Напоминаю, что я решила принять участие в книжном вызове от МИФа «10 книг за 10 дней», во время которого я постараюсь прочитать 10 саммари (кратких содержаний), написать о них свои впечатления и в конце ответить на вопрос «Хотела ли бы я прочитать эту книгу полностью?». Для всех публикаций на эту тему я создала отдельную подборку.
Итак, вторая книга:
Что за фрукт?
Книга о том, как с помощью осознанности ответить на самые сложные жизненные вопросы и обрести свободу и счастье.
Судя по прочитанному мной краткому содержанию, данная книга посвящена идеям, которые должны помочь справиться со страхом смерти, а также тому, чтобы научиться ценить то, что имеешь сейчас, а не гнаться бесконечно за каким-то счастьем, которое якобы есть только в будущем и для которого нужны определённые условия.
Книга представляет собой не просто поток идей, но ещё предлагает конкретные практики, совсем не сложные в выполнении, но способные помочь обрести гармонию и свободу от беспокойства и стремления постоянно угождать кому-то, кроме себя самого.
Автор — буддийский монах Тит Нат Хан, проживший до 95 лет и умерший в прошлом году (родился в 1925, вы только вдумайтесь в эту цифру). На всех его фотографиях, которые я видела, он выглядит очень хорошо и бодро, чтоб всем так после 90 выглядеть. Монах входил в топы самых влиятельных духовных лидеров, занимался социальной, благотворительной и преподавательской деятельностью, даже выдвигался на получение Нобелевской премии мира.
Сразу хочу сказать, что я уважаю увлечение людей духовными практиками, религиозными учениями, если это всё помогает им жить эту сложную жизнь, справляться с тревогами и потерями. И я уважаю такого человека, мудрыми речами которого зачитываются и заслушиваются по всему миру. Однако я оказалась вне целевой аудитории данной книги и честно буду рассказывать почему.
Мои впечатления
- Начну с того, что я уже когда-то читала другую книгу этого автора «Тишина. Спокойствие в мире, полном шума». Она была посвящена тому, чтобы научиться концентрироваться на «здесь и сейчас». То есть на том, что ты чувствуешь, где ты находишься, в каком состоянии твоё тело, а не уплывать в своих мыслях куда-то ещё, ведь именно в таком режиме мы и проводим бОльшую часть жизни. Получается, цель — попытаться достичь тишины в мыслях. Это должно помочь справиться с тревогой и стать более сосредоточенным. Там тоже были предложены некоторые несложные практики, которые можно применять, например, просто идя по улице. Это мне было интересно, что-то я взяла себе на заметку.
- В начале краткого содержания «Искусства жить» меня зацепила фраза о том, что данная книга предназначена для тех, кто интересуется темой осознанности, и рассказывает, как избавиться от беспокойства и тревожных мыслей. О таком мне иногда интересно почитать. Однако после прочтения я поняла только, что ничего не поняла. Ну, не совсем ничего, но некоторые вещи для меня какие-то неперевариваемые. Просто непонятно, зачем это мне. Но отдаю себе отчёт в том, что, возможно, при прочтении полной версии, где автор мог выразить свои мысли более подробно и с примерами, что-то стало бы понятнее.
- Например, много говорилось про то, что надо перестать чувствовать себя отдельным «я». Только непонятно зачем мне это. Что-то там про наши восемь тел, связь с предками, космосом и прочее. Мне это не просто непонятно, мне, если честно, даже не хочется понимать, потому что я не представляю, как именно мне это может помочь жить эту жизнь.
- Также немалая часть уделяется идеям, которые должны помочь справиться со страхом смерти. Вроде как мы не умираем, после нас остаётся какая-то энергия (видимо, имеется в виду, что мы продолжаем жить в наших потомках и близких людях, или я не знаю, какая ещё энергия). Лично у меня нет страха смерти (пока?). Может, кому-то эти мысли и помогут.
- Раскрывая предыдущую тему, автор говорит о том, что нам надо научиться «смотреть на мир сквозь призму беззнаковости». Мы называем вещи какими-то именами. Например, облако. Если оно испарилось, то мы считаем, что облака больше нет. Но на самом деле оно есть, просто оно стало чем-то другим. Якобы тоже самое и с нами происходит: мы не перестаём существовать, когда умираем, а просто принимаем другую форму. Вроде бы речь не о призраках и загробном мире, я сама не поняла толком о чём. Я бы сказала, человек просто остаётся жить в воспоминаниях или, например, идеях или произведениях искусства, которые остались после него, и именно это может помочь кому-то справиться с его утратой. Я не поняла, как всё описанное в саммари должно помочь справиться со страхом смерти и уж тем более с тем, чтобы научиться жить и ценить жизнь. Мыслить в знаках — это наша человеческая лингвистическая способность, которая помогает коммуницировать и жить в обществе. Зачем мне думать о том, что облако всё ещё есть?
