Некоторые думают: “Отчего же это со мной случилось?” Не бывает тому одна причина, всегда очень много. Одну-две можно выявить. Например, промочил ноги, заложило нос. От того, что промочил ноги, возникла разница температур между стопами и всем остальным телом. В результате этого произошёл дисбаланс и организм отреагировал насморком. Но это только одна из причин, а их ещё много – недостаток витаминов, например, усталость общая, раздражительность, обида. Всё это может способствовать тому, что организм отреагирует насморком. Всё это выявить не представляется возможным, всё в человеке очень сложно устроено. Допустим, мы читаем Библию. Библия есть Священное Писание. В чём его священность? Церковь верует, что Библию, хоть и писали люди, но рукою этих людей водил Сам Бог. Поэтому несмотря на то, что разные книги, из которых состоит Библия, написаны в разные эпохи, некоторые отстоят друг от друга на тысячу лет, тем не менее, когда мы читаем, у нас ощущение, будто писал один и тот же человек. Хотя тексты даже на разных языках, разные слои существуют. Некоторые исследователи вообще усматривают, что у Книги пророка Исаии два автора. Так и указывают — Исаия Первый, Исаия Второй, одна книга вплетается в другую. Но Исаия ведь был один. Как это случилось? Дело в том, что эти книги всегда были записаны много позже времени тех событий, которые там описываются. Это естественно, за исключением Евангелия, которое написано через два-три десятка лет после описываемых событий. Это не такой большой срок. Так вот, есть в Библии книги, которые были написаны не святым человеком. Это царь Соломон, который написал Песнь песней, Экклезиаст, Премудрость Соломона, Притчи Соломона. Он написал эти книги, и они стали Священным Писанием, но сам он Церковью не причислятся к лику святых. Интересный парадокс. Неужели Бог говорил через человека, который не очищен благодатью Святаго Духа? Нет, не так. Дело в том, что тогда, когда Соломон это писал, он был свят, потом отпал. Поэтому то, что он написал внушением Святаго Духа — это есть свято, и Церковь это признаёт своим Писанием. Хотя можно было это всё вычеркнуть, навести цензуру. А цензуры бывали в истории. Например, Лютер, который был профессором, учёным человеком. Ему показалось очень странным, что одни книги Ветхого Завета написаны на еврейском, другие на греческом. Он решил, что греческий недостаточно убедительный по смыслу, поэтому просто взял и изъял одиннадцать книг из Ветхого Завета. Поэтому, когда мы читаем Библию, изданную у протестантов, там всегда прописывается - “канонические книги”. Хотя те, которые он выбросил, тоже являются каноническими, они тоже входят в канон Священного Писания, но он просто решил их убрать. Вся обида Лютера на эти книги в том, что они существуют пока только в греческом варианте. Потом переводят, конечно, на языки мира, но изначально так. Может быть, среди кумранских рукописей, которые евреи совершенно перестали публиковать с некоторых пор, там есть и они, мы не знаем. Они положили их под спуд, потому что кумранские рукописи их обличают. Они показывают, что этот древний еврейский текст гораздо ближе к греческому, чем к тому, которым они теперь пользуются. Ясно, что с текстом поработали. Поэтому они решили все публикации прекратить, чтобы не вносить смущения в среду верующих иудеев. Понятно, что с этими текстами работали люди, которые профессионально этим занимались. Это уже случилось позже, когда формировались книги Талмуда, уже с первого по седьмой век, когда была уже активная антихристианская борьба по всем синагогам мира.
Я не об этом хотел говорить, а именно о том, как случается, что даже человек грешный может время от времени говорить человеку истину. Как это происходит? Всех причин мы, конечно, выявить не можем, но некоторые можем указать. Например, мать и дитя. Даже самая неразвитая мама может говорить своим детям, когда их воспитывает, абсолютно правильные вещи. Она может им даже говорить то, что сама не делала в детстве, призывать своих детей к тому, чего сама никогда не выполняла, потому что она слышала это то ли от других людей, то ли в Священном Писании прочла. Её любовь к своему дитя понуждает её на то, чтобы она говорила не из отрицательного опыта своей жизни, а говорила истины, откровенные Самим Богом. Почему Господь время от времени может сквозь толщу человеческого греха, которая находится у него в сердце, вдруг открывать ему истину? Потому что мамой руководит любовь к ребёнку. Эта любовь даёт возможность Богу сквозь её грех пробиться истине. Такой интересный феномен психологический. В переводе с греческого означает "изучение души человека”. Нечто подобное и происходило на Вселенских Соборах, когда часто несовершенные, грешные люди, но облечённые церковной властью, облечённые именно Церковью излагали истину.
