Найти тему

Велики-Преслав - Переяславец на Болгарской земле

Велики-Преслав, Болгария
Велики-Преслав, Болгария

Начало публикации в статье Переяславль, как символ русской славы.

В 967 году киевский князь Святослав Игоревич захватил 80 болгарских городов, расположенных по Дунаю. Так говорит русская летопись. Однако, столицу Болгарского царства, город Преслав, расположенный в 100 км к югу от Дуная и в 500 км к востоку от Переяславца, Святослав не тронул. Не тронул он и болгарское население захваченных городов. Из-за этого, ему пришлось в 971 году повторно выбивать болгар из своего Переяславца на Дунае. Скорее всего, Болгарская земля Святослава не интересовала. Ему важно было взять контроль над прежней границей первого русского государства «Славы», проходившей по реке Дунай. На основании этого можно предположить, что Преслав — это «первый слав».

Город пятый: Болгарский Переяславец

Велики-Преслав — город в Болгарии, рядом с которым находятся руины столицы Первого Болгарского царства, называвшегося Преслав.

«В 893 году после свержения Владимира Расате, новый болгарский царь Симеон Великий перенёс столицу в город Преслав, которая в противовес старой языческой столице Плиске стала центром христианизации Болгарии.

В 919 году на церковном соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской церкви и возведение её в ранг патриархата.

В 968 году город вместе со всей Болгарией, очевидно, оккупировал киевский князь Святослав Игоревич. Столицей Святослав сделал город Переяславец, тождество которого с Преславом не установлено.

В 971 году византийские войска Иоанна Цимисхия захватили Преслав, и Восточная Болгария вошла в состав Византии.»

© Википедия. Велики-Преслав.

Во времена византийского владычества, бывшая болгарская столица, город Преслав, пришёл в состояние упадка. В конце 13-го века город был окончательно разрушен татарами, а его жители переселились на новое место, там где сейчас находится Велики-Преслав. Такая судьба была у Рязани (Переяславец на Оке), когда жители сожжённой монголами Рязани переселились в Переяславль-Рязанский, находящийся выше по Оке (в 50 км); и, скорее всего, эту участь повторил Переяславец на Дунае (сербская крепость Смедерево), кстати, по аналогии с Рязанью, выше по Дунаю (также в 50 км) находится нынешняя столица Сербии - Белград, куда могли перейти сербы из разрушенной татарами крепости; а, за компанию, от татар досталось и Преславу (болгарскому Переяславцу), жители которого также перешли на новое место.

Согласно русской летописи, в 869 году: «В лето 6377. Крещена была вся земля Болгарская».

Спустя 24 года, болгарский царь Симеон Великий перенёс свою столицу из города Плиска в Преслав и сделал его центром христианизации Болгарии. Между Плиской и Преславом всего 30 км, зачем было менять «шило на мыло», какой был в этом прок?

Ответ на этот вопрос не сложен, если вспомнить, почему князь Владимир крестился сам в Херсонесе Таврическом (руины находятся в черте города Севастополя); крестил сначала население Киева, а затем остальную Русь; а центром Христианства сделал Переяславль-Русский, что под Киевом.

Дело в том, что в Киеве проживал славянский народ поляне, верования которых были наиболее близки к Христианству:

«Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день просят за нее — что дают.»

© Повесть временных лет.

У других славян нравы значительно отличались в худшую сторону.

Переяславль-Русский был сделан центром Православия потому, что там соблюдался не только «обычай отцов», но и «заветы прадедов»:

«не заниматься любодеянием и прелюбодеянием, не красть, не клеветать или убивать и, особенно, не делать зло… Эти по заветам прадедов и из благочестия не едят мяса и не пьют вина, не творят блуда и никакого зла не делают, имея великий страх божий.»

© Повесть временных лет.

Не исключено, что такие обычаи в Переяславль-Русский были принесены из Переяславля-Рязанского; то бишь из Оковского леса, находящегося в Междуречье Волги и Оки; а значит из сердца Русской земли.

По аналогии с Русской землёй, где Центр Христианства был размещён не в Киеве, а в Переяславце, скорее всего, подобным образом поступили и болгары, разместив свой Центр Христианства не в столице Плиске, а в соседнем с ней Преславе.

Продолжение следует в статье: Был ли Египет провинцией Руси и какова здесь роль Сварога

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы

Валерий Салфетников