В прошлых статьях о йоге упоминаются такие понятия как «состояние ниродха», «состояние самадхи», «состояние йоги (союза)». Давайте рассмотрим подробнее, указывают ли все эти 3 термина на одно и то же состояние или между ними есть какие-то различия?
Состоянии ниродха — это прекращение колебаний ума, о котором подробнее рассказано в статье «Что такое йога?».
Состояние самадхи — делится на несколько уровней, в которых с разной глубиной проявляется состояние союза.
Об этом сложно говорить. То, что далеко выходит за рамки физического опыта, описать физическими словами невозможно, вы можете столкнуться с этими состояниями, если будете погружаться в медитацию. В процессе практики постепенно можно почувствовать, что как таковых мыслительных процессов нет, но остается осознание что «это я». Если получится через это пройти, то «это я» может стереться, наступит момент когда сама концепция «я» отвалится и уже не получится наверняка сказать что присутствует какое-либо сознание, назовём это так.
- Состояние ниродхи похоже на полное выключение. А затем, в момент включения, происходит перезагрузка. Когда осознанность становится настолько острой, что самые тонкие, глубокие механизмы работы ума наконец становятся заметными.
- В то же время, как уже упоминалось, существует достаточно много уровней состояния самадхи. И как минимум на некоторых из них так же стирается ощущение, что «это я» и появляется осознание того, что что-то присутствует не как самость, но как единство, как проникновение в состояние йоги, в саму суть.
Моя настоятельная рекомендация — не пытаться как-то это изучить на уровне книг, лекций и так далее. Потому что иначе есть шанс, что вы понесёте с собой в медитацию какое-то представление о состояниях, в которых «нужно» прибывать.
Даже те, кто не так давно практикует медитации, когда начинают касаться более глубинных уровней, не могут описать это словами. Описания, какими бы они ни были подробными, слишком далеки от действительности. Не потому что учителя, практики и мудрецы не коснулись этих состояний, а потому, что когда люди пытаются как-то выразить это словами, то несомненно происходят искажения.
Есть хорошая история, в которой рассказывается, как в Индии и Южной Африке ловят обезьян. К дереву привязывают банку с узким горлом, в банку кладут банан. Проходящая мимо обезьяна видит его и, засунув лапу, хватает. Узкое горло не выпускает лапу, сжимающую банан, и, хотя знакомство с ловчим ей явно не доставит удовольствия, а причинами ее неприятностей безусловно являются банан и банка, она ни за что не хочет расстаться с бананом, что позволило бы ей извлечь лапу и убежать.
Так же и человек хватает полученную информацию о высоких состояниях и с ней пытается уйти в медитативный опыт. Что равносильно тому банану, который не даёт нам пойти глубже. Потому что есть ожидания, образы и концепции. Гарантировано, несмотря на любые представления, кто бы вам что не сказал, когда вы коснётесь этих состояний сами, все окажется совсем иначе.
Можно ли считать, что самадхи — конечная цель йоги?
Самадхи — это состояние, точно так же как медитация или гхьяна. Самадхи — это определенная глубина, на которую вы можете прийти, практикуя. Важно опять-таки вспомнить, что йога — это прекращение колебаний ума. И далее, когда эти колебания остановлены, приходит состояние, в котором мы можем увидеть свою истинную природу.
Поэтому можем ли мы сказать, что самадхи — это конечная цель йоги? Нет. Но можем ли мы сказать, что самадхи приведёт нас к конечной цели йоги, к освобождению? Да.
Это действительно непростая тема для объяснений простыми словами, ведь невозможно достоверно описать состояние. Точнее, это объяснение поймет только тот, кто пережил аналогичный опыт. Поэтому, друзья, для лучшего понимания практикуйте йогу!
А так же пишите комментарии и вопросы.🙏
До встречи в следующих статьях!
#медитация #йога #осознанность #духовный путь #саморазвитие #Патанджали #Садхгуру #Будда #буддизм