Правда, были и лжеепископы. Человек может объявить себя кем угодно. Любой из вас, мужчина или женщина, набрав ещё девять человек, может зарегистрировать любую церковь под любым названием, например, “Планетная православная церковь”, потому что живут на улице Планетной. Какую-нибудь женщину из них или даже грудного ребёнка объявить патриархом этой церкви и зарегистрировать его, как патриарха. По закону это так. Поэтому очень много развелось всяких людей, которые объявляют себя незнамо кем. Если кому нравится одежда православная, пошёл в магазин Софрино и купил себе, хочешь – митру, хочешь – епитрахиль, всё, что хочешь. Всё церковное облачение можно купить, все иконы, кому нравится. А кому не нравится, можно поехать в Польшу и там купить католическое. А можно просто пиджаком обойтись, как баптисты обходятся, или как мормоны, в белых рубашках и чёрных галстуках. С этим никаких теперь больших проблем нет, даже юридических тоже. Вопрос только в том, истина будет звучать через это всё или инет?
Всё в Церкви свято. Почему в Церкви мы почитаем святые иконы, например? Как это возникает? Ну доска, ну покрытая золотом. Может быть даже не доска, а ДСП, а на этом ДСП наклеен какой-то бывший календарь. Отрезаны числа, покрыто лаком, причём лаком для пола, для покрытия паркета. Вот тебе икона, но она ничем не хуже. А что её делает святой? Некоторые думают, что святой её делает освящение. Ничего подобного. Святой её делает наше признание этой вещи иконой и наши молитвы перед ней. Для двух третей людей, которые работают в музее Рублёва или Третьяковской галерее, это не является вообще иконой. Для них это памятник, как раньше говорили спекулянты, ДРЖ — древняя русская живопись. ДРЖ — это денег стоит, это и на выставку можно свозить, можно и в церковь не возвращать. Человек берёт одну внешнюю сторону. Для него сразу икона исчезает. Она не может для него быть ни чудотворной, ни почитаемой. Он не будет перед ней на колени вставать, устами прикладываться. Совершенно нет. И наоборот, другая икона из ДСП, покрытая лаком для пола, вырезка из календаря, становится святой иконой. Почему? Он поклоняется не самому предмету, объекту материальному, а тому, что за ним стоит, вот этой духовной составляющей, чего человек внешне видеть не может совершенно. Человек, не знающий музыки, не может её даже услышать. Как испанец не может слышать звука “в”, он вместо “в” слышит “б”. Ничего с этим не сделаешь, у них в языке вообще такого звука нет. Так во многих зыках. В китайском нет звука “р”. Поэтому если ты скажешь: “Моя фамилия Рябов”, он будет переводить твою фамилию на китайский, как “Ляо”. Совсем никак не походит на “Рябов”, но это будет “Ляо” и больше никак не переведётся. Китаец даже звука “р” не услышит. Чтобы он услышал звук "р”, его нужно этому специально учить. Этому гораздо сложнее обучить, чем немца, потому что у них другой звук “р”. Для китайца это очень сложно, но он использует такие звуки в своём языке, которым русского научить вообще не представляется возможным. Я недавно наблюдал диалог двух людей. Два рабочих месили бетон, один армянин, а другой западный украинец. Там голодуха, они все приезжают сюда работать. Спрашивает, как его зовут. Армянин говорит: “Меня зовут Армен”. А он не может этот повторить. Он говорит: “Можно я тебя буду звать Фёдор? Я Фёдор и ты Фёдор. Я буду Фёдор один, а ты будешь Фёдор два. Когда я буду кричать Фёдора, ты же знаешь, что я не могу сам себя звать, поэтому ты будешь откликаться”. Так вот они обошлись. Почему? Для него было сложно, потому что тот ещё говорил с акцентом. На Кавказе ещё очень много гортанных звуков. Для него слишком сложно было уловить в этих звуках что-то похожее на то, как он сказал. Вот такие чисто фонетические возникают проблемы часто у людей. Это всё серьёзные вещи, этим наука занимается. Каждый объект имеет сложную структуру. Чтобы её понять, нужно войти обязательно в этот мир, иначе человек ничего не понимает. А раз он не понимает, он вынужден либо признать, что он профан, что в переводе на русский язык означает “дурак”. Это мало кто может признать. Легче