- Продолжая тему того, с чем я не согласна, приведу следующую цитату:
Качество нашей жизни не зависит от внешних условий: наличия денег, работы, машины или дома. Истинное счастье не нуждается в материальном подтверждении. Настоящее счастье зависит от способности проявлять заботу, сострадание и понимание, исцелять себя и своих близких.
Недавно я делилась впечатлениями от романа Кинга «Чужак», и вот там была высказана мысль, которая, в отличие от озвученной выше, мне близка. Я бы перевела её так: «Деньги не избавили от скорби, но позволили скорбеть в относительном комфорте». Можете считать меня меркантильной, да я и не утверждаю, что счастливы только успешные богачи, но кому из нас не важно, живёт ли он в уютной, тёплой, чистой квартире, хорошо ли он кушает и может ли позволить себе хорошее лечение при необходимости? Так что извините, учитель, но внешние условия для меня очень важны, и от них в том числе зависит моё душевное спокойствие.
- Ещё одна цитата, которая не кажется мне правдой. Точнее, это может быть правдой, но уж далеко не всегда.
Мы с головой погружаемся в работу не потому, что нуждаемся в деньгах или увлечены своей деятельностью, а потому, что она отвлекает нас от болезненных переживаний.
Вообще-то, во-первых, работа и правда может быть увлекательной, и в такую с удовольствием погружаешься. А во-вторых, опять про деньги. Некоторые пашут на двух-трёх работах не только потому, что пытаются от переживаний отвлечься. Отвлечься им в первую очередь помогут деньги, которые позволят накормить и одеть детей.
- А вот с таким бы я вообще была осторожней, книгу могут читать разные люди:
Осознаете ли вы условия для счастья, доступные в данный момент? Вы живы. У вас есть ноги, и вы можете ходить. У вас есть глаза: стоит лишь открыть их, чтобы насладиться раем красок и форм.
Мысль я, конечно, поняла, и согласна с ней, но мало ли кого это может задеть по больному, будучи высказанным в такой форме. Может, человек только что ноги потерял и решил почитать эту книгу в поисках смысла жить дальше, а тут на тебе. Дальше автор предложил выписать все условия для счастья, которые есть у читателя в данный момент. Вот это хорошее предложение.
- Не могу сказать, что мне вообще ничего не понравилось, какие-то идеи близки и знакомы, просто о них время от времени нужно людям напоминать. Например, помимо мысли, высказанной в предыдущем пункте, понравилась идея о том, что нам не нужно постоянно пытаться что-то доказать другим, оправдать чьи-то ожидания, в то время как для нас самих эта деятельность не имеет никакого смысла. Применительно к современной жизни я бы даже сказала, не нужно пытаться достичь чего-то, что кажется важным человеку, который вас лично даже не знает и о вас не думает. Сейчас поясню свою мысль. Одно дело, хотеть порадовать родителей своими успехами, другое — насмотреться сторис «счастливого и успешного» блогера и мечтать быть, как он (особенно если он зазывает вас на свои курсы «Успешный успех»), при этом забыть, что счастье и гармония уже вот они, прямо здесь и сейчас.
- Говоря об этой свободе быть собой, автор приводит наистраннейший пример о пациенте психиатрической лечебницы. Он боялся кур, которые жили на территории клиники, и объяснял это тем, что он считает себя кукурузным зёрнышком и куры могут его склевать. С ним провели работу, чтобы он перестал так думать, и он в итоге стал говорить, что он человек. Но, когда перед выпиской его пригласили к доктору и путь проходил через тех же кур, он опять испугался. На вопрос, почему он так себя ведёт, ведь он знает, что он не зёрнышко, он ответил: «Да, я-то очень хорошо это знаю. Но куры об этом не догадываются». В общем, думайте сами, как вам такой пример.
- Напоследок покажу вам отрывок, в котором рассказывают, откуда изначально взялось слово «нирвана». Мне было интересно, я раньше не слышала об этом.
Хотела ли бы я прочитать эту книгу полностью?
Нет. Во-первых, вы наверняка заметили, что отрицательных пунктов у меня получилось больше, чем положительных. Во-вторых, я уже читала другую книгу автора. Она мне понравилась больше, а некоторые мысли повторяются в этой книге, но, по-моему, без этих странных описаний наших восьми тел, отсутствия «я» и бесконечности нашего существования. При желании открою в телефону ту предыдущую и почитаю именно про осознанность, а не вот это вот всё.
В конце саммари нам рассказывают, что ещё есть в полной версии. Мне немножко любопытно, что скрывается за названиями тем «"Веранда слушания дождя": как создать внутреннюю неподвижность» и «Учимся ходить, сидеть и есть как свободные люди», но не настолько, чтобы снова погружаться в этот поток во многом чуждых мне мыслей.
Закончу простым, логичным и всем понятным высказыванием из книги:
В основе каждого нашего страстного желания лежит
изначальное, фундаментальное желание выжить.