назвать это профанацией. Поэтому человек подходит к картине, ничего не понимает и говорит: “Это мазня”. Или человек слышит музыку и говорит: “Это какая-то дребедень”. Или открывает повесть и говорит: “Это муть”. Или открывает книгу по тензорному анализу и говорит: “Ну это барахло. Лучше шофёром быть, больше заработаешь”. То же самое и с иконой, и с архитектурой, и с человеком, с медициной. Любой объект нашего бытия, какой мы ни возьмём, там существуют эти две стороны. Все претендуют на сложность, потому что человеку признаться себе и вслух сказать другим, что он существо совершенно недуховное, что он абсолютно плотской человек, это очень трудно. Даже Валерий Леонтьев: то, что он поёт, он называет музыкой и поэзией, иногда даже песнями, хотя это никак нельзя назвать ничем. Судя по тому, что он говорит, он отнюдь не дурак, то есть он не может этого не понимать. Но он ведь не может это назвать дребеденью. Тогда люди ему скажут: “А зачем ты нам морочишь голову? Почему ты просто не поёшь где-нибудь у костра, а берёшь с нас за это деньги, если это дребедень?” Тогда разрушится вся его жизнь. Потому человек вынужден лицемерить, вынужден отстаивать то, как он живёт. Под тем, что есть духовность, боксёр понимает одно, бетонщик другое, поэт третье, кинематографист четвёртое. Каждый претендует на то, чтобы это как-то приватизировать, чтобы это иметь. Даже тот, кто в этом ничего не смыслит, но имеет деньги. Как купить духовность? Чем отличается хорошая картина от плохой? Почему картина одного и того же размера, написанная на холсте, в одинаковой по стоимости раме, одна стоит пять миллионов долларов, а другая стоит три тысячи долларов, а третья стоит триста долларов? Как так? Холст один, краски те же. В чём дело, в чём проблема? За что платят деньги? Говорят, за имя. Замечательно, хорошо. Поему две картины одного формата, одного и того же художника имеют такую разницу в цене, имя-то одно? В чём дело? Значит там есть нечто, что никак нельзя объяснить и выявить, а цена на это указывает. Оказывается, это можно купить? Чтобы приобрести духовность, достаточно иметь коллекцию дисков, коллекцию картин или коллекцию икон. И вот оно уже с тобой, хотя ты к этому никак не причастен. Это очень интересно. Даже за деньги это можно неким образом приобретать, на это претендовать, иметь возможность изучать это, даже быть специалистом и неплохо разбираться во всём, кроме главного. Это очень интересное явление.
Спрашивается, зачем я так много этому уделяю внимания? Хочу объяснить, как странно иногда бывает, что духовная жизнь подлинная и Дух Божий, и откровение Божие иногда через греховную человеческую сущность и через наши уродливые взаимоотношения, которые мы строим между собой, могут вот так прорываться наружу. Самым наглядным образом служит определение Собора. Это совершенно удивительное духовное явление, когда собираются люди, через них Господь Святый Дух говорит, а они записывают. Это остаётся словом в веках. Почему, например, мы не можем взять и пересмотреть некоторые решения Собора? Устарело, давайте заменим, пойдём на компромисс. Зачем препираться? Это отменим, это забудем. Почему нельзя? Нельзя отменить, что дважды два четыре. Ничего не отменишь. Нельзя отменить истину. Сколько бы человек перед картиной Джексона Поллока ни стоял и ни говорил, что это мазня, это всё равно будет стоить несколько миллионов долларов, и с каждой эпохой цена будет расти. Это на самом деле мазня, там абсолютно не конкретная живопись, совершенно нет даже общепринятых линий, позиций. Если человек не готов, это может очень странно на него подействовать, даже с точки зрения просматривания. Он подумает: «Это мог и ребёнок нарисовать, за что такие деньги платят?» Такой возникает парадокс. Отменить это нельзя, более того, сбить цену на это нельзя. На доллар, пожалуйста. Казалось бы, какая сильная вещь. На рубль ещё проще. На квартиру на улице Горького, на Тверской можно снизить цену, а на это нет. Она может только расти. Парадокс. Почему так? Потому что там есть отражение истины. Пусть это вторично, пусть это только след.
Почему одна икона чудотворная, а другая не чудотворная? Во-первых, не чудотворных икон не существует. Все иконы чудотворные, это понятно. Человек молится перед иконой, каждый из нас молился и каждый из нас может сказать, когда с ним по молитве случалось чудо. У каждого дома висят иконы, перед которыми мы молились, и Господь, или те святые угодники Божии, чьи иконы мы имеем, совершали то, о чём мы просили. Происходило чудо, нарушение общего порядка вещей. Эти иконы чудотворные, но в личном плане. А есть такие иконы, чудеса которых зафиксированы уже давно. Про некоторые даже книги написаны, какие там чудеса происходили, кто исцелялся и так далее. А что такое чудо? Это значит, что в результате общения с этой иконой произошло явление вмешательства Бога в человеческую жизнь. А Бог вмешивается как в человеческую жизнь? Только через Святый Дух. Поэтому эту икону можно сгноить в Третьяковке, её можно сжечь, она всё равно останется иконой чудотворной, если в каком-то календаре останется хотя бы её чёрно-белая репродукция. На той стене у нас висит одна фотография с чудотворной иконой девятого века. Её подлинник висит в одном очень древнем римском храме. В этом храме несколько слоёв. Первый храм был в третьем веке, потом в шестом, потом в десятом, в шестнадцатом. Потом в девятнадцатом ещё фасад другой приделали. Там эта икона висит. На самом деле совершенно не важно, она ли здесь или просто её цветное фото. Даже если та исчезнет, это фото всё равно чудотворное, потому что столько людей перед ней молились уже тогда, когда никакой Руси ещё не было. Понимаете? Ещё государства нашего не было, а перед этой иконой уже люди молились, и уже бывали чудеса. Это очень интересно, потому что дело не в дереве, дело не в красках, не фотобумаге, не в раме, не в стекле, не в количестве чудес, а дело в том, что при общении с этой иконой произошло чудо. Дух Святый посетил, поэтому и стало это место святым. Как место становится святым? Например, точно известно, что здесь преподобный Сергий Радонежский ночевал, память об этом осталась, источник потом забил, поэтому люди считают это место святым. Так и эта икона. Так и Вселенский Собор. Собрались люди, не просто люди, а епископы из разных городов, разных стран. Иногда бывало, что говорили на разных языках. Некоторые греческого не знали, такое тоже редко, но бывало. Там говорили, обсуждали, спорили, иногда даже дрались, а потом написали и все подписались. Представляете, человек что-то написал и это осталось в веках. А почему что-то остаётся в веках? Мало ли в девятнадцатом веке было писателей. Имена некоторых мы помним, некоторых мы даже читали в школе. Пройдёт некоторое время, и их уже не будут читать, причём никогда. Их будут знать только специалисты, которые специально занимаются русской литературой девятнадцатого века. А есть писатели, которых будут читать всегда. А почему так? От чего это зависит? Буквы ведь одни и те же. Про что пишет писатель? Очень просто – ну встретил, ну полюбил, ну разошлись, ну отравил, ну дом сгорел, или вообще какую-то хронику описывает, но вот в одном вечность запечатлена, тогда это остаётся в веках, а в другом нет. Вроде популярный, какой-нибудь Шилов, а пройдёт двадцать лет и будут знать только, что был такой кич – и не искусство, и не рисунок, и не живопись, а вообще за рамками искусства находится, просто такое явление. Это никак с искусством не связано, а люди ходят. Наверное, даже билеты покупают, портреты заказывают и деньги платят, хотя цветное фото гораздо лучше, чем эта дрянь. Но попробуй, убеди, всё же нарядно, как в журнале «Огонёк». Ничего с этим не сделаешь, с этим не поспоришь. Попробуй кому-нибудь скажи, что Айвазовский – это дрянь. Заклюют. Это нельзя объяснить, всё ведь как в жизни. Но какая это жизнь, разве это жизнь? Это ведь всё обман. Такое море вообще не бывает. Это просто трюк. Хочешь я сделаю, как Айвазовский? Можно за пять минут научить. Таких Айвазовских можно налепить целую школу. Был такой художник, Вася Ситников, упокой, Господи, его душу. У него целая школа учеников была. Он за год научал человека – мужчину, женщину, молодуху, старуху, писать, как Вася Ситников. Они писали картины иностранцам. Всё потому что этому научить можно, там ничего такого нет. Там нет того, чему научить нельзя, дара Божия. А что такое дар Божий? Это есть благодать – благой дар. Где коснулась человеческой жизни благодать Божия, там сразу вечность. Почему? Потому что Бог вечный. А где не коснулась, всё это рухлядь. А коммунизм, сколько из-за этого войн, голода, истребления населения. А что толку? Пустыня, опять всё с начала начинать. Всё, что они сделали, всё рухнуло и обязательно рухнет до конца, потому что Господь Бог этого не касался. Это не может жить, это всё мёртвое. Даже то, что человек накопил, все эти червонцы превращаются тут же в этикетки для портвейна. Больше ни на что это не годится. Это всё туфта, от начала до конца, вся эта советская жизнь. Как Шилов, как Илья Глазунов – это всё не настоящее. Это, конечно, интересное явление, может быть это будут продавать на рынках, как знамёна ударника коммунистического труда на всяких барахолках. Это интересно как памятник эпохи, что была такая интересная эпоха, но не потому что этого касался Своим крылом Святый Дух. Это не может быть вечным. Каждый из нас, людей, если его сердце каким-то образом, через слово, которое мы считаем словом Божиим, через молитву, домашнюю или общецерковную, через иконы, через какой-то труд во славу Божию, если наше сердце прикоснётся к благодати Божией, то мы с вами войдём в вечную жизнь, потому что мы будем этому причастны. Поэтому самое главное церковное Таинство называется Причастием. К чему Причастие? К Божественной благодати. В этом смысл, чтобы всех людей сделать причастниками Божьего Естества. Так говорит апостол Пётр. Огромное количество людей могут десятилетиями в церковь ходить, но их ничего не коснётся. Они не хотят ни понять, ни поверить, что для этого надо. Для этого надо только одно – вслушиваться, всматриваться в заповеди Божии. Даже если они нам непонятны, сложны и страшны для исполнения, надо всё равно иметь решимость их совершать. Через это можно приобщиться. Но тут так – сначала ты поверил, а потом ты получил. Фактор веры очень важен. А зачем? Казалось бы, Господь бы сначала дал человеку, а потом бы он тогда поверил. Почему Ему нужна вера? В чём тут дело? Почему Бог сразу не может предоставить человеку такие доказательства, чтобы мы сразу бы во всём убедились? А ни в чём убеждать тут не надо, тут дело в выборе. Как говорят, на вкус и цвет товарищей нет. Кому что нравится, вот и всё. Нравится тебе церковная жизнь, пожалуйста. Не нравится, иди гуляй. Тут тебя никто не будет заставлять. Благодать Божию можно только таким образом черпать. Хочешь верь, хочешь не верь. Если поверишь, тогда нужно пробовать. Если не хочешь пробовать, тогда ничего не получится. Господь хочет, чтобы мы своим сердцем почувствовали саму истину, чтобы мы её сами выбрали, как святые отцы на Соборах выбрали из множества слов нужные слова. Они выбирали, можно сказать, интуитивно, в смысле религиозной интуиции, а не интеллектуальной. Совершенно безошибочно. Как поэт, рифмуются много слов, но он выбирает именно это. Почему он выбирает это слово? Потому что он чувствует по звуку, что это звучит, а то нет. Звучит не только фонетически, но и по ассоциациям, по смыслу, по частоте употребления. Это всё можно технически и литературно разложить, исследовать. Про одно стихотворение можно написать целый том исследований, если оно настоящее, конечно. В духовной жизни то же самое.
Те люди, память которых мы сегодня празднуем, жили очень давно, более полутора тысяч лет тому назад. Оказывается, то, что их волновало, актуально и сейчас, точно так же, как тогда. Вечные вещи не изменяются, поэтому Церковь и продолжает их праздновать. Не как историческое событие, как мы в школе и институте изучали съезды КПСС. Любого спроси, кроме двух педагогов, которые на этом двух крокодилов съели, никто ничего не помнит. Это уже вообще никому не интересно. Это дребедень, потому что они из пальца высасывали эту историю. Это не история, это провал и катастрофа. Это просто уничтожение людей, которое будет продолжаться ещё долго. Может быть, и закончится этим, но это нельзя назвать движением куда-то.
Каждый из нас тоже может приобщиться, тоже стать причастником, тоже может стать даже проводником благодати Божией. Каждый может в лучшие минуты своей жизни стать даже пророком. Собственно, Господь нас к этому и призывает. Есть слова в Священном Писании, где говорится о нас. Сказано: Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел (1 Пет. 2, 9). Вот к чему нас призывает Господь. И это всё очень рядом. Прямой нам в этом пример – святые отцы, память которых мы празднуем.
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/